Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лоббизм: сущность, функции управления.






Лоббизм – это давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны разного рода группировок, или так называемых групп давления.

В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов - столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определённых социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоёв общества и т.п.).

К " плюсам" лоббизма можно отнести следующее.

Во-первых, он влияет на качество управленческих решений, придает управлению большую динамику и гибкость.

Во-вторых, лоббизм служит своеобразной формой самоорганизации гражданского общества, с помощью которой мобилизуется общественная поддержка или оппозиция тому или иному законопроекту, оказывается влияние на политику. Лоббизм с этой точки зрения — своего рода соперник демократии.

В-третьих, лоббизм создает возможность для обеспечения интересов меньшинства, поскольку выступает формой проявления политического плюрализма.

В-четвертых, посредством лоббизма реализуется демократический принцип свободы негосударственных структур и институтов: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т. д. Используя лоббирование, они сами пытаются решать свои проблемы. Кроме того, лоббизм играет роль стимулятора активизации политических процессов и явлений.

В-пятых, лоббисты расширяют информационную и организационную базу принимаемых решений и гораздо убедительнее, чем кто-либо, привлекают общественное внимание к наиболее острым проблемам политической жизни. Они обеспечивают органы государственной власти необходимой информацией по тому вопросу, который выносится на парламентское слушание, привлекают внимание законодателей к тому, что происходит на самых нижних общественных уровнях.

В-шестых, лоббизм выполняет функцию достижения компромисса различных интересов, способствует сохранению равновесия различных сил, нахождению точек соприкосновения и достижения консенсуса при принятии управленческих решений.

Однако и минусов у лоббизма немало: 1) он может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам национальным, что наблюдается в нашей стране; 2) может служить ведомственным, местническим, националистическим и другим интересам; 3) способен " размывать" начала народовластия, превращать демократические институты в мощный инструмент отдельных властных структур, чиновничества; 4) деятельность лоббистских групп может обострить проблему социальной справедливости, так как богатые слои населения имеют несравненно большие возможности, чем другие группы, использовать для лоббирования своих интересов власть денег; 5) лоббизм своими действиями может создавать помехи для функционирования государственной власти, для усиления позиций одной ветви при одновременном ослаблении другой и т. д.

32. Формы и методы лоббистской деятельности:

Первоначально дадим определение форме лоббистской деятельности. Форму лоббистской деятельности можно определить как способ выражения лоббистских действий вовне.
Обращаясь к классификации форм лоббистской деятельности, начнем с классификации предлагаемой иностранными авторами. Зарубежные авторы выделяют две основные формы коммуникации в рамках лоббистской деятельности, характерные для России.
1. Коммуникация посредством использования неформальных контактов (внутренний лоббизм). Посредником в таком виде коммуникации является человек, владеющий технологией " Know how" (знать как) + " Know who" (знать того, кто именно может быть полезен). Такой вид коммуникации активно используют институциональные группы давления, действующие внутри политической системы. Для большинства социальных групп, находящихся вне политической системы, такой вид коммуникации практически недоступен.
2. Коммуникация, осуществляемая через использование средств массовой информации (непрямой лоббизм). Давление на институты политической власти оказываются путем формирования благоприятного для заинтересованной группы общественного мнения через СМИ. Проблема заключается в том, что в большинстве случаев существующие СМИ либо находятся под государственным контролем, либо являются инструментом в борьбе различных финансово-промышленных и политических элитных группировок. Последние сами нередко апеллируют к общественному мнению, но лишь для того, чтобы показать государственной власти реальную или мнимую поддержку общественностью своих инициатив.

Автор многочисленных статей и исследований в области лоббизма А. П. Любимов выделяет следующие формы лоббизма:
1. Парламентский лоббизм (осуществляется депутатами с привлечением заинтересованной общественности или правительственными чиновниками).
2. Политические торги, которые представляют собой форму реализации интересов через разрешение политических противоречий в форме компромисса.
3. Теневые неформальные соглашения, получившие в России невиданное развитие. Теневые механизмы давления чрезвычайно эффективны в условиях политической нестабильности.
4. Кампании по обработке общественного мнения через СМИ с мобилизацией общественности (общественные кампании, инициативные массовые мероприятия). Если речь идет о давлении, то цель таких кампаний состоит в обеспечении массовой поддержки того или иного требования, а также в оказании психологического воздействия на адресатов или посредников [3].

Кроме того, на взгляд автора можно произвести две следующие классификации форм лоббистской деятельности.
1. Формы лоббистской деятельности можно классифицировать по органам государственной власти, на которые данные формы лоббистской деятельности направлены. Исходя из такой классификации, можно различать формы лоббистской деятельности в палатах парламента, в Администрации Президента РФ, в Правительстве РФ.

2. Можно также провести классификацию форм лоббистской деятельности по степени взаимодействия лоббистских структур и объектов лоббизма. Исходя из этой классификации, можно выделить прямые и косвенные формы лоббистской деятельности.

2.1. Косвенные:
а) подготовка исследований, публикаций и прогнозов, призванных воздействовать на принятие решений в правительстве или комитетах Федерального Собрания, особенно, если такие материалы готовятся по их поручению и заказу.
б) участие в семинарах, конференциях, встречах и т.д., созываемых для предварительной проработки отдельных решений правительства.
в) пропаганда своих интересов, и взглядов через органы массовой информации. Многие союзы имеют свои регулярные публикации/другие пытаются влиять на политику Правительства РФ через наиболее читаемые в его органах газеты и журналы.
2.2. Прямые:
а) финансирование избирательных компаний депутатов Федерального собрания. К такому финансированию прибегает почти каждый кандидат;
б) лоббирование при назначении должностных лиц в Правительстве РФ, распределении полномочий между министерствами и комитетами;
в) прямые консультации с министерствами и ведомствами для отстаивания своих позиций;
г) участие в правительственных и международных комиссиях по отдельным вопросам регулирования экономики и техники. Предприятия и их союзы участвуют здесь, как правило, на уровне экспертов, предоставляют информацию или привлекаются в опросах как респонденты.

Методы лоббистской деятельности непосредственно вытекают из форм лоббистской деятельности. Метод лоббистской деятельности можно определить как способ воздействия лоббистов на объекты лоббистской деятельности.
По мнению российского исследователя А. Л. Кучерова методы лоббистской деятельности можно разделить по критерию социальной приемлемости последствий и конкретных результатов осуществления различных методов.
По данной классификации методы делятся на три группы:

1. социально-приемлемые;
2. пограничные (в отношении которых нет однозначных критериев);
3. криминальные

По мнению М. В. Малютина, Россия служит обширным полигоном для всего арсенала методов влияния. Ученый разбил их на две группы по степени жесткости.

Методы сильные: подкуп, угрозы, шантаж, обман, торги при принятии крупных решений (бюджета, договора о согласии, доверия правительству).
Методы мягкие: артикуляция, установление взаимоотношений, обращения (письмо депутатов в Правительство), организация опросов общественного мнения СМИ или «паблик рилейшнз». При этом методы первой группы он относит к открытому давлению, а методы второй группы называет «драпировкой», окультуриванием.
Кроме традиционного инструментария при лоббировании используются и различные изощренные методы, например, создание общественного мнения, рейтинги и т. д. Создание общественного мнения — эффективный инструмент лоббирования в пользу какого-либо лица, программы или действия. Этот способ лоббирования получает многократное звучание, когда он усиленно подается в средства массовой информации.
В настоящий период получило широкое распространение проведение различных социологических опросов и рейтингов, которые никто не проверяет, и в объективность выводов предлагается верить на слово. За пределами внимания остаются заказчик этих опросов, квалификация исполнителей, степень осведомленности опрашиваемого и многое другое. В качестве примера можно привести публикацию рейтингов кандидатов в ходе проведения избирательной кампании. Подобная публикация социологических опросов формирует общественное мнение о влиятельности политиков и предпринимателей, о кандидатах на выборные государственные должности.

 

33. Российский лоббизм как управленческая деятельность

Некоторые российские политологи выделяют следующие группы субъектов лоббизма: отраслевые (монополистические или олигархические отраслевые кланы), региональные (неограниченные структурно альянсы политических и экономических акторов на определенной территории) и клиентелистские межличностные «связки».

Лоббистская деятельность в российском парламенте не является наиболее эффективной и представляет собой лишь верхушку айсберга. Основная же часть айсберга – это лоббирование исполнительных органов власти, которое пока скрыто от глаз наблюдателей. Причины наибольшего внимания лоббистов к исполнительным органам власти скрываются в незначительной роли Федерального Собрания в политической системе по сравнению с ролью Правительства и Президента.

Можно выделить две группы наиболее популярных и эффективных методов, используемых заинтересованными группами. Особенностью первой группы методов, которые можно назвать опосредованными, является вовлечение лоббистом в процесс воздействия потенциала общества. Это происходит путем:

- формирования положительного общественного мнения к лоббируемой позиции или негативного к контринтересу с помощью СМИ (публикация материалов в качестве оплаченной рекламы, пропагандистские кампании);

- мобилизация членов представляемой ими группы на определенные действия: написать письма, позвонить, отправить электронные сообщения депутату или государственным служащим, создав тем самым у них впечатление массовой поддержки ожидаемого решения;

- выразить недовольство действиями должностных лиц и заявить о нежелании поддерживать их или их партию на очередных выборах;

- организовать митинги и демонстрации;

- провести политические забастовки и акции протесты.

В отличие от опосредованных методов, вторая группа методов осуществляется при помощи прямого давления лоббиста на должностное лицо и называется, соответственно, методами прямого давления. К прямым методам лоббирования относятся:

- участие лоббиста в открытых партийных мероприятиях, в деятельности парламента, правительства, которое чаще всего осуществляется в форме выступления на слушаниях в парламенте;

- участие в разработке законопроектов и других нормативных актов;

- оказание экспертных услуг;

- манипулирование эксклюзивной информацией (ее предоставление или утаивание);

Самих лоббистов можно классифицировать следующим образом.

1. «Контактеры» – молодые, представительные люди, часто не обладающие достаточным опытом и связями, но способные создать впечатление совей значительности и предлагающие объектам своего воздействия нестандартные решения.

2. «Рационалисты» – лица, считающие, что у каждого есть рациональный интерес, выраженный в большинстве случаев в материальных благах. Собирают предварительную информацию о своем собеседнике с целью определить его рациональную заинтересованность.

3. «Профессионалы» – опытные, авторитетные лица, в большинстве своем ранее бывшие крупными государственными чиновниками или занимавшие ответственные выборные должности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал