![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации для студентов.
ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ГЕНЕТИКУ. Развитие современной медицинской науки и практического здравоохранения характеризуется повышением значимости генетических знаний в профессиональной подготовке врача. Около 5% всех новорожденных детей имеют выраженную врожденную и наследственную патологию. Количество заболеваний этиологически жестко детерминированных генетическими факторами в настоящее время составляет более 4 тысяч. В формировании 90 % хронической неинфекционной патологии людей задействованы в различной степени наследственные факторы. Знания о роли наследственности и изменчивости в возникновении различных патологических состояний человека являются важным составляющим подготовки будущего врача. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Изучить цели и задачи медицинской генетики, её значимость в профессиональной подготовке врача. 2. Рассмотреть современные представления о геноме человека. 3. Изучить принципы классификации наследственно детерминированных заболеваний человека. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: 1. Знать основы общей генетики и генетики человека. 2. Знать структурно-функциональную организацию наследственного материала в эукариотической клетке. 3. Знать биологические механизмы репродукции человека. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Медицинская генетика: цели, задачи, составляющие. 2. Место медицинской генетики в системе медицинских знаний, её взаимосвязь с другими клиническими и медико-профилактическими дисциплинами. 3. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии медицинской генетики. 4. Современные представления о геноме человека, его изучение. 5. Принципы структурно-функциональной организации наследственного материала в клетках человека. 6. Изменчивость наследственных признаков как основа патологии. 7. Роль мутаций в формировании наследственных заболеваний человека. 8. Наследственные факторы и средовые воздействия в генезе патологии человека. 9. Наследственность и патогенез. 10. Взаимосвязь наследственных факторов с клинической картиной болезни и исходами заболевания. 11. Классификации наследственных болезней человека. 12. Генетические основы гомеостаза.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Лекции. 2. Бочков Н.П. Клиническая генетика: Учебник. – М.: Медицина, 1997. – С. 7-29. 3. Гинтер Е.К. Медицинская генетика: Учебник. М.: Медицина, 2003, 428 с.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Медицинская генетика как наука. Её предмет, объект и задачи. 2. История развития генетики человека и медицинской генетики. 3. Рассмотрите основные достижения в области генетики человека и медицинской генетики в последние десятилетия. 4. Значение медико-генетических знаний в практической работе врача. 5. Дайте характеристику ДНК человека (размеры, количество генов, последовательности ДНК и их значение). 6. Структурная организация генов человека. 7. Реализация наследственной информации в клетках человека. 8. Митохондриальный геном и его значение. 9. Международная программа «Геном человека». 10. Роль наследственности и среды в развитии патологии человека. Мутации как причина наследственной патологии. 11. Подходы к классификации наследственно детерминированных заболеваний человека.
ТЕМА: МЕТОДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ
В решении задач, стоящих в настоящее время перед медицинской генетикой используется целый спектр клинических и лабораторных диагностических методов. Одними из классических генетических методов, получившими достаточно широкое практическое применение, являются клинико-генеалогический и цитогенетический методы. Введенный в практику в 1875 году Ф. Гальтоном метод составления родословных на основе клинических данных используется при решении вопросов, связанных с установлением наследственной природы признака (заболевания), типа наследования, при медико-генетическом консультировании. Выявление этиологических факторов хромосомных синдромов непосредственно связано с цитогенетическим методом. Число описанных типов хромосомных аномалий сейчас составляет около 1000. 100 из них имеют четкую клинику и называются синдромами. Обязательным требованием к практической подготовке будущего врача является овладение им клинико-генеалогическим методом и знание целей и возможностей современных методов цитогенетической диагностики. Среди различных генетических методов, применяемых в медицинской генетике, особое значение имеют методы, позволяющие оценивать структурное и функциональное состояние отдельных генов на основе изучения биохимических продуктов, контролируемых ими. Биохимические методы достаточно широко используются в настоящее время для диагностики наследственных болезней обмена и мультифакториальных заболеваний. В последние годы интенсивно развивается и внедряется в практику группа молекулярно-генетических методов, применение которых дает возможность выявлять даже небольшие по размерам мутационные изменения (вплоть до замен отдельных азотистых оснований) в генах. Знание сущности биохимических, молекулярно-генетических методов, их значения в клинической практике, дает возможность врачу провести полноценную верификацию диагноза достаточно большой группы наследственно детерминированных заболеваний человека. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Овладеть клинико-генеалогическим методом для целей диагностики наследственной патологии. 2. Изучить сущность, виды, возможности цитогенетического метода в диагностике наследственных болезней, показания к его применению. 3. Изучить цели и возможности современных методов биохимической диагностики наследственно детерминированных заболеваний человека. 4. Рассмотреть принципы молекулярно-генетических методов диагностики, их возможности и ограничения. 5. Изучить популяционно-генетические механизмы распространения патологических генов в группах населения.
ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: 1. Знать основы общей генетики и генетики человека. 2. Знать структурно-функциональную организацию наследственного материала в клетках человека. 3. Знать биологические механизмы репродукции человека. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Метод составления родословных и его использование в клинике. Основные понятия, используемые при составлении родословных: родословная, пробанд, легенда родословной, условные обозначения. 2. Этапы проведения клинико-генеалогического обследования. Особенности сбора генеалогической информации при различных видах патологии. Анализ медицинской документации. 3. Типы моногенного наследования и их критерии. Понятие ''спорадический случай'', возможные причины ''спорадических случаев'' в семье. 4. Генеалогический метод при мультифакториальных заболеваниях: зависимость величин повторного риска от пола пораженного индивида, количества пораженных родственников, степени родства с пробандом, тяжести заболеваний. 5. Суть и область применения цитогенетических методов. Значение цитогенетического метода в клинической профилактике. Показания для его применения. 6. Дерматоглифический и близнецовый методы, их сущность и возможности. 7. Значение биохимических методов в диагностике наследственных болезней обмена и мультифакториальных заболеваний. Показания к биохимическому исследованию для диагностики наследственных заболеваний. 8. Уровни биохимической диагностики: первичный продукт гена, клеточный уровень, метаболиты в биологических жидкостях. Качественные и количественные методы предположительной диагностики (просеивание). 9. Просеивающие программы массовой диагностики наследственных болезней и гетерозиготных состояний. Подтверждающая диагностика (количественное определение ферментов и метаболитов). 10. Молекулярно-генетические методы: суть, универсальность, возможности использования. Понятие о ПЦР 11. Характеристика основных методических подходов молекулярно-генетического анализа (выделение ДНК, рестрикция, электрофорез, блоттинг, гибридизация, зонды). 12. Применение молекулярно-генетических методов в дородовой, доклинической диагностике и диагностике гетерозиготных состояний. Полиморфизм длины рестрикционных участков ДНК и его использование для диагностики методом сцепления генов. 13. Гены в популяциях. Закон Харди-Вайнберга. Географические и популяционные различия в частотах наследственных болезней. 14. Генетическая структура популяций человека и факторы её определяющие (мутации, миграции, отбор, дрейф генов, структура браков, изоляция, численность популяции).
ЛИТЕРАТУРА: 1. Лекции. 2. Бочков Н.П. Клиническая генетика: Учебник. – М.: Медицина, 1997. – С. 43-55, 136-140, 165-174, 93-100, 174-184, 242-244. 3. Мутовин Г.Р. Основы клинической генетики. М.: Высшая школа, 2001, 234 с.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Определение и сущность клинико-генеалогического метода. Значение клинико-генеалогического метода в клинической практике. 2. Методика сбора генеалогической информации. Возможные ошибки. Составление родословной: общие принципы, предъявляемые требования к родословной, условные обозначения, легенда родословной. 3. Критерии разных типов наследования: аутосомно-доминантного, аутосомно-рецессивного, Х-сцепленного доминантного, Х-сцепленного рецессивного, голандрического, митохондриального. 4. Сущность цитогенетического метода. Показания для проведения цитогенетических исследований. 5. Методика осуществления цитогенетического анализа (получение препаратов митотических хромосом, окраска препаратов и их микроскопия). Сущность и принципы молекулярно-цитогенетических методов. 6. Дерматоглифический метод и его применение. Сущность близнецового метода и задачи, решаемые с помощью него. 7. Сущность биохимических методов и их значение в диагностике наследственно детерминированных заболеваний. Понятие о просеивающих методах. Подтверждающая диагностика. 8. Рассмотрите значение массовых просеивающих программ в диагностике фенилкетонурии, врожденного гипотиреоза, адреногенитального синдрома. Показания для применения биохимических методов диагностики. 9. Сущность молекулярно-генетических методов и задачи, решаемые с помощью них. Показания к применению молекулярно-генетических методов. 10. Этапы проведения молекулярно-генетического анализа, их характеристика. Полимеразная цепная реакция: принципы осуществления, значение для медицины. 11. Методы прямой молекулярно-генетической диагностики наследственных заболеваний, их сущность и практическое значение. Разрешающие возможности и диагностическое значение непрямых методов анализа ДНК 12. Популяционо-генетический метод и его применение в медицинской генетике. Факторы, определяющие генетическую структуру популяций человека и их роль в эпидемиологии наследственных болезней
ТЕМА: СЕМИОТИКА И КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Возможность осуществления клинической диагностики наследственно детерминированных заболеваний в значительной степени определяется уровнем знания врачом их семиотики. Характерной чертой клинического проявления наследственной патологии, которую нужно учитывать при верификации диагноза, является множественность поражения систем органов организма. В основе множественного характера поражения лежит плейотропность действия генов. Отличительными особенностями наследственных заболеваний, имеющими существенное значение при проведении диагностических мероприятий, являются их генетическая гетерогенность и клинический полиморфизм. Понимание генетических механизмов, определяющих вариабельность семиотики наследственно детерминированных заболеваний дает возможность не только осуществлять их полноценную клиническую диагностику, но и позволяет проводить эффективную лечебную коррекцию данной патологии. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Изучить особенности клинического проявления и общие принципы клинической диагностики наследственных болезней. 2. Овладеть навыками осмотра больных и их родственников, направленных на выявление врожденной и наследственной патологии, оценку диагностической и прогностической ценности обнаруживаемых симптомов и морфогенетических вариантов. 3. Рассмотреть причины широкого клинического полиморфизма этиологически единых форм и генетической гетерогенности клинически сходных наследственных болезней. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: 1. Знать основы общей генетики и генетики человека. 2. Знать основные закономерности индивидуального развития организма человека. 3. Знать пропедевтику внутренних болезней человека. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Общая и частная семиотика наследственных заболеваний 2. Плейотропность действия генов и множественный характер поражения при наследственной патологии 3. Особенности клинического осмотра больных и их родственников, способствующих диагностике врожденной и наследственной патологии. 4. Морфогенетические варианты развития (микроаномалии, микропризнаки, признаки дисэмбриогенеза), их генез, постнатальная модификация 5. Общие и специфические морфогенетические варианты: значение в диагностике наследственных синдромов и врожденных состояний 6. Врожденные пороки развития и их характеристика 7. Клиническая значимость явлений неполной пенетрантности и варьирующей экспрессивности в структуре причин клинического разнообразия этиологически единых форм наследственной патологии 8. Генетическая гетерогенность клинически сходных форм заболеваний 9. Общеклинические особенности проявлений наследственных болезней 10. Компьютерные технологии в диагностике наследственных болезней ЛИТЕРАТУРА: 1. Лекции. 2. Бочков Н.П. Клиническая генетика: Учебник. – М.: Медицина, 1997. – С. 30-43, 55-57. 3. Бочков Н.П. Клиническая генетика. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, 448 с. 4. Тератология человека. Под ред. Лазюка Г.И. М.: Медицина, 1991. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Особенности клинического проявления наследственной патологии. 2. Понятие о первичной и вторичной плейотропии и их роль в клинике наследственных болезней. 3. Принципы клинической диагностики наследственных болезней. 4. Перечислите особенности осмотра и физикального обследования пациентов с врожденной и наследственной патологией и их родственников. 5. Врожденные пороки развития: определение, этиология, классификации. 6. Антропометрия в диагностике наследственных болезней. 7. Понятие о врожденных морфогенетических вариантах, их генез. 8. Рассмотрите наиболее распространенные морфогенетические варианты развития. 9. Синдромологический подход к диагностике наследственных болезней. 10. Принципы компьютерной диагностики наследственных болезней. Компьютерные базы данных по наследственной патологии. 11. Генетическая гетерогенность и клинический полиморфизм наследственных заболеваний: сущность понятий, факторы их определяющие, клинические примеры.
ТЕМА: МОНОГЕННЫЕ БОЛЕЗНИ Одной из обширных групп наследственно детерминированных заболеваний человека являются генные болезни. Этиологическим фактором данных патологических состояний служат мутации в отдельных генах. Частота моногенных болезней среди новорожденных детей составляет порядка 1-2%. Ежегодно в Российской Федерации рождается около 35000 детей с различными генными заболеваниями. К настоящему времени описано уже более 4000 нозологических форм моногенных наследственных болезней. Знания генетики, клиники генных болезней необходимы для практической деятельности врача.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Изучить этиологию, патогенез, клинику часто встречающихся генных заболеваний 2. Овладеть навыками по диагностике наиболее распространенных форм моногенной патологии ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: 1. Знать основы общей генетики и генетики человека 2. Знать биологические основы репродукции человека 3. Знать пропедевтику внутренних болезней человека ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Понятие о моногенной патологии 2. Генные мутации и разнообразие их проявлений на клиническом, биохимическом, молекулярно-генетическом уровнях 3. Механизмы патогенеза моногенных заболеваний: специфичность мутаций, множественность метаболистических путей, множественность функций белков 4. Генетическая гетерогенность и клинический полиморфизм генных заболеваний 5. Понятие о гено-, фено- и нормокопиях 6. Импринтинг на генном уровне и его характеристика. Материнский и отцовский импринтинг 7. Подходы к классификации моногенных заболеваний 8. Характеристика наследственных болезней обмена 9. Понятие об экспансии тринуклеотидных повторов 10. Эпидемиология, генетика, патогенез, клиника, методы диагностики, прогноз по наиболее распространенным формам моногенных болезней ЛИТЕРАТУРА: 1. Лекции. 2. Бочков Н.П. Клиническая генетика: Учебник. – М.: Медицина, 1997. – С. 58-100. 3. Бочков Н.П. Клиническая генетика. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, 448 с. 4. Козлова С.И., Семенова Е., Демикова Н.С., Блинникова О.Е. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. Изд. 2-е. М.: Практика, 1996, 416 с. 5. Наследственная патология человека. Под ред. Вельтищева Ю.Е., Бочкова Н.П. В 2-х томах. Москва, 1992.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Общая характеристика моногенной патологии, распространенность в популяции 2. Этиология моногенных заболеваний. Типы генных мутаций 3. Эффекты реализации действия мутантных генов 4. Классификации моногенных заболеваний: генетическая, органо-системная, патогенетическая 5. Общие закономерности патогенеза 6. Главные черты клинической картины 7. Наследственные болезни обмена: классификация, схема патогенеза 8. Клиника, генетика, диагностика ряда форм моногенных болезней (нейрофиброматоз, синдромы Элерса-Данло и Марфана, семейная гиперхолестеринемия, миотоническая дистрофия, фенилкетонурия, адреногенитальный синдром, муковисцидоз, миодистрофия Дюшена-Беккера, синдром Х-сцепленной умственной отсталости с ломкой Х-хромосомой) 9. Эпидемиология моногенных болезней и популяционные факторы её определяющие 10. Понятие об импринтинге на генном уровне, клинические примеры 11. Болезни экспансии тринуклеотидных повторов: этиология, общая характеристика, примеры. Феномен антиципации.
ТЕМА: ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ Хромосомные болезни являются достаточно распространенной формой патологии человека, клинически проявляющейся множественными врожденными пороками и имеющей в качестве генетической основы численные или структурные изменения хромосом. Частота хромосомных болезней среди новорожденных детей составляет порядка 1%. Около половины всех хромосомных аномалий сопровождаются недоразвитием интеллекта. Хромосомные нарушения обусловливают до 50% спонтанных абортов и 7% всех мертворождений. Знание этиологических факторов, клинических проявлений хромосомных болезней является обязательной составляющей профессиональной подготовки врача. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Изучить генетику, патогенез, клинику наиболее распространенных хромосомных болезней 2. Овладеть навыками по диагностике часто встречающихся хромосомных заболеваний ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: 1. Знать основы общей генетики и генетики человека 2. Знать биологические основы репродукции человека 3. Знать пропедевтику внутренних болезней человека ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Хромосомные болезни и их место в структуре наследственной патологии 2. Этиология, цитогенетика, классификация хромосомных болезней 3. Понятие о полных и мозаичных формах, транслокационные варианты 4. Однородительская дисомия, её характеристика 5. Сущность геномного импринтинга 6. Возраст родителей и частота хромосомных болезней у детей 7. Зависимость тяжести клинической картины хромосомных болезней от выраженности хромосомного дисбаланса, количественной вовлеченности эу- и гетерохроматина 8. Механизмы нарушения развития и возникновения врожденных пороков при хромосомных болезнях: изменение дозы генов, нарушение ''канализации'' развития, ''запрещенные'' пути морфо-, гисто- и органогенеза. 9. Клинические признаки хромосомной патологии 10. Популяционная частота, цитогенетика, клиника наиболее часто встречающихся хромосомных синдромов 11. Особенности течения беременности при хромосомных синдромах 12. Исходы хромосомных заболеваний, возможности терапии и реабилитации больных ЛИТЕРАТУРА: 1. Лекции. 2. Бочков Н.П. Клиническая генетика: Учебник. – М.: Медицина, 1997. – С. 101-130. 3. Бочков Н.П. Клиническая генетика. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, 448 с. 4 Козлова С.И., Семенова Е., Демикова Н.С., Блинникова О.Е. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. Изд. 2-е. М.: Практика, 1996, 416 с. 5. Тератология человека. Под ред. Лазюка Г.И. М.: Медицина, 1991. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Общая характеристика хромосомных болезней 2. Этиологические факторы хромосомной патологии 3. Классификации хромосомных болезней 4. Понятие о хромосомном и геномном импринтинге. Клинические примеры 5. Эффекты хромосомных аномалий в онтогенезе 6. Патогенез хромосомных болезней 7. Общеклинические характеристики хромосомной патологии: врожденные пороки развития, прогредиентность течения, тяжесть состояний, вовлеченность разных систем в патологический процесс 8. Распространенность, клинико-цитогенетические характеристики полных трисомий аутосом (синдромы Патау, Эдвардса, Дауна) 9. Хромосомные болезни, связанные с полисомиями по половым хромосомам: эпидемиология, клиника, диагностика 10. Синдромы частичных анеуплоидий (синдром кошачьего крика, синдром Вольфа-Хиршхорна): популяционная частота, цитогенетика, особенности клиники 11. Синдромы, обусловленные микрохромосомными аберрациями (синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана) 12. Рассмотрите факторы повышенного риска рождения детей с хромосомными болезнями
ТЕМА: БОЛЕЗНИ С НАСЛЕДСТВЕННЫМ
|