Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и юридическое значение и черты правового акта управления.






Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти. Наиболее значимые качества, определяющие юридическую природу правового акта управления, следующие:

а) представляет собой юридический вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает тот или иной вопрос (общий или индивидуальный), возникающий в процессе его деятельности, в интересах реализации задач и функций исполнительной власти;

б) издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами;

в) это юридически властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;

г) представляет одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом;

д) содержит в себе юридически властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен;

е) определяет правила должного поведения в сфере государственного управления;

ж) может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений (административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа;

з) он подзаконен, т.е. может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;

и) занимает определенное место в иерархической системе такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа исполнительной власти (должностного лица) актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;

к) представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц). Эти документы (различного рода справки, отчетные материалы, докладные записки, удостоверения, протоколы, акты ревизий и проверок и т.п.) выражают определенные обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не превращаются тем самым в правовые акты управления со всеми присущими им юридическими качествами;

л) как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно (например, в системе военного управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления;

м) с учетом ранее изложенных его качеств издается с соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и проч. Общие правила такого рода, к сожалению, отсутствуют; существуют правила ведомственного характера либо предусматривающие процедуру подготовки и утверждения управленческих актов применительно к отдельным органам исполнительной власти (например, они содержатся в Регламенте Правительства РФ, в Положении о подготовке проектов его постановлений и распоряжений);

н) может быть в установленном действующим законодательством или подзаконными административно-правовыми нормами порядке опротестован или обжалован;

о) в случае несоблюдения содержащихся в нем юридически властных предписаний вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера, а именно наступление ответственности виновной стороны (как правило, наступает дисциплинарная или административная ответственность).

Таким образом, правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций исполнительной власти.

В таком понимании этот вид юридических актов опосредует взаимоотношения между сторонами управленческих отношений, точнее - между управляющей и управляемой сторонами, между субъектами и объектами управления.

В правовых актах управления решаются многие вопросы детализации и конкретизации общих правовых норм, содержащихся в правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти.

Правовые акты управления по масштабности их действия не ограничиваются сферой государственного управления. В ряде случаев с их помощью регламентируются отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет не административного, а иных отраслей российского права. В наибольшей степени это касается финансовых отношений, частично трудовых, земельных и др. В частности, именно на их основе возникают налоговые, природоохранительные правоотношения.

Правовые акты управления отличаются от актов судебных органов государственной власти своим преимущественно позитивным характером, выражающимся в том, что с их помощью организуется процесс функционирования механизма исполнительной власти с целью упорядочивающего воздействия на различные стороны государственной и общественной жизни. Судебные акты имеют ярко выраженный юрисдикционный характер; для управленческих актов юрисдикция не является приоритетной. Кроме того, правовые акты управления не могут отменить либо изменить судебные акты, в то время как последние такую возможность в отношении их имеют. Наконец, правовые акты нередко играют роль доказательств в судебном процессе (например, по жилищным, трудовым, административным делам).

27. Понятие, особенности актов государственного управления и их классификация. характерны следующие черты: - издаются только полномочным субъектом с со­блюдением установленных правил; - являются его односторонним властным волеизъ­явлением; - имеют императивный характер; - подзаконны; - направлены на установление АПН или возникнове­ние, изменение, прекращение административных правоотношений в целях реализации функций ИВ; юридически значимые действия (напр., сигнал светофора).

Классификация ПАУ 1. По юридическим свойствам: - нормативные: устанавливают правила должного поведения в сфере государственного управления, рассчитаны на неоднократное применение и не имеют конкретного адресата. Их назначение (опре­деляется компетенцией ОИВ и должностных лиц): конкретизация норм законов, определение орга­низационно-правового статуса звеньев ИВ, предос­тавление специальных прав и обязанностей; - индивидуальные - носят правоприменительный ха­рактер: решают конкретные административные во­просы, их адресатом является определенное лицо, приводят к возникновению конкретного администра­тивного правоотношения; - смешанные (напр., ответственность за выполнение нор­мативных предписаний возлагается на конкретное лицо).

2. По наименованию: - постановления (Правительства, государственных комитетов, федеральных комиссий) имеют норма­тивный характер, разъясняют наиболее сущест­венные вопросы. Постановления Правительства могут быть отменены указом Президента РФ; - распоряжения (Правительства РФ, Президента РФ) издаются по оперативным, текущим вопросам для конкретизации законов; - приказы - обязательные предписания, осуществ­ляемые в порядке реализации единоначалия (из­дают министры, руководители иных ФОИВ); - правила утверждаются постановлениями, приказами; регулируют деятельность государственного органа; - инструкции, - положения. ФОИВ не могут издавать правовые акты в форме пи­сем и телеграмм. 3. По способу нарушения: меры дисциплинарной и административной ответственности (напр., общеобя­зательные правила поведения). Действие ПАУ Подготовка (1 месяц, с участием юридической служ­бы, могут образовываться рабочие группы) -» согласо­вание с заинтересованными ФОИВ (межотраслевые акты, с Минфином) -» экспертиза (визирование юриди­ческой службой, Минюстом) -» принятие (руководите­лем ОИВ или его заместителем) -» государственная регистрация (в Минюсте, цель - проверка законности) -» официальное опубликование (через 7 дней - для ак­тов Президента РФ, через 15 дней - для актов Прави­тельства РФ) -» вступление в сипу (акты Президента РФ - через 7 дней после опубликования, акты Прави­тельства РФ - со дня подписания или опубликования).

 

28 Требования, предъявляемые к актам государственного управления. Важнейшим условием юр. силы правового акта явля­ется его соответствие уст. требованиям, предъявля­емым как к его юр. содержанию, так и к порядку его принятия (издания). Так, с позиции юр. содержания правовых актов уп­равления можно выделить следующие основные требования: а) правовой акт не должен противоречить К. РФ, действующему закон-ву, нормативным актам П. РФ; б) правовой акт должен основываться на конст. разграничении предметов ведения и полномочий между ОИВ РФ и аналогичными органами СРФ; в) правовой акт должен учитывать правовые акты вышесто­ящих исполнительных органов; г) правовой акт должен быть издан полномочным ОИВ (д/л), то есть в рамках зак­репленной за ним компетенции; д) правовой акт должен быть юр. обоснован, так как его содержание составляют властные волеизъявления исполнитель­ного органа (д/л). В силу этого в нем д.б. четко выражены цели его издания, а также основания и юр. последствия; е) правовой акт не должен ограничивать либо нарушать ком­петенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы гос. управления; ж) правовой акт не должен ограничивать либо нарушать ус­т. действующим закон-вом права и законные интересы граждан и негос. формирований в сфере гос. управления. Определенные требования предъявляются и к порядку изда­ния правовых актов. В их числе, например, соблюдение коллегиаль­ности, если такая предусмотрена официально; необходимость со­гласования проектов актов с заинтересованными сторонами; соблю­дение установленного официально наименования акта; соблюдение установленных реквизитов (штампы, печати, подписи, исполните­ли, сроки исполнения, контроль за исполнением и т. п.). Важное значение для механизма действия правовых актов име­ют уст. процедуры, в рамках которых осуществляется их ------ подготовка, издание и вступление в законную силу. В данном слу­чае акцент должен быть сделан на подготовке проектов актов, их обсуждении, визировании и правовой экспертизе, процедуре при­нятия, подписания и т. п. Для процедуры подготовки правовых актов управления с по­зиций обеспечения их соответствия требованиям законности важ­ное значение имеет установленный порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента РФ; правила подго­товки ведомственных нормативных актов; порядок государственной регистрации и опубликования ведомственных нормативных актов. Все эти нормативные установления обобщены в Указе Президента РФ от 26 мая 1996 г. " О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Россий­ской Федерации и нормативных правовых актов федеральных ор­ганов исполнительной власти". Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию и к порядку издания правовых актов, дает основания для признания их недействительными

 

 

29. Понятие и основные черты административного процесса. Юридический процесс - урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.
Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:
вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;
представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
целью процесса является достижение определенных юридических результатов и разрешения управленческих дел;

результаты административного процесса (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;
обладает определенным строением (структурой).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал