Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности по окончании вуза.






Готовность студента-выпускника — это существенная предпосылка эффективности его деятельности после окончания вуза. Готовность помогает молодому специалисту успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при появлении непредвиденных препятствий. Готовность — решающее условие быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации.
Как профессионально важное качество личности готовность студента является сложным психологическим образованием и включает в себя: а) положительное отношение к профессии, достаточно устойчивые мотивы деятельности; б) адекватные требования профессиональной деятельности чертам характера, способностям, проявлениям темперамента; в) необходимые знания, навыки, умения; г) устойчивые профессионально важные особенности восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоциональных, волевых процессов и т. д.
Готовность может выступать и в виде психического состояния, которое, хотя и не является качеством личности, все же может характеризовать возможности студента решать в условиях обучения задачи, близкие к реальным задачам профессиональной деятельности, а после распределения успешно включиться в работу по специальности. Психическое состояние готовности — это «настрой», актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент. Готовность как психическое состояние личности студента — это его внутренняя настроенность на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установка на активные и целесообразные действия (во время обучения и с началом работы после вуза).

Состояние готовности, закрепляясь в ходе обучения, превращается в устойчивую, длительную готовность. Поэтому важным показателем готовности студентов является как процесс приобретения профессиональной самостоятельности во время учебы в вузе, так и процесс адаптации их как выпускников к успешной профессиональной деятельности. О готовности, ее уровне можно судить по времени, необходимом для приобретения профессиональной самостоятельности после окончания вуза.
Исследованиями установлено, что наиболее существенным фактором, влияющим на успеваемость студентов младших курсов втузов, являются трудности, связанные с переходом на вузовские формы обучения. Очевидно, что переходные трудности замедляют формирование готовности к труду.
Следует отметить, что в ходе обучения в вузе не все студенты обнаруживают достаточно положительное отношение к своей будущей профессии

Как видно, размер этой группы студентов увеличивается от курса к курсу, и на четвертом курсе, когда в процессе прохождения производственной практики студенты получают наиболее полное представление о своей будущей специальности, группа достигает наибольшей величины.

Отмечается, что полная профессиональная адаптация измеряется временем, которое требуется молодому специалисту после окончания вуза для того, чтобы достичь эталонной производительности труда и качества работы на должности, отвечающей его профилю подготовки. Предлагается соотносить время адаптации со временем подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Там, где это соотношение меньше, там и качество обучения выше.
Об уровне профессиональной готовности можно судить также по тому, как оценивает молодой специалист свою профессиональную самостоятельность или несамостоятельность. По данным одного из исследований, подавляющее большинство молодых специалистов (81%) говорят, что им понадобилось менее одного года, чтобы «войти» в дело, т. е. почувствовать уверенность в себе. Более того, 67% считают, что им понадобился для этого значительно меньший срок — до 6 месяцев.

Думается, что срок профессиональной адаптации в пределах полугода для большинства выпускников можно считать оптимальным. Разумеется, более короткий срок профессиональной адаптации выпускников будет свидетельствовать об их высокой готовности к труду после окончания вуза.
Исследование адаптации к условиям коллективной деятельности показало, что выпускникам нужно разное время, чтобы почувствовать себя в коллективе уверенно, понять и принять систему личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе. Как видно, адаптация к внутригрупповым отношениям заканчивается приблизительно на полгода раньше, чем профессиональная. Таким образом, одним из важнейших показателей готовности является период адаптации к трудовой деятельности. Вместе с тем для определения уровня готовности нужна характеристика процесса и результатов деятельности специалиста в первые месяцы его работы после назначения.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал