Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О Хм о Н и и
X в о о Ей П> ^ - п §
" I
»
< _о П\ °^.— м " ^ Л^ С ^йюог" чо5^й^° ос *■ *- м "
.|у|(оо--ч|ы;
/: / 1: 3 1: 5 1: 7 1: 9 1: 1 1: 3 1: 5 1: 7 1: 9 Соотношение массы грузов в специальном и полевом севооборотах ---------- два севооборота ______ один севооборот Рис. 11. Зависимость транспортных затрат от структуры севооборота (соотношение общих затрат труда в специальном и полевом севооборотах (а - 10: 1; б- 5: 1; в - 3: 1; г - 2: 1) 102. Состав и площади угодий совхоза-завода Кроме того, имеются прифермский участок и участок залуже-ния (рис. 12). Введение самостоятельных мятного и шалфейного севооборотов обеспечит хозяйству экономию только на транспортных издержках в размере 6, 7 тыс. руб., что составляет 5 руб. на 1 га пашни. \Пш | шалфейный севооборот \Шпз I почвозащитный севооборот 11ш I эфирно-масличный завод Рис. 12. Организация севооборотов в совхозе-заводе Все пахотные земли предполагается закрепить за одной тракторно-полеводческой бригадой, 177 га розы и 513 га лаванды — за двумя эфирно-масличными бригадами, 51 га виноградников, 78 га ореховых насаждений и 34 га садов — за садово-виноградарской бригадой, 187 га садов — за двумя садоводческими бригадами. По проекту намечается иметь 1000 голов крупного рогатого скота (в том числе 400 коров), 1200 свиней, 1750 овец, 2000 голов птицы. Поскольку эфирно-масличные культуры являются хорошими медоносами, предусмотрена пасека на 200 пчелиных семей. Плантации розы размещаются на двух массивах, разделенных на 12 кварталов; лаванда размещена на трех участках (27 кварталов). Кормовые прифермские севообороты проектируют, как правило, в хозяйствах, имеющих большое поголовье скота и значительные по площади участки пахотных земель. Обычно их размещают вблизи животноводческих ферм для сокращения затрат на транспортировку объемистых сочных кормов на ферму, использования зеленой массы в летний период непосредственно в поле путем подгона скота, выделяя под кормовые культуры соответствующие по качеству, площади и местоположению земли. На остальной территории организуют полевые севообороты, включая в них культуры, дающие грубые корма (сено, солому), а также основные товарные культуры. Для овец и молодняка крупного рогатого скота, содержащихся летом на удаленных пастбищах, вводят сенокосно-пастбищные севообороты, размещая их вблизи кошар и летних лагерей. Введение кормовых севооборотов должно быть экономически обосновано, так как в ряде случаев экономия на транспортных издержках не перекрывает дополнительных затрат и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с выводом из полевых севооборотов ценных предшественников сельскохозяйственных культур (многолетних и однолетних трав, зернобобовых), организацией специализированных кормодобывающих бригад и звеньев, а также снижением уровня концентрации производства. Основные показатели экономического обоснования кормовых севооборотов: стоимость валовой продукции полеводства с учетом различного размещения культур по отношению к предшественникам и качества земельных участков; дополнительные затраты, связанные со снижением уровня концентрации производства; транспортные расходы на перевозку грузов и рабочих; затраты на холостые переезды тракторных агрегатов. Расчет первых двух показателей рассматривался ранее. При вычислении транспортных затрат также может быть использована приведенная выше методика. Для более точных расчетов транспортные расходы на перевозку грузов (Зт) могут определяться по формуле от — ь \2^\, где (?, ■ — объем грузов /-го класса; С, - — стоимость 1 ткм (руб.) в зависимости от расстояния и класса грузов. Виды и количество грузов определяют по каждому севообороту; учитывают только грузы, перевозимые с полей на усадьбы. По каждому севообороту определяют также среднее расстояние перевозки (средневзвешенное по площади массивов пашни, входящих в него). По соответствующим таблицам (приложения 8—11) определяют стоимость перевозки 1 т грузов с учетом класса грузов и среднего расстояния. Если в полевых севооборотах размещают различные по грузо-емкости культуры, возникает необходимость в расчете затрат на перевозку людей по формуле где А — затраты на перевозку рабочей силы, руб.; Д — затраты труда на все работы в полеводстве, чел.-дней; п — число переездов, совершаемых в среднем 1 человеком в день (обычно п = 2); Л — среднее расстояние, км; Е — число людей, перевозимых на 1 машине (например, 20); р — коэффициент использования пробега автомашины; С —стоимость пробега 1 км машины, руб. (приложение 12). При проектировании кормового и полевого севооборотов увеличивается количество полей, а следовательно, возрастают затраты на холостые переезды тракторных агрегатов. Однако при закреплении их за различными бригадами сокращается расстояние между наиболее удаленными полями. Поэтому при сравнении вариантов необходимо определять затраты на холостые переезды тракторных агрегатов (Тр) с одного поля на другое с учетом перевода их из рабочего положения в транспортное и обратно по формуле Т =1, 5ла^х_С, где п — суммарное количество видов механизированных работ по всем полям; а — среднее количество совместно работающих агрегатов; 5тах — максимальное расстояние между наиболее удаленными полями в пределах бригадного массива, км; С — стоимость 1 тракторо-км, руб. Количество видов механизированных работ устанавливается по технологическим картам (см. приложение 6). Число совместно работающих агрегатов зависит от размеров полей и зоны расположения хозяйств, стоимость 1 тракторо-км — от вида и марки трактора. Максимальное расстояние берется между наиболее удаленными полями в пределах севооборота, если каждый из них обслуживается самостоятельной бригадой. При закреплении за одной бригадой двух севооборотов необходимо брать весь массив. Рассмотрим конкретный пример. В сельскохозяйственном предприятии с площадью пашни 2080 га запроектировано два варианта организации севооборотов. Вариант I предусматривает введение двух севооборотов: полевого (1540 га) и кормового (540 га). Первый со средним размером поля 220 га включает: 1 — пар (150) + однолетние травы на сено (70); 2 — озимая пшеница; 3 — сахарная свекла (170) + просо (50); 4 — яровая пшеница; 5 — горох; 6 — озимая рожь; 7 — ячмень. Во второй входят: 1 — многолетние травы на сено (40) + на зеленый корм (50); 2 — многолетние травы на сенаж; 3 — озимая рожь на зеленый корм (24) + на зерно (65); 4 — корнеплоды (24) + картофель (25) + кукуруза на силос (41); 5 — кукуруза на зеленый корм (25) + на силос (65); 6 — однолетние травы на зеленый корм (40) + на сено с подсевом многолетних трав (50). Вариант II предполагает организацию только одного полевого севооборота. Расчет транспортных затрат на перевозку грузов приведен в табл. 103. Из нее видно, что введение кормового севооборота при заданных условиях и ценах обеспечивает снижение затрат на 1029 руб. (10, 7 %). Данные о затратах на перевозку рабочих приведены в табл. 104.
|