Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ISBN 5-8114-0100-0 21 страница
В отличие от гражданского общества политическое общество представляет собой совокупность не естественных, а искусственных (точнее, политических) форм жизнедеятельности людей. В политическом обществе человек теряет свои естественные качества, превращаясь в юридическое лицо. Ведущую роль играют институты и учреждения политической власти. На первом месте среди них стоит государство, потому что именно оно претендует, прежде всего, на официальное выражение гражданского общества, объединяя всех людей, проживающих на его территории. Оно выступает в качестве той формы, в которой составляющие общество индивиды выражают себя как некое коллективное целое. Для осуществления своих функций государство как своеобразный коллективный орган располагает не только особым аппаратом управления, но и особой системой социальных и правовых норм, имеющих общеобязательное значение. Важная роль принадлежит также политическим партиям, которые, выступая от имени тех или иных слоев и социальных групп гражданского общества, ведут борьбу за обладание государственной властью, стремясь таким путем сделать свои интересы всеобщими. Поскольку в политическом обществе индивидуальному сознанию как внешняя сила обязательно противостоит коллективный разум и коллективное сознание в виде государства, политических партий и других искусственных формирований, постольку суверенитет личности, социальной группы, класса, нации и этнического образования в нем носит ограниченный характер. Иными словами, в политическом обществе неизбежно сохраняются определенная степень несвободы, неравенства и несправедливости. Причем эта степень может быть тем большей, чем более огосударствленной становится сама общественная жизнь. Примером тому служат тоталитарные и авторитарные политические системы, возникшие в разное время в тех или иных странах. В политическом обществе в отличие от гражданского общества своеобразный характер приобретает и сама власть. Будучи формой выражения воли прежде всего тех групп и классов, которые ею непосредственно обладают, она тем не менее представляет себя как власть всего народа. Ее решения претендуют на общеобязательную силу независимо от того, что какая-то часть населения их не одобряет. Чтобы навязать эти решения всему обществу, политическая власть нуждается не только в особом аппарате управления, но и в таких материально-вещественных придатках, как суды, тюрьмы, вооруженные, политические формирования и т. д. Другими словами, власть в политическом обществе уже не сливается органически с его гражданскими структурами. Она возвышается над ними и отчуждается от них. При этом, чем более узкой является социальная база политической власти, тем более отчужденной становится она от общества. Доказательством тому служат различного рода диктаторские режимы, существовавшие в недавнем прошлом, а кое-где существующие и сейчас. С тех пор как возникло государство, гражданское и политическое общества не только сосуществуют друг с другом, но и весьма своеобразно взаимодействуют между собой. На характер этого взаимодействия оказывают влияние многие факторы. Прежде всего, это степень цивилизованности и гражданского, и политического общества. Цивилизованность гражданского общества означает его экономическую, социальную и духовную организованность и упорядоченность, а также готовность к самоуправлению. В этом смысле цивилизованно-гражданское общество как организованно-управляемое общество противопоставляется природно-естественному обществу как стихийно-неуправляемому обществу. В свою очередь цивилизованность политического общества предполагает его способность к рациональному регламентированию общественных отношений с помощью государства. Цивилизованным может считаться такое политическое общество, которое не противостоит гражданскому обществу, не подавляет его, а наоборот, создает наиболее благоприятные государственно-правовые условия для его функционирования. Характер взаимодействия гражданского и политического общества зависит также от разумного распределения «сфер влияния» между ними и согласования общих позиций. При такого рода взаимодействии обеспечивается естественный обмен гражданскими и политическими качествами обоих обществ. Гражданское общество выступает в роли демократического компенсаторного механизма, призванного перераспределять власть государства, а политическое общество использует свои властные полномочия для предотвращения деструктивных проявлений как с той, так и с другой стороны. В целом же достигается нужный компромисс, исключающий подчинение гражданского и политического общества одному и тому же центру. На характер взаимодействия гражданского и политического общества несомненное влияние оказывают и особенности культурно-исторического развития конкретных стран. Существует, например, большое различие в этом отношении между странами Востока и Запада. Если формирование гражданского и политического общества в странах Востока происходило на основе азиатского способа производства, порождавшего централизм и деспотию, то на Западе оно протекало в русле традиционной преемственности с античным полисом, из которого большинство этих обществ исторически выросло. Вот почему на Западе между государством и гражданским обществом существовали более упорядоченные отношения. И если государство начинало шататься, то на поверхность выступала более прочная структура гражданского общества. Важную роль в эффективном взаимодействии гражданского и политического общества играет правовое государство. К числу основополагающих принципов правового государства относится господство закона во всех сферах общественно-политической жизни. Его соблюдение должно быть свято, а наказание за пренебрежение им — неотвратимо. Подчинение закону относится и к самому государству, и к его органам. Подлинно демократическое гражданско-политическое общество само делает законы и ограничивает себя законами. В условиях правового государства обеспечивается незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность, в максимальной степени реализуются гражданские права и свободы человека на уровне международно признанных норм. Взаимная ответственность государства и личности предполагает, с одной стороны, четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а с другой — не менее четкое законодательное закрепление и соблюдение политического и правового статуса личности. В правовом государстве существуют эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-юридических актов, что требует полной независимости суда, прокуратуры и арбитража, повышения их роли в обществе, совершенствования процессуального законодательства, строгого соблюдения презумпции невиновности, норм правосудия и права на защиту, действенности всех форм народного контроля. 4. Личность и политика Сущность и содержание политической жизни зависят не только от взаимодействия гражданского и политического общества, но и от характера взаимоотношений между личностью и политикой. В политике выделяются три основных аспекта. Она рассматривается как: специфическая форма теоретической и практической деятельности классов, наций, социальных групп, партий и индивидов, направленной на завоевание, использование и удержание политической власти; деятельность социальных групп и индивидов по осознанию и представлению на уровне общества своих коллективных и корпоративных интересов и решений; участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства. Различие подходов к пониманию политики определяется как сложной внутренней структурой политики, так и многообразием ее функций, к числу которых относятся: организационная, коммуникативная, мобилизационная, интегративная, управленческая, социально-экономическая, культурно-воспитательная и др. Степень демократизации политической жизни общества дает возможность судить о гуманистической направленности политики и ее человеческом измерении, и наоборот, усиление тоталитарных тенденций служит убедительным доказательством ее антигуманистического характера. При всей сложности взаимоотношений между личностью и политикой в них отчетливо выделяются две основные внешне противоречивые, но внутренне связанные между собой тенденции: повышение интереса к политике со стороны широких слоев населения и падение доверия к ее официальным представителям. Если иметь в виду первую тенденцию, то она находит свое выражение в многообразии демократических форм участия индивидов в политике. В числе этих форм особенно выделяются такие, как участие: в управлении государством; создании, реализации и охране законов, в судопроизводстве; в выборах, избирательных и иных кампаниях; в деятельности политических партий и общественных организаций; в формировании общественного мнения; в деятельности органов местного самоуправления и др. Различаются также индивидуальное и коллективное, добровольное и принудительное, активное и пассивное, традиционное и альтернативное, революционное и охранительное политическое участие. Конкретные формы и уровень политического участия в том или ином обществе зависят от многих факторов: особенностей политического режима, политических традиций и культуры; стабильности политических институтов и четкого разделения функций между ними; расстановки социально-классовых и групповых сил; культурно-образовательного уровня, материального положения, а также половозрастных, нравственных и религиозных особенностей индивидов. Увеличение доли свободного времени и повышение культурно-образовательного уровня населения в современных индустриально-развитых странах усилили стремление масс к политическому участию. Непосредственным результатом этого явилась возросшая потребность населения в гражданской активности. Свидетельством тому является местное, в том числе общинное, самоуправление, пустившее глубокие корни в ряде развитых стран, и, прежде всего, в США. Что касается второй тенденции — падения доверия к официальным, представителям политики, — то она на ходит свое выражение либо в форме неучастия в осуществлении этой политики, либо в форме ее неприятия и радикальной критики. Речь в данном случае идет не о политике «национального самосознания» и не об «общинной политике», а о политике как профессиональной деятельности, которая протекает по согласованным правилам и преследует соответствующие групповые интересы. В ней участвуют коалиции из различных групп, разгораются невероятные страсти, а посредничество осуществляется профессиональными политиками. Значительное число населения отвергает эту политику, ибо видит в ней больше дурного, чем здорового. Такого рода политика для рядовых индивидов не совсем приличное дело, чтобы избирать ее своей профессией. Именно в этом смысле о политике говорят как о «помойке», копаться в которой может далеко не каждый человек. Падению доверия к современной политике способствуют следующие факторы: 1) ложь и дезинформация общественного мнения со стороны представителей официальных властей; 2) коррупция, получившая широкое распространение в различных структурах политической власти; 3) отход от тех обещаний и программ, с которыми претенденты на политическую и государственную власть выступали в период избирательных кампаний; 4) девальвация основных политических ценностей и идеалов, которая особенно четко проявляется там, где эти ценности и идеалы извращаются политическими лидерами и не подкрепляются соответствующими экономическими и социально-политическими преобразованиями. В целях повышения престижа политики в глазах населения и предотвращения падения доверия к ее официальным представителям современные власти широко используют различные формы ее теоретического и идеологического обоснования. Речь идет, прежде всего, о нравственном, религиозном и социально-психологическом обосновании политики. Его смысл состоит в том, чтобы создать идейную и методологическую базу для эффективной адаптации гражданского поведения личности к современной политике, а также разработать практические рекомендации по использованию нравственных, религиозных и социально-психологических рычагов политического воздействия на личность. Установлению нормальных отношений между личностью и политикой призвана способствовать политическая социализация личности, под которой имеется в виду процесс политического созревания индивида, формирования его политического «я», развития собственного взгляда на политический мир, собственных политических ориентаций. Политическая, социализация является важнейшей функцией любой политической системы. Ее механизм включает в себя такие элементы, как: формы, методы и органы политической социализации. Общепринятым является подразделение политической социализации на две формы — прямую и косвенную. При прямой политической социализации содержание приобретаемых индивидом ориентаций носит всегда явно выраженный политический характер. Таковы, например, представления о политическом и государственном строе той или иной страны, о деятельности различных политических партий, о внутренней и внешней политике, о характере политической идеологии и т. д. В случае же косвенной социализации индивид вырабатывает такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в то же время влияют на его политическое поведение в будущем. К основным методам прямой политической социализации обычно относят подражание, предвосхищение, политическое обучение и политический опыт, а к основным методам косвенной социализации — межличностное общение, участие в неполитических организациях и обобщение (generalization), т. е. выведение политических качеств индивида из всей совокупности его социальных установок и ориентаций. В современной политологической литературе органы политической социализации подразделяют на первичные и вторичные. Критериями такого подразделения служат характер личных контактов и степень формальной организованности. Первичные — это непосредственно контактные и, как правило, неформальные группы. Вторичные — это неперсонифицированные группы с формально организованной структурой. К первичным группам политической социализации относятся семья, объединения друзей и товарищей (так называемые группы равных — peer groups), деловые, религиозные, игровые и прочие малые группы; к вторичным — школа, рабочие союзы, политические организации и средства массовой информации. Подразделяя органы политической социализации на первичные и вторичные, многие политологи решающую роль отводят первым, поскольку именно эти группы являются непосредственным, ближайшим социальным окружением индивида в течение длительного периода его жизни и именно они менее всего подвержены социальному и политическому контролю. Отдавая должное первичным органам политической социализации, нельзя в то же время умалять значение и вторичных органов, поскольку именно в их руках сконцентрированы такие рычаги воздействия на личность, которые практически недоступны первичным органам, как, например, радио, печать и телевидение. Конечным результатом политической социализации личности является ее политическая культура. Большинство политологов сходятся на том, что под политической культурой следует понимать относительно обособленную часть общей культуры, обладающую определенной автономией и характеризующуюся соответствующей системой политических (познавательных, эмоциональных и ценностных) ориентации индивидов. Различия касаются прежде всего объема понятия политической культуры. Одни политологи сводят это понятие, как правило, лишь к культуре сознания, к тем или иным ориентациям и установкам. Другие политологи считают необходимым его расширить за счет включения в него поведенческого аспекта. Значение политической культуры трудно переоценить для современного общества. Прежде всего, она служит своего рода матрицей политического состояния того или иного общества, степени его развитости и демократичности. Чем выше политическая культура общества, социальных групп и индивидов, тем более цивилизованными являются политические отношения в нем. Политическая культура позволяет не только правильно анализировать происходящие в обществе политические и экономические процессы, в особенности на крутых переломах истории, но и в определенной степени прогнозировать их развитие в будущем. Она дает возможность своевременно и должным образом реагировать на различного рода расстройства политической системы, а также принимать нужные меры по их устранению. В этом смысле она выступает тем звеном, которое связывает микрополитику, т. е. осуществление политики на личностном уровне, с макрополитикой, с процессом принятия политических решений на уровне общества и его структурных элементов. И наконец, политическая культура является тем оселком, на котором проверяется механизм политической социализации в обществе, и той исходной базой, на которой этот механизм совершенствуется. Отсюда не случаен исключительно большой интерес к типологии политической культуры и ее эмпирическому исследованию со стороны зарубежных и отечественных политологов. Впервые такая типология была дана американскими политологами Г. Алдмондом и С. Вербой. В качестве идеальной модели в этой типологии выступает «культура гражданственности» («civic culture»). Она характеризуется тем, что, с одной стороны, опирается на рационалистически-активную личность, которая активна в политике, информирована о политике и влиятельна в политике, а с другой — служит своего рода формой, уравновешивающей активные и пассивные ориентации индивидов, личные и общественно-политические роли, правительственную власть и правительственную ответственность в обществе. Анализ современной политики, разработка актуальных проблем ее теории и практики в условиях постиндустриального общества выдвигаются в качестве одних из наиболее приоритетных. Новизна политической ситуации определяется неизмеримо возросшими возможностями политических структур и механизмов в регулировании всех общественных процессов как в национальных, так и глобальных масштабах. Вопрос о том, как используются и как могут быть использованы эти возможности по отношению к обществу, приобретает первостепенное значение для судеб не только отдельных наций и народов, но и всего человечества. Литература Апресян Р. Г., Гусейнов Л. Л. Демократия и гражданство // Вопр. философии. 1996. № 7. Гаджиев К. С. О природе конфликтов и войн в современном мире // Вопр. философии. 1997. № 6. Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному сообществу // Полис. 1993. № 5. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии: Учеб. пособие. М., 1995. Демократия в России и Америке // Вопр. философии. 1996. № 6. Панарин А. С. Философия политики: Учеб. пособие. М., 1996. Пантин И. К. Посткоммунистическая демократия в России: основания и особенности // Вопр. философии. 1996. № 6. Серебрянников В. Ответственность как принцип власти // Своб. мысль. 1998. №3. Тоффлер О. Сдвиг власти: знание, богатство и насилие на пороге XXI века // Вопр. философии.1993. № 7. Философия и политика (материалы «круглого стола») // Вопр. философии. 1996. №1. XIII. КУЛЬТУРА И ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА 1. Культура и природа. Проблема понимания культуры 2. Сущность культурной деятельности 3. Культура и цивилизация 1. Культура и природа. Проблема понимания культуры Человек существует не только в обществе, но и в культуре. Культура представляет собой специфическую форму бытия, возникновение, существование и изменение которой связано с человеком и определено его деятельностью. В отличие от мира природы, природного бытия, ее принято называть культурной реальностью. Культурная реальность не возникает самопроизвольно вследствие действия законов природы и ее стихийных сил. Под действием своих законов природа порождает только саму себя. Но между культурой и природой имеется специфическая связь, опосредованная особым звеном, которым является человек и его деятельность. Для того, чтобы возникла культура, как особая среда, которая непосредственно окружает и в которой живет человек, необходимы были какие-то особые условия и предпосылки, отсутствовавшие в природе. В чем они состоят — вопрос чрезвычайно важный и сложный, на который дает ответ целый комплекс наук, в том числе и философских: социальная философия, философия культуры, культурология. Однако какие бы ответы не содержались в научных теориях, во всех них непременно содержится указание на человека и его деятельность как важнейшие и необходимейшие факторы возникновения культуры, которую именуют нередко «второй природой», подчеркивая сотворенность этой среды человеческого бытия. Эта «вторая природа», с одной стороны, отделяет человека от мира естественных сил и предметов, но в то же время и связывает его с ним. Причем связывает так, что природные явления предстают перед ним не в своей непосредственной первозданности, а в преобразованном виде, как составная часть предметов культуры, т. е. будучи ею освоенными, изменившими свою форму и природную сущность. В основе этого изменения лежит предпосылка целесообразного приспособления природы к потребностям человеческого существования. С древнейших времен, когда еще только было осознано, что человек живет в преобразованном мире, и до наших дней идет обсуждение вопроса, является ли исключенность человека из естественного природного бытия благом или злом. Так, представители кинического направления античной философии доказывали, что культура и общество с их законами и требованиями являются главными источниками зла, поскольку искажают естественную сущность человека. В философии Нового времени, Руссо и его многочисленные сторонники до наших дней доказывали, что культура сделала человека несчастным, обременив его тяготами, неравенством, социальными бедами, т. е. всем тем, что отсутствует в мире природы и тем, где человек якобы имеет с ней непосредственную связь. В ряде современных экологических утопий проводятся сходные мысли. Тем не менее и самым радикальным критикам культуры несомненно, что человек и культура связаны необходимым образом, и вне культуры невозможно не только бытие человека, но и он сам как особая сущность. Поэтому обсуждению должны подлежать вопросы не о необходимости культуры как таковой, а о ее сущности, содержании, соответствующих или не соответствующих человеку, о месте человека в ней, способах и формах его культурной самореализации. В разработанных современной наукой представлениях о культуре развиты различные понимания ее специфичности как особой формы бытия. Таких определений чрезвычайно много, и их количество продолжает расти. Это объясняется, в первую очередь, необычайной сложностью феномена, именуемого культурой, и трудностями ее познания, так как к ней нельзя подойти точно так же, как к предмету естественно-научного исследования. Познавая культуру, человек познает не некую независящую от него реальность, а по сути себя самого, свое собственное бытие, объективированное в фактах культуры. В познании культуры человек использует техники и приемы познания как общего, так и весьма специфического характера, проясняя смысл своего собственного бытия, своей деятельности и своей сущности. Так, исследуя сущность морали и нравственные нормы, человек, по сути, уясняет себя как этическое существо. Обращаясь к эстетическим ценностям, он не только проникает в природу прекрасного вообще, но одновременно устанавливает один из главных мотивов своей жизнедеятельности и творчества — преобразование мира по законам совершенства и красоты. Особая специфичность в познании культуры связана также с тем, что на него оказывают непосредственное влияние философские предпосылки мыслителя, исходя из которых формулируются самые общие представления о ней. Можно сказать, что в каждой серьезной философской системе или школе имеются свои особые трактовки культуры. Например, культурфилософы религиозной ориентации утверждают, что всякая великая культура основывается на определенной религиозной или вероисповедной основе и служит способом их реализации. Следовательно, культуры различаются между собой, прежде всего, по конфессиональному принципу или форме религиозности. Поэтому выделяют культуры, основанные на политеизме и монотеизме. Среди последних выделяют культуру христианскую, исламскую, буддийскую и т. д. Философы идеалистической ориентации ищут в основе всякой целостной культуры либо духовный принцип, выражающий ее смысл, либо рассматривают ее как проявление космического «жизненного порыва» или «волевого устремления» (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Шпенглер). Исследователи с материалистическими установками склонны сущность культуры сводить к реальным, материальным основам жизни людей. Например, К. Маркс и его последователи рассматривали в общем виде культуру как результат их материально-преобразующей деятельности (производства), из которой вырастали и духовные элементы культуры. Наконец, существует широкий спектр утилитаристско-прагматических теорий культуры, в которых развиваются идеи, что она есть только способ приспособления человека к природе, определяющий возможность его существования. Одно из распространенных понимании культуры состоит в том, что ее рассматривают как мир воплощенных ценностей. С этой точки зрения, предметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они являются наделенными каким-то особым свойством, которым не обладают естественные объекты. Эти свойства называют ценностями. Создавая особый предметный мир, утверждают сторонники этого подхода, человек не стремился воспроизводить природу, повторяя ее в миниатюре, а созидал нечто отличное от нее, имеющее значение и смысл как выражение сущности человека именно как человека, а не просто природного существа. Уместно сразу же провести различие между понятиями полезности и ценности. Человек находит в природе много такого, что обеспечивает его естественное существование; он и сам создает огромное количество вещей, полезных именно в том отношении, что они необходимы для его биологической жизни. Как правило, это происходит в сфере материального производства. Но это производство выступает хотя и важной, но все же только одной из форм культурной деятельности человека. Ее же главное содержание подчинено созданию того предметного мира (материального, духовного, художественного), через который человек реализует свою особую сущность, в основе которого лежит особое дифференцированное использование способа деятельности, отношение к процессу деятельности и ее результатам. Эта дифференциация основана на различении добра и зла, истинного и ложного, прекрасного и безобразного, т. е. всего того, что мы называем ценностями и антиценностями. Культура возникает в стремлении человека утверждать ценности, воплощая их все более полно, совершенно и значимо. Такое понимание культуры получило название ценностного (аксиологического). Именно ценностным свойством мир культуры отличается от мира природы. Они — и регулятор человеческого поведения, и высшая цель его деятельности. Человек выступает создателем ценностей, в культурной деятельности он их, опредмечивая, закрепляет, создавая, таким образом, возможность накопления и передачи ценностей культуры последующим поколениям. Ценностное понимание культуры фиксирует важный, но не единственный ее аспект. Ценности не даны человеку изначально, подобно воде, воздуху и другим необходимым для его биологического существования условиям, а возникли как результат его культурной деятельности и стали ее регулятором. Существует также представление о культуре как сложной системе символических форм или особых знаковых структур, в отдельных элементах которых зафиксировано культурное содержание человеческой жизни как их значение или смысл. Через эту систему знаков культурное содержание передается от одного человеческого поколения к другому. Причем, в процессе этой передачи происходят сложнейшие изменения знаковых структур и смыслов, составляющих их знаков, которые все вместе отражают реальные исторические изменения, происходящие в культуре, во всех формах человеческой жизни. Естественный язык является самой совершенной и универсальной культурной знаковой системой. Овладевая им, человек приобщается к самым фундаментальным основам культуры и жизни народа, к которым он принадлежит. Не случайно поэтому существование культуры какого-нибудь народа, сохранение его самобытности, способности развиваться, напрямую всеми исследователями связывается с судьбами национальных языков. Но кроме естественного языка — основного кода культуры — вырабатываются и существуют другие знаковые системы, так называемые столичные языки. Их многообразие и сложность в какой-то культуре соответствуют сложности и степени развитости культуры, поскольку все ее отдельные уровни и формы обладают свойственными им знаковыми системами. Так, религиозная жизнь людей может быть представлена как важная подсистема культуры. Свойственные религии тексты, ритуалы, отправления и религиозные практики, знаки, отмечающие принадлежность людей к церковной организации и их места в ней, культовые здания, символы религии и многое другое есть не что иное, как определенный знаковый код, овладевая которым люди определяют свое отношение к религии или верованиям своей и иных культур. То же можно сказать и о системах этических правил, этикете и нормах поведения, отличающих место человека, его значение, профессиональные и иные характеристики в данной социокультурной системе. И подобных систем знаков в каждой культуре чрезвычайно много. Обобщая понимание культуры как знаковой системы, выдающийся отечественный культуролог Ю. М. Лотман назвал культуру семиосферой, т. е. сферой знаков, обладающих культурным значением. Воспитание, развитие и жизнь человека в культуре означает, в первую очередь, овладение им смыслами культурных знаков, что происходит в процессе включения его в коллективную деятельность, овладение родным языком, обычаями и нравами народа, к которому человек принадлежит, его историей, бытом и самыми высокими его духовными достижениями. В своей активной деятельности полноценный и культурно значимый человек не только реализует заключенное в культурных кодах духовное и ценностное значение, но и обогащает его своим опытом и своими достижениями.
|