![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
FXC Astra
Более старый аналог Cypres — американский FXC Astra. Его конструкция очень похожа на Cypres. Прибор состоит из таких же частей, каждая из которых имеет примерно теже размеры, благодаря чему Astra может быть смонтирована на парашютную систему, подготовленную для установки Cypres. Принцип работы Astra такой же, как у Cypres, но есть несколько заметных отличий. Сенсоры давления находятся в пульте управления, а не в центральном управляющем блоке, как у Cypres. Производитель прибора заявляет, что это увеличивает точность определения высоты. Включение прибора производится не кнопкой, а DIP-переключателем. Все это не позволяет установить пульт управления в пластиковом кармане для пульта Cypres. Обычно пульт управления Astra размещают на плечевом обхвате подвесной системы. Включать прибор необходимо до прыжка, на площадке приземления (или на ее высоте). Выключать прибор между прыжками не обязательно. Но все же после приземления прибор рекомендуется выключить для экономии заряда батарей, а перед следующим прыжком заново включить, чтобы он снова выполнил калибровку. Выключать прибор можно и после раскрытия основного парашюта. Для выполнения регламентных работ данный прибор не обязательно отправлять на фирму-производитель, при наличии необходимого оборудования (барокамеры) можно проводить тестирование на месте использования. Сенсоры определяют давление 16 раз в секунду. Индикация состояния и исправности производится единственным светодиодом на пульте управления. По сравнению с Cypres прибор имеет более дорогие пиропатроны и более дешевые батареи. Высота срабатывания: 305 ± 61 м. Скорость снижения: 40 ± 5 м/с. Минимальное время работы батарей — 150 ч в течение 5 лет. MARS По устройству и характеристикам данный прибор схож с приборами Vigil и Cypres. Также он конструктивно выполнен как эти приборы.
Тема № 4 «Требования к экипировке и специальному снаряжению» СНАРЯЖЕНИЕ ПАРАШЮТИСТА Теоретически опытный парашютист может надеть парашют на обычную одежду и безопасно совершить прыжок. Но так обычно не делают: во-первых, неудобно, во-вторых, для серьезных занятий парашютным спортом нужно дополнительное оборудование. Например, при групповых прыжках из соображений безопасности следует достаточно точно соблюдать высоту раскрытия и необходим жесткий шлем. Некоторые виды парашютного спорта накладывают ограничение на используемую обувь. Как и в других видах спорта, для полноценного выполнения прыжков стоит использовать специальное снаряжение. ОДЕЖДА Техника безопасности требует, чтобы одежда парашютиста была с длинными рукавами и штанинами. Допустим, парашютист при раскрытии парашюта непроизвольно начинает выполнять сальто вперед. В результате стропы раскрывающегося парашюта рывком скользят (или хлыстом ударяют) по ногам, оставляя синяки и ожоги, если ноги ничем не защищены. В сильный ветер возможно протаскивание парашютиста по земле. Кроме того, иногда парашютирование заканчивается в ветвях деревьев. В этих случаях тоже гораздо приятнее, если руки и ноги защищены соответствующей одеждой. Не слишком удобно прыгать в джинсах — они все-таки стесняют движения. В воздухе парашютист, особенно занимающийся парашютной акробатикой, должен быть особенно гибким. Джинсы сковывают движения. Гораздо удобнее прыгать в спортивном костюме или комбинезоне. И уж без сомнения, лучше всего для прыжков подходят специальные парашютные комбинезоны — свой для каждого вида прыжков. Комбинезон для групповой акробатики представляет собой комбинированную конструкцию. Групповой акробат в свободном падении лежит на животе и должен падать быстро, поэтому комбинезон должен плотно облегать тело, но при этом не сковывать движения. Передняя сторона комбинезона делается из скользкого синтетического материала; на рукавах, штанинах и пояснице — вставки из эластика; спина комбинезона должна дышать, чаще всего она из хлопчатобумажной ткани; штанины заканчиваются «ластами» — рулями для большей маневренности спортсмена в свободном падении (их надевают на мысок). Колени усиливаются плотным материалом, так как спортсмену приходится много ползать на коленках, укладывая парашют. На рукавах и штанинах комбинезона пришиваются своеобразные колбаски — захваты, за которые парашютисты держат друг друга в свободном падении, образуя таким образом фигуры групповой акробатики. Фрифлаисты обычно надевают свободные комбинезоны, которые немного тормозят стремительное падение, ведь спортсмен-фрифлаист падает быстрее любого другого парашютиста. К тому же такой комбинезон немного облегчает выполнение фигур фриф-лая, что важно для начинающих. Для классики, фристайла и скайсерфинга (скай-серф — прыжки с лыжей) используются облегающие комбинезоны, которые позволяют развить большую скорость и подчеркнуть фигуру спортсмена в артистических дисциплинах. Купольщики используют комбинезоны, защищающие от ожогов о стропы парашютов других членов команды. Эти комбинезоны могут быть, например, из хлопчатобумажной ткани, но никак не из капрона. На снаряжении купольщика не должно быть жестких выступающих частей, каких-либо крючков, чтобы предотвратить зацепы за стропы и купола парашютов. Воздушные операторы обычно используют достаточно просторные комбинезоны с «крыльями» — отстегивающимися перепонками между руками и бедрами. Такая одежда позволяет им перемещаться в пространстве без потери высоты относительно объекта съемки, работать с парашютистами разных весов.
ОБУВЬ Для большинства видов спортивных прыжков отлично подходят почти любые кроссовки. Требования к прыжковой обуви такие: она должна быть закрытой, без каких-либо крючков, иметь более-менее выраженную подошву (не такую, как у кед) без высоких каблуков, не сковывать движения ноги. Часто спортсмены-парашютисты пренебрегают этими требованиями и прыгают в открытых сандалиях или даже босиком. Но поскольку от неудачных приземлений не застрахованы даже самые опытные парашютисты, риск повреждения ног лежит на них самих, а также на совести лиц, допускающих их к прыжкам. Для некоторых дисциплин обувь имеет важное значение. Такой новый вид, как пилотирование (swoop), требует использования обуви с закрытыми носками.
ШЛЕМ При несоблюдении техники безопасности, недостаточной внимательности возможно столкновение парашютистов в воздухе на очень высокой скорости. Поэтому в групповых дисциплинах парашютного спорта целесообразно надевать на голову жесткий шлем, это доказано практикой. Во многих организациях групповые прыжки без жестких шлемов запрещены.
Рис. 56. Шлемы для групповой акробатики: Matrix (слева); Oxygn (справа)
Групповики чаще всего используют закрытые шлемы с забралом (full-face). Наиболее популярны американский Oxygn, итальянский Z-1 и его отечественные аналоги Matrix, R& K (рис. 56). Самый дорогой из них — Oxygn — отличается быстрой и удобной системой фиксации на голове, его забрало меньше всего ограничивает обзор. При прыжках на фрифлай, как и в групповой акробатике, следует обязательно использовать жесткий шлем. Классика, фристайл, скайсерф — одиночные дисциплины, и здесь обычно используются мягкие шлемы, которые обеспечивают минимальную защиту и нужны, главным образом, для прикрытия ушей от сильного воздушного потока (рис. 57).
Рис. 57. Парашютные шлемы: жесткий для фрифлая Bonehead Mindwrap (слева); мягкий «арбуз» украинского пошива (справа) ОЧКИ Сильный воздушный поток, обдувающий человека в свободном падении, создает проблему для нормального зрения. Чтобы защитить глаза, используются специальные парашютные очки (рис. 58). Существуют разные модели, но все они должны удовлетворять Рис. 58. Парашютные очки: 1 — очки из поликарбоната, защищающие от ультрафиолета; 2 — очки «Croops» из плексигласа; 3 — очки-неломайки; 4 — очки «Reflex» в оправе, ограничивающей обзор
следующим требованиям: защищать от сильного ветра, не ограничивать обзор, не создавать опасности для парашютиста. Таким образом, очки должны плотно прилегать к лицу, но не потеть (для этого часто делают небольшие вентиляционные отверстия). Чтобы очки не сдувало, они, как правило, имеют достаточно тугую резинку. При выполнении прыжков парашютист может получить удар по голове (при групповой работе или при приземлении). Чтобы при этом не повредить глаза, парашютные очки практически никогда не бывают стеклянными, их делают из различных пластиков и полимеров. Парашютные очки могут быть как прозрачные, так и затемненные. Использовать темные очки достаточно удобно, особенно при прыжках над облаками, когда солнце освещает их поверхность и слепит парашютиста. Но в некоторых случаях использовать темные очки нельзя, например студентам AFF (инструктор должен видеть его глаза) или парашютисту, лицо которого снимает воздушный оператор. Самыми популярными, пожалуй, можно назвать полимерные очки-неломайки. Они недорогие, обеспечивают хороший обзор и, самое главное, не ломаются, если на них сесть, наступить или наехать. Групповики обычно прыгают в закрытых шлемах с забралом и очки не используют. Среди фрифлаистов принято использовать фри-флайные очки — в оправе, отличающиеся от обычных солнцезащитных очков обтекаемой формы только веревочкой на дужках. Для падения в традиционной позе (на животе) они плохо подходят, а при прыжках на фрифлай в эти очки практически не поддувает, особенно если улыбаться.
ПЕРЧАТКИ При управлении куполом парашютисту приходится держаться за петли управления, тянуть за свободные концы, иногда — за стропы. При интенсивных прыжках кожа на руках быстро изнашивается. Поэтому целесообразно использовать перчатки. При приземлениях на лес и другие препятствия перчатки крайне необходимы. При прыжках на купольную акробатику приходится хвататься за стропы парашютов, которые иногда скользят по руке с высокой скоростью, и перчатки также необходимы. Зимой они защищают от холода. Требования к парашютным перчаткам таковы: они не должны создавать проблем при прыжках, в частности при управлении куполом и в особых случаях. Перчатка не должна затруднять движение, когда парашютист берется за петли управления, вытяжное кольцо, подушку отцепки. Рука в перчатке не должна соскальзывать с лямок и цепляться за металлические детали парашютной системы. Поэтому не используют вязанные и толстые перчатки. Для прыжков никаким образом не подходят рукавицы. Лучше всего использовать специальные кожаные прыжковые перчатки. Также в большинстве случаев рекомендуется использовать перчатки, чтобы не стирать руки о лямки при управлении, гашении купола и елезании с деревьев. Перчатки не должны быть толстыми и ворсистыми, чтобы не мешать быстрым действиям в сложных ситуациях.
ПАРАШЮТНЫЙ ВЫСОТОМЕР (АЛЬТИМЕТР) Для всех видов прыжков высота раскрытия не должна быть ниже заданной (обычно — 1000 м). При групповых прыжках высота раскрытия должна быть не ниже, но и не выше заданной, иначе возможны столкновения. При работе на точность приземления спортсмен должен знать свое текущее положение в пространстве для построения правильного захода на приземление. Таким образом, перед парашютистом стоит необходимость определять высоту, на которой он находится. Для этого используется специальный прибор — парашютный высотомер. Это достаточно легкое и компактное устройство, имеющее, как правило, металлический корпус и достаточно большой циферблат, позволяющий быстро узнать высоту, если взглянуть на него с расстояния вытянутой руки. Чаще всего высотомер надевают на кисть левой руки. Его крепеж должен обеспечивать свободу движения кисти, но при этом не позволять высотомеру сдвигаться и неожиданно пропадать из поля зрения. Иногда высотомер крепят на грудь или бедро, это более удобно для работы на точность приземления. Высотомер определяет высоту косвенно — по разности атмосферного давления, с помощью анероида (см. описание устройства страхующего прибора ППК-У). Большинство высотомеров механические, со стрелкой. Есть и электронные высотомеры с цифровым или аналоговым индикатором. Аналоговый индикатор предпочтительнее, так как его показания быстрее воспринимаются человеческим мозгом. В настоящее время в эксплуатации и продаже можно встретить следующие модели: Barigo, Altimaster, FT-50, ВП, ВП-3. Высотомеры советского производства выгодно отличаются ценой, иностранные — качеством. При выборе высотомера надо учитывать, что импортные приборы могут иметь как метровую, так и футовую шкалу.По мнению автора, самым оптимальным вариантом является четырехкилометровый Barigo — он легок, на дежен и удобен. У шестикилометровых моделей менее точная шкала, и, учитывая, что прыжки с высот более 4000—4500 м выполняются крайне редко, их использование не оправдано. Именно поэтому немецкие четырехкилометровые Barigo (рис. 59) распространены наиболее широко. Американские Altimaster-III (рис. 60) также надежны, более компактны, но заметно тяжелее. Их корпус несколько толще и имеет меньший циферблат. В России они распространены значительно меньше. Специфическая модель Altimaster-II (рис. 61) имеет очень большой циферблат и устанавливается, как правило, на грудной перемычке или на бедро. Французские FT-50 — самые дешевые и наименее надежные из западных высотомеров. Имеют грубое исполнение, часто ломаются и особой популярностью не пользуются.
Рис. 59. Высотомер Barigo
Рис. 60. Высотомер Altimaster-III Рис. 61. Высотомер Altimaster-И с футовой шкалой, установленный на грудной перемычке
Отечественный ВП-3 с трехкилометровой шкалой достаточно громоздок и не особенно надежен. Но при этом он более чем в два раза дешевле иностранных приборов. При недостатке средств и аккуратном обращении его можно рассматривать как вариант для прыжков с 4000 м. Отечественный ВП (или ВП-1), имеющий шкалу в 1000 м, также весьма капризен. Из-за небольшой шкалы его нецелесообразно использовать при прыжках с высот выше 2000—2500 м: зафиксировано много случаев, когда парашютист ошибался в подсчете кругов, сделанных стрелкой во время свободного падения. Данный прибор используют при работе на точность приземления, так как его небольшая шкала наиболее подробна и информативна в диапазоне 0—1000 м. В настоящее время многие парашютисты используют электронные высотомеры различных производителей. Данные устройства обладают меньшим весом и габаритами по сравнению с механическими аналогами. Более точными показаниями измерений. Некоторые имеют возможность измерять и запоминать несколько параметров (высоту отделения, высоту раскрытия, скорость свободного падения парашютиста и др.) К недостаткам можно отнести стоимость и необходимость замены элементов питания.
ПИЩАЛКА (ЗВУКОВОЙ СИГНАЛИЗАТОР) Это компактный электронный прибор, способный определять текущую высоту и при заданных ее значениях выдавать звуковые сигналы. Устанавливают в шлем около уха (рис. 62). Чаще всего есть возможность выставить три высоты, на которых пищалки будут подавать три разных сигнала (разбежка, открытие основного парашюта, отцепка). Пищалка в некоторой степени дублирует высотомер и не требует визуального контроля, что особенно важно для фрифлаистов, которым в свободном падении неудобно смотреть на высотомер, расположенный на руке. В качестве недостатка отметим невозможность с ее помощью узнать высоту в произвольный момент времени. Кроме того, пищалка в значительной степени расслабляет парашютиста, из-за чего начинающим спортсменам использовать звуковые сигнализаторы запрещают, пока они не привыкнут контролировать высоту по визуальному высотомеру. Рис. 62. Пищалки Skytronic (слева) и ProTrack (справа), установленные на шлемы
Самые простые пищалки имеют механический регулятор установок без индикаторов (Little Angel, Dytter). Более современные недорогие модели управляются кнопками и оснащены светодиодными индикаторами установленных высот (Pro-Dytter, Vertex-Fly). Самые совершенные модели имеют жидкокристаллический экран, могут записывать во встроенную память данные о прыжках — высоту отделения и раскрытия, максимальную и среднюю скорость падения и другие параметры (Pro-Track, Neptun, Skytronic). Для большинства видов прыжков основным прибором, определяющим высоту в свободном падении, является высотомер, а звуковой сигнализатор — вспомогательным. Для фрифлая, где высотомером пользоваться затруднительно, пищалка — основное средство контроля высоты, и принято использовать сразу две штуки.
СТРОПОРЕЗ Предназначен для отрезания строп, когда это необходимо для решения возникших проблем. Например, если при отказе основного парашюта его необходимо отцепить, а замок отцепки заклинило. Стропорез может понадобиться и при прыжках на принудительное раскрытие в случае зависания за самолетом или для освобождения от парашюта при зависании на дереве. Случаи, когда парашютист пользовался стропорезом при отказе основного парашюта, единичны, но тем не менее пока наличие у парашютиста стропореза является обязательным условием для допуска к прыжкам, исключение делается обычно только для перворазников. Стропорез представляет собой обоюдоострый нож с тупым концом (рис. 63). Обязательно используются жесткие ножны, не допускающие случайного пореза части парашютной системы. Рукоятка ножа-стропо-реза привязывается шнуром к какой-либо части парашютной системы, чтобы парашютист не потерял нож, если он случайно выпадет из рук или ножен. После использования стропореза в воздухе парашютисту полагается выбросить его, и, чтобы нож не болтался на веревке, мешая раскрытию запаски, его шнур привязывается к парашютной системе через не особо прочное звено, которое парашютист в состоянии порвать, часто для этого используют черную резинку. Стропорез для купольной акробатики — это обоюдоострый клинок с острым концом, позволяющий парашютисту, обмотанному куполами, выбраться наружу и воспользоваться запасным парашютом. Рис. 63. Стропорезы для десантных парашютов и для купольной акробатики (внизу) Рис. 64. Стропорезы для спортивных парашютных систем
На большинстве современных спортивных паре шютных систем устанавливается компактный стропо-рез-крючок, которым сложно порезаться случайно и которым при необходимости можно обрезать пучок тонких современных строп (рис. 64).
СЕКУНДОМЕР Для прыжков используется обычный механический секундомер из спортивного магазина. Он нужен для отслеживания времени задержки раскрытия парашюта в случаях, когда отсутствует высотомер или необходимо строго выдержать время падения. Чаще всего это требуется при прыжках с длительной стабилизацией падения (10—30 с). Обычно секундомеры устанавливаются в колодку, которая монтируется на запасной парашют с передним расположением ранца.
Тема № 5 «Укладка и подготовка парашютов (парашютных систем)»
Парашютная система перед каждой укладкой должна подвергаться тщательному осмотру. Неправильно, если осмотр проходят только купола. Все части системы - ранец, подвесная система, парашюты, металлические детали, звенья и др. - перед укладкой должны пройти осмотр. На частях системы проверяются: - наличие порывов или износа волокон на лентах, тросах, тканях, шнурах, чекующих петлях и шлангах; - наличие поврежденных швов, выползаний ткани из-под люверсов; - наличие сильного изменения окраски материалов или присутствие пятен неизвестного происхождения; - исправность люверсов, шпилек, текстильных застежек, элементов жесткости и шлангов. При осмотре отдельных элементов системы - - строп парашюта - заправить внутрь стропы обнаруженные петлявости; - разъемных пряжек на свободных концах – завернуть ослабленные гайки ключом; - звеньев раскрытия и отсоединения – проверить легкость хода тросов в шлангах и боуденах; выпрямить имеющиеся резкие перегибы троса; не применять звено, если трос невозможно выпрямить. Для укладки парашютов применяют принадлежности описаные в руководстве по эксплуатации и инструкциях производителей парашютов. Укладка парашютов должна производится на ровной, чистой и гладкой поверхности с использованием укладочных столов (ковриков). Укладка парашютов организуется перед проведением прыжков заблаговремено, либо в течении смены под руководством инструктора с контролем каждого этапа укладки. По окончанию укладки спортсмен оформляет документацию (делает запись в паспорт парашютной системы, ставит свою роспись. Подает паспорт на подпись инструктору проводившему контроль за укладкой). После укладки и оформдения документации на ПС. Спортсмен производит подгонку ПС под себя. Крайняя проверка ПС производится инструктором на линии стартового осмотра непосредственно перед посадкой в ВС. Контроль за укладкой парашютов производит инструктор допушенный к проверке и контролю за укладкой согласно приказам по АО. Контроль укладки ПС производится поэтапно в случае обнаружения неправильных действий укладчика либо нарушения порядка укладки описанного в ИЭ или методических рекомендациях процесс укладки начинается заново. Переходные и скоростные парашютные системы укладываются как правило «на весу» по методу ProPak. Все действия по правилам и порядку укладки парашютов описаны в инструкциях по эксплуатации на конкретный вид парашюта его производителем. Данные требования в процессе укладки необходимо строго соблюдать. Несоблюдение требований производителя может привести к отказам парашюта.
Тема № 6 «Отработка на земле элементов прыжка с парашютом» Для управления «крылом» используются стропы управления и две пары свободных концов. Кроме того, парашют-«крыло» чувствителен к перекосу подвесной системы. Если парашютист переносит вес на один из ножных обхватов, купол начинает доворачиваться в соответствующую сторону. Такое действие равносильно втягиванию двух свободных концов слева или справа. Чем больше загружен купол, тем он более чувствителен к перекосу подвесной системы.
|