Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия решения.






2 стадия. Рассмотрение дела об административных правонарушениях Рассмотрение дела об административных правонарушениях - это совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку фактических обстоятельств дела и принятие решения по делу. Рассмотрение дела об административном правонарушении: - подготовительная часть; - рассмотрение дела по существу; - постановления и определения по делу об административном правонарушении Каждая часть имеет свои специфические цели и задачи, но в целом для них характерны определенная самостоятельность, взаимосвязанность, логическая последовательность и завершенность. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела (если субъект, рассматривающий дело установит, что поступившее дело относится к его компетенции, то дело принимается к рассмотрению. В противном случае материалы дела направляются по подведомственности. В случаях, когда имеет место двойная подведомственность, дело рассматривает тот орган (должностное лицо), к которому оно поступило); 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом (закон запрещает рассмотрение данного дела этим судьей, должностным лицом, если выяснится, что лицо, на рассмотрение которому направлено дело об административном правонарушении: является родственником лица привлекаемого к ответственности, потерпевшего, законного представителя физического лица или юридического лица, защитника или представителя; лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела); 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела (ненадлежащее оформление протокола об административном правонарушении и иных материалов дела свидетельствует о недостаточно полном исследовании события правонарушения и лице, его совершившем. В этом случае они не могут быть приняты к рассмотрению и, как правило, с замечаниями возвращаются тому, кто его составил); 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу. (Так, к участию в производстве по делу в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу. В качестве специалиста, эксперта и переводчика к участию в производстве по делу не допускаются лица, состоящие в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, либо если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела); 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу (определение достаточности является наиболее сложным этапом оценки доказательств. Достаточность доказательства означает, что на основе данной совокупности может быть сделан достоверный вывод и принято соответствующее решение по делу. Это делается на основе внутреннего убеждения); 6) имеются ли ходатайства и отводы (это может быть ходатайство о допуске к участию в деле, о дальнейшем направлении дела по подведомственности, об исследовании дополнительных доказательств, о гражданском иске и мерах его обеспечения; основанием для отвода субъекта осуществляющего производство, является наличие родственных связей с лицом, привлекаемым к ответственности или потерпевшим, их законных представителей, защитника или представителя либо наличие оснований считать, что это лицо лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела; основания для отвода распространяются и на прокурора, эксперта, переводчика, специалиста секретарей судебного заседания или коллегиального органа). Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом Указанные лица не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо: 1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического лица или юридического лица, защитника или представителя; 2) лично, прямо или косвенно заинтересованного в разрешении дела. К родственникам относятся лица, состоящие в кровной связи между собой (прямое или боковое родство). Близкие родственники - это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, родственники - все иные лица, за исключением близких родственников, состоящих в родстве. Личная заинтересованность лица в разрешении дела должна быть подтверждена фактами. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица При наличии обстоятельств, указанных выше, судья, член коллегиального органа, д.л. обязано заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу. При наличии обстоятельств, указанных выше, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых, находится дело об административном правонарушении. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении. При подготовке к рассмотрению дела по которым в случае необходимости выносится определение: 1) о назначении времени и места рассмотрения дела (время для разбирательства определяется таким образом, чтобы обеспечить явку всех вызываемых лиц, а также способствовать созданию наиболее благоприятных условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. Место рассмотрения дела об административном правонарушении определяется по правилам ст. 29.5 КоАП РФ); 2) о вызове лиц, участвующих в производстве (о вызове лиц в качестве представителей, потерпевшего, свидетеля, эксперта, специалиста, прокурора, защитника и др), об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; 3) об отложении рассмотрения дела (отложение рассмотрения дела возможно в случаях поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, если их отвод препятствует рассмотрению дела; отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела); 4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; 5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица. В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц. При подготовке к рассмотрению дела, по которым в случае необходимости выносится постановление: При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Место рассмотрения дела об административном правонарушении 1) По месту его совершения. 2) По месту жительства лица привлеченного к ответственности (по ходатайству лица привлекаемого к ответственности). 3) По месту нахождения органа, проводившего административное расследование. 4) По месту жительства несовершеннолетних, а также лиц совершивших административные правонарушения, предусмотренных ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ. 5) По месту учета транспортного средства (в случае применения наказания влекущего лишение права управления транспортным средством) может быть рассмотрено). Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении 1) В пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. 2) Срок рассмотрения дела может быть продлен субъектом рассматривающим дело, но не более чем на один месяц (в случае поступления ходатайств от участников производства либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела). О продлении указанного срока субъект, рассматривающий дело, выносит мотивированное определение. 3) В пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела по ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ. Продление указанного срока не допускается. 4) В день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела (в случае если за совершение правонарушения влечет административный арест либо административное выдворение). 5) Не позднее 48 часов с момента административного задержания лица. 6) Не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг в случае совершения правонарушения за которое может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении 1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; 2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, за исключением случаев предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ (вступает в силу с 1.07.2008г.), или законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; 3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; 4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; 5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; 6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; 7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае: а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы; 8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; 9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности. При продолжении рассмотрения дела: - оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела; - заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение; - осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении Обязательность составления протокола предусмотрена лишь в том случае, если дело находится в производстве коллегиального органа. При рассмотрении дела уполномоченным должностным лицом протокол не ведется. КоАП РФ не предусматривает ведение протокола и при назначении административного наказания судьей. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются: 1) дата и место рассмотрения дела; 2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; 3) событие рассматриваемого административного правонарушения; 4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; 5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; 6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; 7) документы, исследованные при рассмотрении дела. Составление протокола возлагается на секретаря коллегиального органа. При составлении протокола следует избегать исправлений, дописок, подчисток, сокращений слов, зачеркиваний. Если возникла необходимость внесения исправлений, то это делается, как правило, в заключительной части протокола с указанием страниц, к которым они относятся. Ответственность за полное и объективное отражение в протоколе хода разбирательства дела возлагается на председательствующего коллегиального органа. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: 1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу; 2) объявления устного замечания; 3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение: 1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ; 2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица. Постановление по делу об административном правонарушении В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу; 7) срок и порядок обжалования постановления. 8) должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа. 9) Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения. При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом: 1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ; 2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению; 3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством РФ передаются заинтересованным лицам; 4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям РФ, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента РФ. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление. Структура постановления: - вводная, описательная, резолютивная часть. Во вводной части должно быть указано: номер постановления, дата его вынесения, наименование населенного пункта, на территории которого находится орган; наименование органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело (фамилия, имя, отчество), полное наименование юридического лица. При этом могут быть указаны иные сведения, например, идентификационный номер налогоплательщика, в отношении которого вынесено постановление за нарушение в области налогообложения; данные об инвалидности лица, наличии у него государственных наград, почетных, воинских и других званий. В описательной части излагаются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Важнейшим компонентом описательной части является анализ и оценка доказательств, исследованных при рассмотрении дела. В постановлении должны получить оценку все доказательства. Судья, должностное лицо должны указать, какие из доказательств являются достоверными, а какие недостоверными, привести убедительные аргументы в подтверждение своих выводов. Суждение относительно квалификации административного правонарушения также должно быть мотивировано. Не соглашаясь с возражениями, объяснениями лица, привлекаемого к ответственности, судья либо должностное лицо не должны голословно отвергать его доводы, а обязаны их опровергнуть с помощью имеющихся доказательств. Постановление подлежит отмене, если доводы лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, не опровергнуты материалами дела. В описательной части постановления должны быть учтены при назначении наказания обстоятельства, характеризующие степень общественной опасности административного правонарушения, обстоятельства, отягчающие ответственность правонарушителя. При рассмотрении дела может быть сделан вывод о необходимости освобождения от административного наказания. В этом случае постановление также должно содержать мотивировку принятого решения. В резолютивной части указываются: фамилия, имя, отчество физического лица, наименование организации; решение о признании лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, виновным; соответствующая статья КоАП, по которой данное лицо признано виновным; вид и размер административного наказания (основного и дополнительного); окончательная мера административного наказания. При назначении административного штрафа судья может указать наименование счета организации, привлекаемой к ответственности, с которой следует взыскивать административный штраф. Это не противоречит закону и ускоряет исполнение вступившего в законную силу решения судьи. Если лицо до вынесения постановления было задержано в порядке меры пресечения, срок административного задержания указывается в зачет срока административного наказания. В резолютивной части постановления, кроме вопросов, перечисленных в ч.1 комментируемой статьи, должны найти отражение такие моменты, как решение по вопросу о возмещении имущественного вреда, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения (если данный вопрос рассматривался одновременно с назначением административного наказания). Судья вправе решить одновременно с назначением наказания вопрос о возмещении ущерба независимо от суммы. В постановлении должна быть определена и правовая судьба изъятых документов и вещей, находившихся при физическом лице, изъятых документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или изъятия. Правовая судьба указанного имущества решается в зависимости от правового режима имущества. В частности, согласно ч.5 комментируемой статьи: вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению; документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством; изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям РФ, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента РФ. В резолютивной части постановления также указывается, куда можно обжаловать решение, каким образом, а также срок обжалования. Постановление по делу об административном правонарушении принимается простым большинством голосов, членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Отсутствие кворума влечет недействительность принятого решения. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление. Объявление постановления по делу об административном правонарушении. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.8, 20.9, 20.12 КоАП РФ, в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию. Определение по делу об административном правонарушении В определении по делу об административном правонарушении указываются: 1) должность, фамилия, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение; 2) дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела; 3) сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела; 4) содержание заявления, ходатайства; 5) обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела; 6) решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела. Определение по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Определение по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим определение. Законодатель предъявляет определенные требования к содержанию определения по делу об административном правонарушении. Перечисление всех реквизитов позволяет сделать вывод о том, что определение, как и постановление по делу об административном правонарушении, состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. В вводной части указываются данные о судье, должностном лице, составе коллегиального органа, вынесших определение; сведения о лице, которое подало ходатайство; содержание заявления, ходатайства. В описательной части указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела, излагается мнение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении. В резолютивной части содержатся выводы по разрешаемому вопросу. Например, при возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела вследствие неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, должно быть указано, в чем выразилась неполнота представленных материалов. Определение по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу, имеет те же правовые последствия, что и постановление. Это означает, что с момента вступления в законную силу оно обладает свойствами исполнимости и преюдициальности. Определение обжалованию не подлежит. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление. Административное расследование. Если после выявления административного правонарушения: - в области антимонопольного законодательства, - патентного законодательства, - законодательства о естественных монополиях, - законодательства о рекламе, - законодательства о выборах и референдумах, - законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, - валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, - законодательства о защите прав потребителей, - об авторском праве и смежных правах, - о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, - в области налогов и сборов, - таможенного дела, - экспортного контроля, - государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), - охраны окружающей среды, - производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, - пожарной безопасности, - дорожного движения, -на транспорте - несостоятельности (банкротства), - размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается д.л., уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении: указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ст. КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении. копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему. Административное расследование - это совокупность процессуальных действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. КоАП РФ связывает административное расследование с процессуальными действиями, требующими значительных временных затрат: проведением экспертизы, истребованием необходимых предметов и документов, производством ревизий, документальных проверок, инвентаризаций, контрольных закупок и др. Срок проведения административного расследования не может превышать 1месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях срок по письменному ходатайству д.л., в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более 1-го месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до 6-ти месяцев. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Сроки направления протоколов (постановления прокурора) для рассмотрения дела: направляется в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) (если может быть назначен административный арест). если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов, либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более 3-х суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Условиями для возвращения протоколов и других материалов с целью устранения недостатков являются: а) составление протокола об административном правонарушении неправомочным лицом; б) неправильное составление протокола и оформления других материалов дела об административном правонарушении, неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении. Неправомочное лицо - это должностное лицо, не наделенное полномочиями по составлению и оформлению протокола. Как правило, эти полномочия определяются должностной инструкцией в рамках задач и функций, возложенных на контрольно-надзорный орган, его структурные подразделения и территориальные органы. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков. В случае, если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передается на рассмотрение судье немедленно после их составления. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающие производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 24.5 КоАП РФ, со всеми материалами дела в течении суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или по месту прохождения военных сборов лица, совершившего административного правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности. Дело об административном правонарушении прекращается путем вынесения мотивированного постановления, Реквизиты постановления: излагается сущность дела; основания прекращения; данные, касающиеся должностного лица, судьи, состава коллегиального органа, вынесших постановление; сведения о лице в отношении которого прекращено дело; обстоятельства, установленные на стадии возбуждения дела; срок и порядок обжалования; решен вопрос об изъятых предметах и вещах, документах и иных предметах, об имуществе, на которое наложен арест, вещественных доказательствах. Постановление вступает в силу с момента его вынесения. Копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в трехдневный срок со дня его вступления в законную силу вручается или высылается лицу, в отношении которого велось производство по делу, его представителю либо другим заинтересованным лицам в случае смерти физического лица либо ликвидации коммерческой или некоммерческой организации.

38. Стадия обжалования и опротестования решения по делу об административном правонарушении.

Данная стадия производства по делу является факультативной, так как нарушитель, другие лица могут признать наложенное административное взыскание справедливым.

Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, от его имени его адвокатом, а также потерпевшим в течение 10 дней со дня вынесения постановления. Если срок пропущен по уважительным причинам, он может быть восстановлен.

Постановление административной комиссии может быть обжаловано в соответствующую администрацию или в суд. Решение поселковой, сельской администрации – в вышестоящую администрацию или суд. Постановление иного органа о наложении штрафа – в вышестоящий орган или суд; о наложении иного взыскания – сначала в вышестоящий орган и только после этого в суд. Предупреждение, зафиксированное на месте правонарушения без составления протокола, обжалуется в вышестоящий орган.

Районный (городской) суд (суд первого звена) является последней инстанцией, правомочной принимать решения по делам об административных правонарушениях. Его решение обжалованию не подлежит.

Подача жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого постановления, за исключением обжалования предупреждения, административного ареста, штрафа, налагаемого на месте совершения правонарушения. Жалоба рассматривается правомочным органом в десятидневный срок со дня ее поступления.

Орган, рассматривающий жалобу, может оставить постановление без изменения; отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение; отменить постановление и прекратить дело, а также изменить меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Отмена постановления с прекращением дела влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возвращается его стоимость.

Опротестование постановления о наложении административного взыскания осуществляется прокурором. Кроме того, прокурор может опротестовать и решение, принятое по жалобе (протест приносится в данном случае в вышестоящий орган по отношению к органу, принявшему решение по жалобе).

Прокурор может опротестовать и постановление суда. Вообще, постановление судьи по делам об административных правонарушениях может быть изменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда. Постановление судьи вышестоящего суда может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем соответствующего суда.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал