![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет №8
1. Управление как информационный процесс. Замкнутые и разомкнутые системы управления, назначение обратной связи. Примеры. 2. Практическое задание на создание на диске архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. 1. Управление как информационный процесс. Замкнутые и разомкнутые системы управления, назначение обратной связи. Примеры. В повседневной жизни мы встречаемся с процессами управления очень часто: пилот управляет самолетом, а помогает ему в этом автоматическое устройство — автопилот; директор и его заместители руководят производством, а учитель — обучением школьников; процессор обеспечивает синхронную работу всех узлов компьютера, а каждым его внешним устройством руководит специальный контроллер; без дирижера большой оркестр не может согласованно исполнить музыкальное произведение, а хоккейная или баскетбольная команда обязательно имеет одного или нескольких тренеров, которые организуют подготовку спортсменов к соревнованиям. В наиболее общем виде управление есть совокупность действий, осуществляемых человеком, группой людей или автоматическим устройством (автоматом), направленных на поддержание или улучшение работы некоторого объекта. Эта деятельность ведется либо по заданным извне правилам, либо планируется самостоятельно в соответствии с известной целью управления. Управлять — значит влиять на ход какого-либо процесса в живом организме, машинах, обществе или на состояние некоторого объекта. Управление обязательно ведется целенаправленно, а случайные хаотические воздействия на систему не имеют к этому прямого отношения. Независимо от природы исполнительных и управляющих органов процесс управления имеет определенные о6щие закономерности. Их изучением занимается специальная наука, которая называется кибернетикой. Основоположником кибернетики является американский ученый Норберт Винер (1894—1964). В 1948 году вышла его книга " Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине", заложившая основы новой науки. В Советском Союзе большой вклад в развитие теоретической и прикладной кибернетики внесли академики Аксель Иванович Берг (1893 — 1979) и Виктор Михайлович Глушков (1923 — 1982). Кибернетические исследования заключаются в изучении наиболее общих свойств процессов управления в живых и неживых системах. При этом используются в основном абстрактные системы, т.е. некоторые обобщенные модели реальных систем различной природы — технических, биологических или социальных. Именно такой подход позволяет отразить наиболее общие закономерности, не обращая внимания на второстепенные детали устройства конкретных систем. 'Управление является информационным, процессом. Действительно, для принятия тех или иных решений и их реализации требуется постоянно производить различные действия с информацией. Сначала нужно получить и обработать данные о состоянии регулируемого объекта и окружающей его среды. Затем сформированные в результате проведенного анализа управляющие команды необходимо передать контролируемому объекту для изменения его состояния в соответствии с целью управления. Часто при организации процесса управления требуется также хранить поступающую информацию, для того чтобы использовать ее в дальнейшем. Таким образом, в ходе управления применяются все наиболее важные виды работы с информацией, фигурирующие в определении информационного процесса. Итак, в рассматриваемой научной дисциплине основными являются понятия управление и информация. Необходимо отметить, что первоначально все исследования в области информации, относились к кибернетике, так как считалось, что использование информации в системах управления является центральной проблемой. Однако с развитием науки область ее проблем расширялась, изучались все новые аспекты работы с информацией, и в конце концов проблемы управления выделились в самостоятельную область. В результате возникла более общая наука — информатика, в которую в качестве одной из составных частей вошла кибернетика. Системы, изучаемые в кибернетике, могут быть очень сложными, включающими в себя множество взаимодействующих объектов. Однако для понимания базовых понятий теории можно обойтись простейшей из таких систем, которая содержит всего два объекта — управляющий и исполнительный. Практическим примером может служить, например, система, состоящая из светофора и автомобиля. Как ни удивительно, даже в таких небольших системах информационное взаимодействие может быть построено по разным схемам. В простейшем случае управляющий объект посылает свои команды исполнительному объекту, никак не учитывая его состояния.
|