![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воздействия
В таких системах дополнительно появляется еще один информационный поток, на этот раз от объекта управления к системе управления; в литературе его принято называть обратной связью. Именно по каналу обратной связи передаются сведения о состоянии объекта и степени достижения (или, наоборот, не достижения) цели управления. Из рисунка видно, почему такая система называется замкнутой. Главным принципом управления в замкнутой системе является выдача управляющих команд в зависимости от получаемых сигналов обратной связи. Легко понять, что управляющая система стремится скомпенсировать любое отклонение объекта от состояния, предусмотренного целями управления. Например, если на одной из улиц перекрестка машин накопилось много, а на другой их практически нет, то алгоритм поочередного перекрытия улиц требуется нарушить, чтобы по возможности пропустить максимум машин по перегруженной улице. Обратную связь, при которой управляющий сигнал стремится уменьшить (скомпенсировать) отклонение от некоторой поддерживаемой величины, принято называть отрицательной. Сущность управления с помощью обратной связи хорошо описал основоположник кибернетики Н.Винер в своей статье " Мое отношение к кибернетике. Ее прошлое и будущее": " Мысль моя заключалась в следующем. В устройствах управления применяется метод стабилизации действия, при котором какая-либо величина, зависящая от успеха действия, подается обратно на вход устройства как новая регулирующая порция информации. Так как каждое отклонение от заданного значения здесь компенсируется корректирующим действием в противоположном направлении, то подобная обратная связь называется отрицательной. Нам... пришло в голову, что такие простые человеческие действия, как вождение автомобиля, регулируются отрицательными обратными связями. Мы поворачиваем рулевое колесо автомобиля не по заранее составленной программе, а так, что если мы отклоняемся слишком влево, то правим вправо, и наоборот. Поэтому мы были убеждены, что отрицательная обратная связь участвует в человеческом механизме управления, и в частности, в том, при помощи которого мы следим взглядом за самолетом". Приведем еще несколько примеров замкнутых систем управления. Начнем с хорошо знакомого вам примера — обучения в классе. Здесь управляющую систему представляет учитель, а ученики являются объектом управления авторы просят прощения, если применение принятой в кибернетике терминологии кому-то показалось обидным; помните, что научные термины всегда лишены эмоциональной окраски и никого не унижают и не обижают). Прямой канал передачи информации — это передача знаний учителем, а обратная связь — ответы учеников, результаты контрольных работ, сочинения и т.п. Благодаря обратной связи в результате анализа проведенной контрольной учитель может, например, провести дополнительный урок по данной теме или, наоборот, особо отличившихся учеников освободить от каких-то заданий. Интересный пример замкнутой системы автоматического управления описан в книге известного писателя-сценариста Майкла Крайтона " Крылья". " Все современные самолеты нуждаются в компьютерах для стабилизации в полете — и не потому, что ими не могут управлять пилоты. Пилоты могут водить их, тут нет никаких сложностей. Однако авиакомпании желают иметь экономичные машины. Максимальная экономия топлива достигается при минимальной тяге. ...Чтобы минимизировать тягу,... самолет должен очень точно выдерживать определенное положение в воздухе. Самое эффективное положение — легкий наклон носом вверх. При крейсерском полете самолет удерживается в этом положении при помощи компьютеров. Это самое обычное дело". К чему может приводить неправильное управление при наличии автопилота, прочтите в цитируемой книге сами. А те, кого заинтересовали принципы автоматизации управления полетом, могут обратиться к статье " Автоматическое управление" на с. 106—108 энциклопедического словаря [1]. Завершая обсуждение принципов работы управляющих систем, отметим, что их изучение не является самоцелью, а служит основой для разработки устройств автоматического управления. Кибернетика разделяет системы управления на три группы: неавтоматические, автоматизированные и автоматические. Как очевидно из названия, в неавтоматических системах управлением человек занимается самостоятельно. Автоматизированные системы управления (АСУ) занимают некоторое промежуточное место — сбор необходимой для принятия решения информации и ее обработка производятся автоматически, а окончательное решение принимает человек. Наконец, в системах автоматического управления (САУ) все операции, связанные с процессами управления, происходят без участия человека. Разумеется, программы (алгоритмы) управления предварительно готовит человек. Количество автоматизированных и автоматических систем вокруг нас неуклонно расширяется. 2. Практическое задание на создание на диске архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. Задание. Создать на дискете архив предложенной учителем папки (каталога), сохраняя при этом ее внутреннюю структуру. Раскрыть архив в другую указанную учителем папку и убедиться в идентичности результата и исходной папки.
|