![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ISBN 5-8114-0100-0 20 страница
Приведенный анализ характеризует процессы социальной дифференциации в индустриально развитых странах. Что же касается государств с переходным типом экономики, к числу которых относится и Россия, то здесь в настоящее время происходит трансформация старых социальных общностей и формирование новых. Так в 1995 г. структура занятого населения (67 млн. чел.) была следующей: 25, 2 млн. чел. (37, 6%) работали на государственных и муниципальных предприятиях, а 25, 1 млн. чел. (37, 4%) были заняты в частном секторе, из них 7 млн. (10, 5%) составляли лица ненаемного труда. И хотя социальные границы современного российского общества существенно размыты, тем не менее, общая направленность эволюции социальной структуры во многом совпадает с общемировыми тенденциями. Так, в России формируется правящий класс (высшие государственные служащие, крупные бизнесмены), обретает контуры класс производственных и непроизводственных работников (рабочие, низшие служащие), а также растет численность среднего класса, объединяющего мелких предпринимателей, интеллигенцию, служащих среднего звена. Все это свидетельствует, что информационная цивилизация, складывающаяся в современном мире, объективно диктует новые закономерности в развитии социальной сферы. Сдвиги в содержании наемного труда, изменение содержания трудовых функций, связанных с увеличением объема умственной деятельности, составляют основу для развития нового типа социальных связей людей на всех уровнях, характеризующих процесс воспроизводства информационного общества. Это во многом предопределяет его относительно стабильное развитие. На основе роста национального богатства и все более широкого закрепления естественных и гражданских прав человека отношения классов, хотя и развиваются противоречиво, но постепенно теряют антагонистическую направленность и осуществляются в рамках социального партнерства. Противоречия современного общества преодолеваются на основе сдвигов в структуре собственности и труда, всемерного развития мелкого предпринимательства, роста социальной мобильности, развития нового типа социальных связей людей. Их отношения все в большей степени строятся не на внешних детерминантах классовой принадлежности, а на основе собственного выбора, участия в неформальных массовых движениях в зависимости от характера и содержания деятельности и духовных интересов. Сдвиги в структуре наемного труда, его организации и управлении, изменение содержания трудовых функций, связанных с увеличением объема умственного труда и ростом культуры, определяют изменения интеллектуально-психологических качеств людей, использующих современную технику. Все это составляет основу развития нового типа социальных связей на всех уровнях: от семьи до межнациональных связей и отношений. Анализируя динамику и содержание современной социальной структуры, некоторые исследователи делают вывод, что с преодолением техногенной цивилизации завершается огромный период в истории человечества, связанный с делением общества на классы. Антропогенная цивилизация, основой которой являются возрастающие масштабы интеллектуальной деятельности в ее различных видах и формах, создает условия для становления социально многообразного бесклассового общества. Но все эти процессы, происходящие на основе информационной технологии в экономически развитых странах, осуществляются не самотеком, а предполагают реализацию научно разработанных программ трансформации индустриального общества в информационную цивилизацию, включая соответствующие механизмы этой реализации. Литература Беляева Л. А. Социальная модернизация в России в конце XX века. М., 1997. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Голенкова З. Т., Игитханян Е.Д. Социально стратификационные процессы в российском обществе // Вестн. Московск. ун-та. Социология и политология. 1995. № 4. Гордон Л. Россия: рабочее движение в переходном обществе // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 10. Ионин Л. Г. Культура и социальная структура // Социологич. исследования. 1996. №2. Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1994. Медведев В. Наши перспективы в контексте мировых трансформационных процессов // Своб. мысль. 1997. № 3. Медведев Р. Новый класс российского общества. Новый социальный эк сперимент // Своб. мысль. 1997. № 8. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М., 1996. Современная «постиндустриальная волна» на Западе: Сб. работ западных авторов. М., 1998. Социальная стратификация: Сб. ст. / Отв. ред. С.А. Белановский.М., 1992. Социальный облик современного западного общества / С. Н. Надрлъ, Н. Г. Гаузнер. И. Е. Гурьев и др.; Отв. ред. И. Е. Гурьев. С. Н. Надель. М., 1993. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Под ред. Г. В. Осипова. Л.Н. Москвичева. М., 1996. XII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 1. Понятие политической жизни общества 2. Основные элементы современной политической системы 3. Политика и общество 4. Личность и политика 1. Понятие политической жизни общества Политическая жизнь общества представляет собой совокупность всех форм политической жизнедеятельности людей, как организованных, так и неорганизованных, как официально признанных, так и непризнанных. Она есть не что иное, как сфера собственного бытия политики. Именно в политической жизни находят свое место объективные основания политики, объективные закономерности ее развития, в том числе эволюционные и революционные. В ней обретают смысл категории политического детерминизма, политического пространства и политического времени. Здесь дают о себе знать преобразовательные возможности политики, влияющие не только на характер политической системы, но и на общество в целом. Сказанное предопределяет и сущностные характеристики политической жизни общества, к которым необходимо отнести следующие. Во-первых, это ее властно-обусловленный и социально-противоречивый характер. Обусловленность политической жизни властными отношениями объясняется тем, что ее основными побудительными мотивами являются многообразные потребности и интересы людей, удовлетворение которых зависит от механизма политической власти и осуществляемой ею политики. Политические потребности и интересы выражают специфику взаимоотношений и жизненных ситуаций различных социальных групп, слоев, профессий, классов, национальных и этнических образований. Они могут быть долговременными и кратковременными, общими и частными, антагонистическими и неантагонистическими. Степень развитости политической жизни зависит от уровня взаимодействий политических субъектов с институтами власти, осознания ими своих потребностей и интересов. Поскольку политические потребности и интересы людей весьма разнообразны, а подчас и прямо противоположны, постольку и политическая жизнь общества не является однозначной, а имеет своеобразную диалектико-противоречивую форму. На каждом этапе своего развития она приобретает двоякую форму политических отношений: с одной стороны, отношений политического сотрудничества, а с другой — отношений политического соперничества. Первые складываются на основе совпадения, а вторые — несовпадения политических потребностей и интересов субъектов политической жизни. Преобладание той или иной формы политических отношений зависит от многих причин, но прежде всего от степени развитости и демократичности самой политической жизни. В странах с низким уровнем политико-демократического развития в течение определенного времени, как правило, преобладающей является форма отношений политического соперничества, которое может приобретать довольно острый, в том числе и вооруженный характер. Конечным результатом такого соперничества является либо установление авторитарно-тоталитарных режимов с принудительно навязываемым «политическим согласием» и «политическим сотрудничеством», либо переход к цивилизованному обществу, где преобладающей формой отношений является стремление к политическому сотрудничеству, в частности к политическим компромиссам, и где существует надежный механизм разрешения различного рода политических противоречий. Во-вторых, существенной чертой политической жизни общества является ее особое пространственно-временное измерение. Политическая жизнь всегда существует в конкретном социальном пространстве. В свою очередь сами пространственные изменения политической жизни происходят в определенных временных рамках, обладающих разной степенью длительности. Политическое пространство неотделимо от географического пространства, хотя и не тождественно последнему. Оно не сводится к географическому пространству потому, что имеет собственное, глубинное измерение, в качестве какового выступают политические отношения. Другими словами, политическое пространство выступает не только формой, но и необходимым условием функционирования политических отношений. Оно служит и ареной политической деятельности различных социальных сил общества, и объектом их сложной политической борьбы. Не случайно одной из важнейших проблем, стоящих по существу перед каждым обществом, является проблема целостности и устойчивости политического пространства, которая решается далеко не просто. Свидетельством тому могут служить Югославия, Палестина, Россия и многие другие современные страны. Что касается политического времени, то оно характеризует длительность бытия политических отношений, последовательность утверждения одного их типа после другого. Оно указывает также на уровень политического развития, на политическую зрелость субъекта и объекта политики. Политическое время и непрерывно, и прерывно (дискретно). Как составная часть общеисторического времени оно непрерывно. Как время, отведенное историей тем или иным политическим силам для обеспечения социального прогресса, оно прерывно. Поскольку смена политического времени не происходит одновременно у всех стран и народов, постольку время, давно исчерпавшее себя в одних странах (и прежде всего, развитых в политико-экономическом отношении), может только утверждаться в других странах (отсталых в политико-экономическом отношении). Политическое время в одинаковой степени жестко дает о себе знать и тем, кто отстает от него, и тем, кто стремится необдуманно опередить его. Нормальная политическая жизнь предполагает определенную согласованность политических действий ведущих социальных сил общества как в пространстве, так и во времени. Рассогласованность таких действий, а тем более пространственно-временной разрыв между ними, пагубно отражается как на самой политической жизни, так и на судьбе ее субъектов. Убедительным примером тому является Россия: и дореволюционная, и послереволюционная, и современная. Именно пространственно-временная рас-согласованность политических действий обрекла на поражение дворянских революционеров в 1825 г. Именно эта причина помешала успешной реализации социалистической идеи в период господства тоталитарной и административно-командной системы в 1917 - 1990 гг. Именно несовместимость по времени и разрыв в пространстве политических действий основных социальных сил в постсоветском обществе привели нашу страну в состояние глубочайшего социально-экономического, политического и духовного кризиса сегодня. И, наконец, третьей чертой политической жизни, тесно связанной с двумя названными выше, является ее комплексно-динамичный и функционально-целевой характер. Он находит свое выражение в единстве и многообразии составляющих ее компонентов, объединенных в определенную систему. Ядро политической жизни общества составляют политическая деятельность и политические отношения. В политическую жизнь общества включаются также политическое поведение, политический процесс, политические конфликты и политические ситуации. Входящие в политическую жизнь общества структурные компоненты обладают относительной самостоятельностью и в то же время взаимосвязаны и взаимодействуют между собой благодаря механизму политической власти, обеспечивающему их равновесие и динамичное развитие. Говоря о функционировании политической жизни, следует иметь в виду, что оно осуществляется на трех основных уровнях: политико-институциональном, гражданско-общественном и индивидуально-личностном. Каждому из названных уровней свойственна своя целевая направленность: политико-институциональному уровню — достижение политической стабильности, которая включает в себя гражданский мир, легитимность, эффективность и прочность власти; гражданско-общественному уровню — обеспечение монопольного права на представительство своих интересов в обмен на подчинение гражданско-общественных структур определенным ограничениям со стороны государства; индивидуально-личностному уровню — создание необходимых и гарантированных условий для самостоятельного политического творчества, для свободного формирования и изложения своих интересов, мнений, идей, концепций, воли неорганизованных людей. Комплексно-динамичный и функционально-целевой характер политической жизни общества позволяет выделить ряд общезначимых принципов, соблюдение которых обеспечивает этой жизни устойчивость и прогрессивное развитие. К такого рода принципам относятся: выборность; разделение властей; политический плюрализм; сочетание представительной и непосредственной демократии; самоуправление; диалектическое единство свободы и ответственности, прав и обязанностей граждан; учет общественного мнения; обеспечение интересов большинства при соблюдении прав меньшинства на свою собственную позицию; верховенство закона; обеспечение политических и социально-экономических прав человека; возможность отзыва лиц, избранных в органы власти; широкий и всесторонний контроль за деятельностью всех представителей властных структур со стороны населения. 2. Основные элементы современной политической системы Определяющей составной частью политической жизни общества является политическая система — совокупность государственных и политических учреждений и институтов, политических отношений, политических и правовых норм. Основными элементами политической системы являются: государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения. Ядром политической системы выступает государство, которое представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом. К числу основных признаков государства относятся наличие: особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти; определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства; права, закрепляющего систему норм, санкционированных государством. Государство является главным субъектом политической деятельности. Важное значение имеет определение структуры государственных органов, представляющей собой упорядоченную, юридически оформленную иерархическую совокупность институтов государства. Основу функционирования структуры большинства государств составляет принцип разделения властей, т. е. организация трех основных ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной, и разграничение функций между ними. Это позволяет представить классификацию органов государственной власти в следующем виде: органы законодательной власти (совокупность органов государственной власти, осуществляющих функцию законодательства, разработку и принятие законов). К ним относится, прежде всего, парламент, а также законодательные органы на местах, органы исполнительной власти (совокупность органов, реализующих принятые законы и постановления на территории страны и во взаимоотношениях с другими государствами). К их числу относятся правительственные учреждения, а также органы исполнительной власти на региональном уровне; и, наконец, органы судебной власти, осуществляющие функцию судопроизводства. Подобное разграничение власти по ее функциям служит основой для нормального функционирования политической системы. Государство как сложившийся механизм власти выполняет целый ряд функций, которые могут быть определены как: обеспечение нормального функционирования сложившейся политической системы; регулирование экономических и социальных отношений; правовое регулирование; взимание налогов и сборов; представление интересов той или иной страны в системе международных интересов. Государство обладает также и принудительной функцией, что особенно наглядно проявляется в случае прямых социальных столкновений, например, подавления групп, находящихся в оппозиции. В зависимости от структуры, правового положения и соотношения властных полномочий между различными ветвями государственной власти государства различаются по формам правления. В настоящее время сложились две основные разновидности организации верховной государственной власти — республиканская и монархическая. Республика представляет такую форму правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Выделяются три основных разновидности республиканской формы правления: президентская республика — сильная президентская власть, избрание главы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, назначение правительства президентом, ответственность правительства перед президентом (США и др.); парламентская республика — избрание президента парламентским путем, решающая роль в управлении главы правительства, премьер-министра, формирование правительства парламентским путем, ответственность правительства перед парламентом (Италия, Германия, Швейцария и др.); полупарламентская республика — избрание президента или главы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, сильная президентская власть, ответственность правительства перед парламентом (Франция, Португалия, Финляндия и др.). Это означает, что основой выделения различных форм правления служит правовое положение и соотношение высших органов государственной власти. В то же время многие государства имеют монархическую форму правления, характеризующуюся наследственным принципом замещения поста главы государства. В зависимости от объема полномочий монарха выделяются такие разновидности данной формы правления, как абсолютная и конституционная монархия. Причем, если отличительным признаком абсолютизма служит практически нелимитированная власть главы государства, то конституционная монархия характеризуется ограничением полномочий монарха. В зависимости от степени такого ограничения различаются парламентская и дуалистическая монархии. В настоящее время около 40 государств мира являются монархиями, при этом большинство из них представляют собой парламентские монархии (Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия и др.). Представленная таблица характеризует каждую из указанных разновидностей государственного устройства:
Государства также различаются и по формам государственного устройства. Под формой государственного устройства понимается территориально-политическая организация государства, определяющая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. С точки зрения государственного устройства различаются: унитарные государства — единые, подразделяющиеся на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью (Финляндия, Швеция, Франция, Япония и др.); федерации — союз юридически относительно самостоятельных государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов (США, Индия, Германия, Россия и др.); конфедерация — союз, объединение, при котором отношения между входящими в него государствами строятся на взаимной договорной основе при сохранении каждым из них своей независимости. Представленная выше таблица характеризует каждую из указанных разновидностей государственного устройства. Государства различаются по типам политических режимов. Понятие политического режима включает систему методов осуществления государственной власти, а также отношение органов государственной власти к правовым основам их деятельности. Существуют демократические и диктаторские (тоталитарный и авторитарный) политические режимы. Признаками демократических режимов являются: построение государственного аппарата по принципу разделения властей, наличие представительных органов, избираемых населением; всеобщее избирательное право, функционирование многопартийной системы и др. Абсолютное большинство экономически развитых стран в настоящее время имеют демократические режимы. Вместе с тем история XX столетия изобилует примерами диктаторских режимов, характеризующихся отсутствием системы разделения властей, монополизацией власти, значительным ограничением гражданского общества, применением репрессий и террора. Причем, если при авторитарных режимах государство в основном контролирует политическую сферу жизни общества, то для тоталитаризма характерен контроль всех сфер социума, наличие единой идеологии и строгая однопартийность, система полицейского контроля. Таким образом, государства, представляя основной элемент политической системы, различаются по формам правления, формам государственного устройства и типам политических режимов. Важным структурным элементом являются партии и партийные системы. Партия есть организация, объединяющая граждан одного политического направления с целью мобилизации общественного мнения для достижения определенных задач, участия в органах власти, ориентации существующих властей на изменение и корректировку политического курса и т. д. Партии различаются по происхождению, месту и роли в политической системе, внутренней структуре и методам деятельности, социальной базе, идеологии. Поскольку в обществе, как правило, существуют всегда несколько партий, то в своей совокупности они образуют партийную систему, обладающую определенным механизмом в борьбе за власть. Партийные системы различаются в зависимости от числа включенных в них партий, их масштаба и коалиционных возможностей. Исторически сформировались следующие типы партийных систем: однопартийная (закрепление правящего статуса за одной политической партией), двухпартийная или бипартизм (наличие на политической арене государства двух основных партий, власть которых чередуется), многопартийная (наличие множества политических партий, реально влияющих и принимающих участие в функционировании органов государственной власти). Для большинства постиндустриальных стран характерны бипартийные и многопартийные системы, обеспечивающие систему социального партнерства, компромиссов и политического равновесия. И наконец, в состав политической системы входят общественные организации и движения, объединяющие определенные социальные группы и слои на основе их интересов и не ставящие своей целью участие в деятельности органов государственной власти. Тем не менее, многие из них поднимают вопросы жизненно важные для существования современной цивилизации (экологические, проблемы здравоохранения, обеспечение выживания человечества и др.) и этим ставят под контроль принятие важных государственных решений. Эти движения стали важной составной частью современной политической жизни. Итак, политическая система обладает достаточно сложной структурой, меняющейся по мере трансформации цивилизационных этапов развития общества. Будучи относительно самостоятельной, политическая система оказывает вместе с тем самое непосредственное воздействие на другие сферы общественной жизни — экономику, культуру и др. В то же время она существенным образом зависит от состояния этих сфер. Информационное общество, сложившееся на основе широкого применения компьютерно-коммуникативных средств, предъявляет достаточно жесткие требования к деятельности управленческих структур. Государственные и негосударственные органы управления должны быть максимально гибкими и подвижными, чтобы оптимальным образом соответствовать постоянно меняющимся социальным условиям и задачам. В этой связи многие современные социологи (прежде всего, О. Тоффлер) подчеркивают решающую роль знания, информации как определяющего фактора функционирования государства и политической системы в целом. Трансформируя всю жизнь от экономики до культуры, новейшие компьютерные технологии оказывают значительное воздействие на функционирование государства и механизмы реализации политической власти. Происходит смещение властных полномочий, основанных на силе и богатстве, в пользу информационных критериев, определяющих появление новых властных возможностей. Власть в определенной мере переходит к структурам, которые контролируют знания. Постиндустриальное общество как новая «символическая» форма капитала определенным образом подтверждает идеи Маркса и классической политэкономии, предсказавших конец традиционному капиталу. Данный процесс во многом определяет политические реалии конца XX в. 3. Политика и общество Раскрыть содержание политической жизни как особого общественного явления можно лишь в том случае, если ее рассматривать на фоне взаимодействия гражданского и политического общества. Под гражданским обществом понимается совокупность естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов, призванных обеспечивать, главным образом, негосударственными и неполитическими методами удовлетворение их потребностей и интересов. В гражданском обществе политические институты либо вовсе отсутствуют, либо их деятельность поставлена под строгий контроль населения, т. е. это — саморегулируемое общество. Весьма существенным признаком гражданского общества является также экономическая и социальная свобода его индивидов. Эта свобода может быть там и тогда, где и когда индивиды: не отчуждены от собственности, а выступают в качестве ее полноправных субъектов; не обречены на необходимость существования в условиях одной лишь формы собственности, а располагают возможностями их выбора; не отделены от результатов своего труда, а справедливо распоряжаются ими; не ограничены заранее очерченными рамками тех или иных социальных общностей (семья, социальные группы, классы, нации и т. д.), а имеют право на более автономную самоорганизацию для выражения и защиты своих интересов. Важный признак гражданского общества состоит и в том, что оно апеллирует к естественным, неотчуждаемым правам человека, создает необходимые условия для наиболее полного удовлетворения потребностей личности, социальных групп и классов, для надежной и эффективной защиты их интересов. В свою очередь, сам человек как член гражданского общества рассматривает себя в качестве основного субъекта утверждения человеческого мира и соответствующих ему человеческих отношений. Другими словами, гражданское общество — это такое общество, в котором в максимальной степени реализуется принцип социальной справедливости, а свободное развитие каждого является предпосылкой и необходимым условием свободного развития всех. И, наконец, признаком гражданского общества является особый характер власти, специфика которой состоит в том, что она выражает волю самих индивидов, а не их коллективных суррогатов. Наиболее адекватной формой ее выражения служит непосредственная, а не представительная демократия, воплощенная в системе многочисленных объединений, организаций и ассоциаций, действующих в разных сферах общественной жизни. Поскольку механизм распределения власти в гражданском обществе и контроль за ее осуществлением основывается на личной и общественной инициативе индивидов, на их поддержке и доверии, постольку сама по себе эта власть не нуждается в публичных и материально-технических атрибутах, свойственных политическому обществу. Она не выделяется из гражданского общества, а имманентно присуща ему, составляет его неотъемлемый компонент. Она выступает не как власть силы, а как власть авторитета, подкрепленного общечеловеческими принципами. Специфическими являются и функции власти в гражданском обществе, основное назначение которых состоит в том, чтобы защитить социальные права и интересы индивидов, создать необходимые условия для самореализации личности.
|