Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расчет показателей сравнительной эффективности капиталовложений, тыс. руб.
Единовременные затраты — 430, 8 681, 0 824, 2 Ежегодные издержки произ- 21, 4 55, 8 78, 1 94, 8 водства — всего В том числе: потери чистого дохода с — — 0, 7 0, 7 площади нового производственного строительства амортизационные отчие- — 12, 9 20, 4 24, 7 ления эксплуатационные расходы — 21, 5 34, 1 41, 2 транспортные затраты 8, 7 8, 7 9, 2 10, 1 годовой фонд оплаты тру- 12, 0 12, 0 13, 2 18, 1 да административно-управленческого персонала потери чистого дохода за. — 0, 7 0, 7 0, 5 счет снижения уровня жек производства Прирост чистого дохода за — 77, 6 116, 7 184, 2 счет роста поголовья, снижения себестоимости продукции Приведенные затраты — 64, 6 104, 4 131, 1 Прирост чистого дохода на — 1, 20 1, 12 1, 41 1 руб. приведенных затрат шают задачу оптимального сочетания отраслей в хозяйстве с учетом уже имеющихся ресурсов, а затем разрабатывают варианты размещения производственных подразделений и хозяйственных центров. Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите показатели, используемые при экономическом обосновании размещения производственных подразделений и хозяйственных центров сельскохозяйственного предприятия. 2. По каким показателям можно рассчитать капиталовложения на жилое и производственное строительство? 3. Какие ежегодные издержки производства учитываются при экономическом обосновании размещения производственных подразделений и хозяйственных центров? 4. Какова методика расчета ежегодных издержек производства, зависящих от территориальной организации производства? 5. По какому обобщаемому показателю можно выбрать наилучший вариант размещения производственных подразделений и хозяйственных центров? 6. Как оценить эффективность нового строительства, размещения населенных пунктов и производственных центров в хозяйстве? 7. Как оценить экономическую эффективность капиталовложений в расширение, реконструкцию и технологическое перевооружение действующих производств? Глава VIII РАЗМЕЩЕНИЕ МАГИСТРАЛЬНОЙ ДОРОЖНОЙ СЕТИ Экономический анализ вариантов размещения дорожной сети, требующих дополнительных капиталовложений, осуществляют после того, как намеченные схемы строительства и размещения дорог и дорожных сооружений будут обоснованы с технической точки зрения. По своим параметрам они должны соответствовать предполагаемой интенсивности движения транспортных средств и ожидаемому грузообороту. В проектах внутрихозяйственного землеустройства проводят, как правило, укрупненные расчеты экономического обоснования размещения дорог. Это размещение влияет на различные процессы производства и организацию территории хозяйства. Более точное обоснование производят во время подготовки сметно-финансовой документации в рабочих проектах. При проектировании дорог учитывают следующие экономические показатели: объем капиталовложений на строительство дорог и дорожных сооружений; ежегодные издержки производства и потери, связанные со строительством и эксплуатацией дорог и изменением условий обслуживания производства; коэффициент экономической эффективности (срок окупаемости) капиталовложений. Обычно принимают вариант с наибольшим коэффициентом абсолютной эффективности капиталовложений. Он также должен превышать нормативный уровень: Еа = СсуЩкСпр-+тах, Еа> Ен, где Еа и Ен — коэффициенты расчетной абсолютной и нормативной эффективности капиталовложений; Ссущ и Спр — ежегодные издержки производства и потери (связанные со строительством и эксплуатацией дорог, с изменением условий обслуживания производства), существующие и по проекту; К — капиталовложения на строительство дорог и дорожных сооружений. Если значение Еа превышает нормативный срок окупаемости (для отраслей транспорта и связи он равен 0, 05), капиталовложения на строительство внутрихозяйственных дорог считаются эффективными и соответствующий вариант их размещения по территории хозяйства принимается к рассмотрению. Для расчета величины капиталовложений по каждому из вариантов необходимо знать длину дорог, их технические категории и удельные капиталовложения на 1 км протяженности в зависимости от типа конструкции дорожных одежд. Перемножив указанные величины, получают стоимость строительства всей дороги. К ней добавляют затраты на строительство дорожных сооружений (мостов, переходов, водоотводных и водопропускных сооружений и др.)- Таким же образом исчисляются и затраты на реконструкцию дорог и дорожных сооружений. Величина ежегодных издержек производства и потерь (С) определяется по формуле С = С! + С2 + С3 + С4 + С5, где С| — амортизационные отчисления от стоимости строительства дорог и сооружений; С2 — годовые затраты на их содержание и ремонт (эксплуатационные расходы); С3 — затраты на перевозку грузов; С4 — потери продукции (чистого дохода) с площади сельскохозяйственных угодий, изымаемой для строительства дорог; С5 — потери продукции из-за бездорожья (вызванные переуплотнением почвы, заминанием растений, естественной убылью и потерями при перевозке и т.д.). Амортизационные отчисления и годовые эксплуатационные затраты зависят от величины капиталовложений и технических характеристик дорог. В проектах внутрихозяйственного землеустройства можно использовать нормативы удельных капиталовложений и ежегодных издержек производства, связанных со строительством, эксплуатацией и реконструкцией дорог и дорожных сооружений (Волков С. Н. Экономическая эффективность внутрихозяйственного землеустройства/ Учебное пособие. — М.: МИИЗ, 1990. — С. 52—53). Затраты на транспортировку грузов для усовершенствованных покрытий составляют С3 = (0, 22 + 0, 047?) V; для переходных покрытий С3 = (0, 22 + 0, 07Л)К; для низших покрытий С3 = (0, 22 + 0, ЮЛ) К, где К—объем перевозимых грузов в переводе на 1-й класс, т; Л —расстояние перевозок грузов, км. При переводе на современный уровень цен могут быть использованы данные приложения 16 по транспортным работам. Коэффициенты перевода грузов в 1-й класс, полученные на основании общих тарифов перевозок продукции автомобильным транспортом, могут быть приняты равными для 2-го класса 1, 24, 3-го— 1, 66, 4-го —2. Потери продукции с площади сельскохозяйственных угодий, изымаемых для строительства дорог (С4), зависят от их протяженности и ширины полосы отвода. Зная площадь под дорогой и выход валовой продукции с 1 га земель (зависящий от вида угодий, структуры посевных площадей, закупочных цен на продукцию и продуктивности), определяют окончательное значение С4. Аналогично вычисляют и потери чистого дохода с площади, занимаемой дорогами. При этом чистый доход определяется как разность между стоимостью валовой продукции и средневзвешенными производственными затратами на возделывание сельскохозяйственных культур. Потери продукции из-за бездорожья (С5) можно свести к следующим основным элементам: уменьшение продуктивной площади земель в связи с повреждением посевов вблизи полевых грунтовых дорог на разбитых, разъезженных участках, которое приводит к снижению объемов производства продукции (П^; снижение продуктивности угодий, примыкающих к полевым дорогам, из-за запыленности посевов (П2); снижение продуктивности пашни вследствие переуплотнения почвы, возникающего в результате передвижения транспортных средств и сельскохозяйственной техники по полям при отсутствии дорог или малой их густоте (П3); увеличение себестоимости продукции из-за нарушения технологии производства, несвоевременного выполнения полевых работ, невывоза или несвоевременного вывоза продукции, снижения качества и роста потерь продукции при транспортировке и т. п. (П4). Установлено, что в период распутицы транспорт при объезде разбитых участков совершает наезды на посевы. При этом средняя ширина полосы повреждения составляет 4, 5 м, а на отдельных участках — 20 м и более (Дороги местного значения/ Под ред. Г. А. Кузнецова. — М.: Агропромиздат, 1986. — С. 190—191). Если потери продукции с этой полосы принять равными 30 %, потери на 1 км полевой грунтовой дороги составят ^ где IV— выход продукции (чистого дохода) в стоимостном выражении, руб. с 1 га. Общие потери продукции в связи с повреждением посевов будут равны П, = 0, 135ЖД где Ь — длина полевых грунтовых дорог, км. Летом в сухую погоду на посевах, расположенных вблизи грунтовых дорог, возникает полоса запыления, достигающая в ширину 200—250 м. Урожайность зерновых культур на ней снижается на 5—30 %. Приняв средние потери равными 17, 5 %, а полосу запы- ления — 225 м, получим общие потери продукции (чистого дохода) от запыленности посевов П2 =0, 175»/ 225-1000 10 000 1 = 3, 9380^. Складывая величины П] и П2, получим Пи = П, + П2 = 0, 135 У/Ь + 3, 938 Ж1 = 4, 073 Ш. Снижение продуктивности пашни, вызванное переуплотнением почвы из-за бездорожья, можно определить по данным М. Э. Каинга (табл. 45). 45. Дополнительная прибыль от уменьшения переуплотнения почвы, руб. на 1 га
При проведении укрупненных расчетов сокращение среднего расстояния переездов по полям можно определять как разность между средней условной шириной полей по вариантам. Суммарное увеличение себестоимости продукции из-за нарушения технологии производства, несвоевременного выполнения полевых работ и вывоза продукции, ухудшения условий организации труда в земледелии (П4) можно принять равным показателю эффективности строительства внутрихозяйственных дорог, предложенному А. К. Славуцким. Для районов избыточного увлажнения он составляет 16—20 % (в среднем 18 %), значительного увлажнения—12—16 (14), незначительного увлажнения — 8—12 % (в среднем 10 %) (Указания по инвентаризации и паспортизации внутрихозяйственных дорог и разработке схем их развития в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях Нечерноземной зоны РСФСР. - М.: МСХ РСФСР, 1981. - С. 14). Рассмотрим конкретный пример. В хозяйстве, находящемся в зоне избыточного увлажнения, из-за бездорожья и плохого качества полевых грунтовых дорог затруднены доставка грузов, ведение полевых работ (особенно в период распутицы и сильных ливней). При составлении проекта внутрихозяйственного земле- 46. Технические характеристики размещения дорожной сети
устройства было разработано два варианта развития внутрихозяйственной дорожной сети (табл. 46, рис. 5). По первому из них предусматривается строительство асфальтобетонных магистральных дорог протяженностью 4, 3 км для связи центра хозяйства с пунктами сдачи сельскохозяйственной продукции и молочной фермой, а также 7 км грунтовых профилированных дорог, укрепленных добавками, для обслуживания пашни и кормовых угодий. Намечается также строительство железобетонного моста через реку. По второму варианту изменяется схема размещения внутрихозяйственной дорожной сети. Намечается строительство 6 км асфальтобетонных и 5, 4 км грунтовых дорог, укрепленных добавками. Характеристики размещения и технического состояния дорог на год землеустройства и по проекту показаны в табл. 46. Для расчета экономических характеристик обоих вариантов используют нормативы, приведенные в табл. 47. Величина капиталовложений на строительство дорог по варианту I составит: по грунтовым дорогам, укрепленным добавками, ^ = 25, 17 • 7 = 176, 19 тыс. руб.; \ ЛЛРП_1_.| 200 /Р0
/ • й?
/ 100 ^: " '••. • / © © ® Рис. 5. Схема размещения дорожной сети: о — на год землеустройства; б — по проекту землеустройства (вариант I); в -проекту землеустройства (вариант II)
|