Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Экономическая роль государства в Республике Беларусь






Вопросы для изучения

1. Цели и функции государственного регулирования экономики.

2. Структура государственного управления

3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики

4. Денежная система и денежно-кредитная политика РБ

5. Финансово-бюджетная и налоговая политика РБ

6. Валютная политика РБ

7. Социальная политика РБ

 

Краткое содержание темы

Под целями государства понимается совокупность основных приоритетных направлений развития национальной экономики, обеспечивающих реализацию государственных интересов. Цели могут подразделяться на четыре группы: общие; количественно-определенные; социальные; специальные.

Под общими целями понимается совокупность государственных приоритетов, определяющих общеэкономическую политику государства.

Под количественно-определенными целями понимаются такие экономические характеристики развития национальной экономики, которые позволяют установить количественные задания.

Под социальными целями понимается совокупность мероприятий, направленных на реализацию социальных интересов отдельных регионов, социальных групп, субъектов хозяйствования и физических лиц данного государства, а также содействие развитию других стран.

Под специальными целями понимается совокупность государственных мероприятий, направленных на реализацию конкретных экономических задач, стоящих перед государством в рамках регулирования текущей хозяйственной деятельности.

Существует несколько подходов к проблеме иерархического размещения целей.

Первый подход предполагает в качестве критерия ранжирование целей использовать минимизацию издержек факторов производства, необходимых для их реализации. Тем самым, при таком подходе создается возможность добиваться максимальной эффективности развития национальной экономики в системе международных экономических отношений.

Основным достоинством данного подхода к ранжированию целей является учет экономической эффективности национальной экономики при формировании экономической политики.

Второй подход предполагает осуществление ранжирования целей государства в экономической политике посредством создания национальных программ развития приоритетных направлений. Такой подход получил широкое распространение во многих странах мира. Следует отметить, что Республика Беларусь также придерживается программного подхода к ранжированию целей. В качестве основного документа для Беларуси в области программной экономической политики выступают основные направления социально-экономического развития страны, разрабатываемые на пятилетний срок.

Третий подход предполагает ранжирование целей на основе реально складывающейся экономической ситуации. При данном подходе предусматривается, что государственные институты управления определяют цели экономической политики на основе текущих изменений, происходящих в национальной экономике.

Четвертый подход предполагает ранжирование целей экономической политики с учетом интересов правящей политической партии. Сущность этого подхода состоит в том, исходя из своих политических убеждений и интересов социальных групп, поддерживающих ее в обществе, самостоятельно определяет целевые установки как во внутренней, так и во внешней политике, не опираясь на объективно происходящие в экономике процессы.

Основой законодательной базы РБ в области планирования и прогнозирования является Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», который принят в мае 1998 года. Законом даны следующие определения:

1) Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь - деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.2) Прогноз социально-экономического развития - система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.Главными целями разработки прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение уровня жизни народа.Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает: на долгосрочную перспективу – национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет; на среднесрочную перспективу – программу социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет; на краткосрочный период - годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь. Годовой прогноз социально-экономического развития является исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь.Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов.Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.

 

Задачи

Задача 32. Проанализируйте темпы инфляции в различных отраслях народного хозяйства, охарактеризуйте состояние инфляции в этот период. Сделайте выводы.

 

Таблица 53 – Индексы цен по отдельным отраслям экономики Республики Беларусь (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)

Показатели                        
Индекс потребительских цен 344, 0 139, 3 163, 1 281, 7 351, 2 207, 5 146, 1 134, 8 125, 4 114, 4 108, 0 106, 6
Индекс цен производи-телей промышленной продукции 221, 8 131, 4 189, 3 300, 1 345, 1 268, 0 139, 1 142, 6 128, 1 118, 8 110, 0 109, 0
Индекс цен производи-телей сельскохозяйст-венной продукции                        
Индекс тарифов на грузовые перевозки 291, 0 153, 9 182, 3 226, 6 286, 3 420, 0 145, 2 125, 3 121, 7 108, 8 106, 4 112, 3

 

Задача 33. Охарактеризуйте эффективность деятельности банковского сектора Республики Беларусь в 2005-2006 гг.

Таблица 53 – Показатели банковского сектора Республики Беларусь в 2005-2006 гг.

Показатели    
Активы банковской системы, трлн. руб. 21, 35 30, 0
Собственный капитал банков, млрд. руб. 4020, 5 5150, 2
Прибыль банковской системы, млрд. руб. 216, 4 411, 2

 

Задача 34. Используя данные таблицы:

1) рассчитайте величину дефицита (профицита) бюджета;

2) проанализируйте структуру доходов и ее изменение за исследуемый период;

3) проанализируйте структуру расходов по функциональной и экономической классификации, оцените ее изменение;

4) используя данные о налоговых поступлениях в бюджет, проанализируйте структуру налогов и налоговую нагрузку в РБ (отношение налогов к ВВП).

Сделайте выводы.

 

Таблица 54 – Консолидированный бюджет Республики Беларусь за 2004-2006 год, млрд. руб.

Показатели 2004 год 2005 год 2006 год
1. ДОХОДЫ - всего 23 003, 2 30 824, 9 38 391, 2
1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: 16 751, 4 22 326, 8 26 929, 0
Подоходный налог 1 403, 8 1 882, 3 2 480, 1
Налог на прибыль 1 629, 7 2 376, 9 3 140, 8
Налоги на собственность 957, 0 1 148, 6 1 268, 4
НДС 3 854, 5 5 909, 0 7 364, 8
Акцизы 1 125, 8 1 368, 0 2 829, 7
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 1 094, 8 1 682, 3 2 068, 7
1.2 ВЗНОСЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ 5 382, 2 7 345, 5 9 287, 7
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 869, 7 1 152, 6 2 174, 5
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) 22 546, 5 30 556, 0 37 256, 2
2.1 Общегосударственные расходы 2 533, 2 4 003, 6 4 936, 9
2.1 Национальная оборона 483, 0 720, 1 998, 8
2.3 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 1 000, 7 1 382, 7 1 719, 2
2.4 Национальная экономика 4 507, 5 5 983, 5 7 600, 9
2.5 Охрана окружающей среды 314, 6 384, 6 460, 3
2.6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 1 398, 8 1 671, 8 1 674, 0
2.7 Здравоохранение 2 256, 3 2 985, 4 3 527, 7
2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 528, 7 705, 1 918, 8
2.9 Образование 2 985, 4 4 007, 9 4 788, 4
2.10 Социальная политика 6 538, 4 8 711, 3 10 631, 2
Дефицит (-), профицит (+)      
Справочно: РАСХОДЫ (экономическая классификация) 22 546, 5 30 556, 0 37 256, 2
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 18 360, 1 24 610, 1 29 444, 7
Заработная плата 3 882, 0 5 290, 0 6 528, 0
Начисления на заработную плату 1 064, 8 1 477, 6 1 801, 0
Выплата процентов 243, 7 229, 5 293, 4
Субсидии и текущие трансферты 9 084, 2 12 618, 2 15 107, 7
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 3 928, 1 5 387, 2 7 608, 9
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ 258, 3 558, 7 202, 5
ВВП      

 

Задача 35. Проанализируйте удельный вес налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в налоговых доходах бюджета Республики Беларусь. Сделайте выводы.

 

Таблица 55 – Удельный вес налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь за 2005-20006 гг.

Период Налоговые поступления в бюджет, всего, млрд. руб. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей, млн. рублей Удельный вес в общем объеме налоговых поступлений, %
2005 год 22 326, 8 527, 3  
2006 год 26 929, 0 646, 8  

 

Задача 36. Проанализируйте структуру денежных доходов населения, оцените ее изменение и сделайте выводы.

Таблица 56 – Денежные доходы населения Республики Беларусь в 1995-2006 гг.

Показатели      
Денежные доходы населения, млрд. руб. (данные с учетом деноминации)      
В том числе - оплата труда 40243, 1 21589, 7 29551, 8
- социальные трансферты 14444, 6 7454, 0 10613, 3
- доходы от собственности 2207, 7 772, 4 730, 3
- другие доходы 6181, 6 8805, 9 7789, 6

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал