Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Межстрановая и мирохозяйственная интеграция






Вопросы для изучения

1. Понятие, тенденции и факторы международной экономической интеграции

2. Формы и механизмы интеграции

3. Интеграционные процессы в экономике стран СНГ

4. Экономическая интеграция РБ и РФ

 

Краткое содержание темы

Одна из основных тенденций развития мирового хозяйства – это регионолизация. Она проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной страны или группы наиболее развитых стран. Эти страны становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя интеграционную группировку. Экономическая интеграция – это сближение и переплетение национальных хозяйств нескольких стран, направленное на создание единого хозяйственного комплекса в региональном масштабе. Она предполагает концентрацию и переплетение капиталов, проведение согласованной межгосударственной экономической политики. Цели интеграции различны. Они могут быть экономическими – если страны таким образом решают проблему ограниченности ресурсов, углубляя специализацию внутри стран группировки, или если они решают за счет интеграции проблему технологического обмена, минимизируя расходы на НИОКР. В некоторых случаях доминирующими являются внеэкономические факторы – укрепление коллективной обороноспособности, социальная стабильность, устойчивое развитие. На развитие экономической интеграции существенно влияют два фактора: НТР; деятельность МНК. Интеграционные процессы в МЭО проходят на двух уровнях:

1) микроуровень – через создание ТНК;

2) макроуровень – через межгосударственное согласование экономической политики, а в более узком плане – с помощью мер по урегулированию взаимодействия национальных хозяйственных комплексов.

По глубине происходящих интеграционных процессов можно выделить следующие виды интеграционных объединений:

1) зона свободной торговли – при ее учреждении страны договариваются об отмене таможенных тарифов и других ограничений во взаимной торговле;

2) таможенный союз – в этом случае свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняет единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;

3) общий рынок – при образовании общего рынка ликвидируются барьеры между странами не только во взаимной торговле, но и при перемещении рабочей силы и капитала;

4) экономический союз – предполагает согласование экономической политики стран-участниц, межгосударственное регулирование отдельных социально-экономических процессов; его основные черты – создание общих законодательных норм, унификация налоговой базы, введение единых стандартов в производственной и социальной сферах, проведение согласованной монетарной политики (регулирование объема и скорости обращения денежной массы);

5) полная интеграция – связана с переходом к единой экономической политике, предполагает наличие общей валюты и требует образования органов наднационального регулирования.

Преимущества интеграции можно сформулировать следующим образом:

- расширение масштабов рынка, которое повышает скорость оборота капитала благодаря эффекту увеличения предложения, что имеет особенно большое значение для малых и средних стран, национальный рынок которых ограничен;

- развитие производственной и непроизводственной инфраструктуры стран-участниц, которое снижает накладные расходы;

- возрастание авторитета и престижа члена интеграционного блока, что обеспечивает ему лучшие позиции в ходе различного рода торгово-экономических переговоров;

- ускорение темпов информационно-технологического обмена, содействующего снижению себестоимости, повышению качества и конкурентоспособности экспортной продукции;

- увеличение миграционного оборота между странами, позволяющего урегулировать многие социально-экономические проблемы;

К негативным последствиям интеграции можно отнести:

- отток ресурсов из стран с более слабой экономикой в пользу сильнейших партнеров – это может привести к появлению «отсталых» зон внутри группировки;

- возрастание роли ТНК и национальных монополий как результат слияний и заключения негласных картельных соглашений между компаниями, которые ограничивают «здоровую» рыночную конкуренцию;

- формирование значительных издержек, связанных с функционированием бюрократических институтов интеграционного блока, о чем свидетельствует опыт ЕС.

Развитие Содружества Независимых Государств прошло ряд этапов:

Первый этап – 1991-1992 гг. – характеризовался развалом единого народнохозяйственного комплекса, стремлением государств к автономии, самостоятельному выходу на внешние рынки. В этот период было принято решение о формировании СНГ.

Второй этап – 1993-1995 гг. – период резкого спада производства и инвестиционной активности, падения уровня жизни в большинстве стран, галопирующего роста инфляции, общего кризиса в экономике, политике и культуре. В этот период был подписан Устав СНГ в первой редакции.

Подписан 24 сентября 1993 г. договор о создании Экономического союза, конечной целью которого являлось воссоздание единого экономического пространства. Была предпринята попытка создания единой рублевой зоны, но она закончилась неудачей. В это время подписан ряд интеграционных документов, таких как Межправительственные соглашения о формировании зоны свободной торговли, о Платежном союзе, поддержке производственной кооперации предприятий и отраслей стран СНГ, создании транснациональных хозяйственных и финансовых структур, о сотрудничестве в области инвестиций и проведении антимонопольной политики. В это же время созданы первые наднациональные организационные структуры, прежде всего Межгосударственный экономический комитет. Важным событием этого периода явилось также заключение Россией, Беларусью и Казахстаном тройственного таможенного союза. Позже к нему присоединился Кыргызстан и Таджикистан.

Четвертый этап – 1996-1999 гг. – период, когда четко обозначилась многоярусная структура взаимодействия новых государств:

- Россия и Беларусь – наиболее глубокая форма Сообщества с общими наднациональными, в том числе политическими структурами управления;

- Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан – углубленная, прежде всего экономическая, интеграция. Эти страны являются участниками Таможенного и Платежного Союза, в 2000 году ими образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – целью является создание общего рынка;

- станы-участницы СНГ в целом – межгосударственное объединение, исполняющее преимущественно координационные функции.

К концу четвертого этапа развития наметились кризисные явления, которые могли привести к распаду СНГ – наднациональные органы не имели возможности и полномочий реализовывать принятые решения, эти решения часто не выполнялись государствами, формально их подписавшими. Встал вопрос о дальнейшей целесообразности существования СНГ. Поэтому в апреле 1999 года был принят ряд решений о реформировании структур Содружества и пересмотре их полномочий и функций.

Пятый этап – 1999 г. и по настоящее время – период пересмотра целей и задач СНГ, согласование позиций государств-участников в отношении функций этого объединения, реорганизация институциональной структуры.

Однако реформирование структуры СНГ практических результатов пока не приносит. Так, до сих пор в полном объекте не исполняются решения СНГ. Беларусь, на территории которой расположен исполком СНГ, выполнила процедуры по 92, 8% договоров, Таджикистан - по 84, 7%, Казахстан - 74%, Киргизия - 73, 8%, Армения - 70, 5%, Азербайджан - 60, 6%, Украина - 60%, Молдова - 59, 2%, Узбекистан - 58, 5%, Россия - 57, 5%, Грузия - по 18%. Всего в рамках СНГ было принято около 1, 5 тысячи документов, из которых более 400 уже прекратили действие.

В рамках СНГ также созданы следующие интеграционные объединения:

1. Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС) – включает Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан (с 1998), создано в 1994 году, цель – создание единого экономического пространства.

2. ГУУАМ – Грузия, Украина, Узбекистан (с 1999), Азербайджан, Молдова, цель – миротворческая деятельность, интеграция в европейские структуры, сотрудничество с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира», развитие транспортного пространства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал