Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические основы научной организации труда (НОТ) в вузах.






 

Научная организация труда (НОТ) студента - это изучение и организация труда, основывается на основных положениях педагогики, психологии, физиологии о требованиях к деятельности студента, учитывает возможности и возрастные особенности его организма и создает благоприятные условия для развития. Требования НОТ охватывают все стороны жизни студентов как в сфере учебно-познавательной деятельности, так и в сфере свободного времени.

Ведущей деятельностью студентов в высших учебных заведениях (ВУЗ) является учебная. Она заключается в мотивированной активности в процессе достижения целей обучения. Учебная деятельность студентов в отличие от учебной деятельности учащихся имеет профессиональную направленность. Существенным в их учебной деятельности также является усиление роли профессиональных мотивов самообразования и самовоспитания.

Научная организация труда студентов педагогических вузов имеет двойной характер, поскольку будущие учителя должны не только усвоить главные принципы учебной деятельности, но и овладеть основами научной организации педагогического труда, умениями НОТ школьников. Составляющими НОТ студента является умение определять цель своей деятельности и пути ее реализации, планировать процесс деятельности, контролировать ее результаты и соответственно этому намечать дальнейшую самообразовательную деятельность.

Внешняя сторона НОТ основывается на умениях рационально организовывать режим учебной деятельности или свободного времени, целесообразно распределять различные виды деятельности (в частности учебную деятельность), определять последовательность их выполнения, готовить рабочее место и т.д..

Внутренняя сторона НОТ студента заключается в определении целей своей работы, выяснении ее средств, правильном подборе приемов осуществления (планирование) контроля (контроль и самоконтроль) и, в случае необходимости, коррекции дальнейшей деятельности.

Следует отметить, что формирование умений научной организации труда происходит поэтапно. На первом этапе необходимо четко определять образовательное задача, задает условия дальнейшей познавательной деятельности. Далее формируются умения выполнять определенную деятельность с учетом имеющегося уровня знаний. При этом постепенное усложнение организационной составляющей деятельности происходит за счет широкого использования в учебно-познавательной деятельности различных познавательных задач, которые включают: анализ условий задачи и вопросов к ней, актуализацию знаний по конкретному вопросу, выдвижение гипотезы решения, определения плана решения и его осуществления, проверку результатов деятельности. Следует отметить, что для создания условий, при которых формируются организационные функции студенчества, необходимые перестройка мотивационной сферы студентов и включения в их деятельности социальных мотивов, идеалов, жизненных планов. В таком случае процесс учения приобретает лично значимых черт и предопределяет активность позиции студентов, что способствует появлению более гибких организационных форм работы студентов.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал