Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лоббизм: сущность, функции управления.
Лоббизм – это давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны разного рода группировок, или так называемых групп давления. В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов - столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определённых социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоёв общества и т.п.). К " плюсам" лоббизма можно отнести следующее. Во-первых, он влияет на качество управленческих решений, придает управлению большую динамику и гибкость. Во-вторых, лоббизм служит своеобразной формой самоорганизации гражданского общества, с помощью которой мобилизуется общественная поддержка или оппозиция тому или иному законопроекту, оказывается влияние на политику. Лоббизм с этой точки зрения — своего рода соперник демократии. В-третьих, лоббизм создает возможность для обеспечения интересов меньшинства, поскольку выступает формой проявления политического плюрализма. В-четвертых, посредством лоббизма реализуется демократический принцип свободы негосударственных структур и институтов: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т. д. Используя лоббирование, они сами пытаются решать свои проблемы. Кроме того, лоббизм играет роль стимулятора активизации политических процессов и явлений. В-пятых, лоббисты расширяют информационную и организационную базу принимаемых решений и гораздо убедительнее, чем кто-либо, привлекают общественное внимание к наиболее острым проблемам политической жизни. Они обеспечивают органы государственной власти необходимой информацией по тому вопросу, который выносится на парламентское слушание, привлекают внимание законодателей к тому, что происходит на самых нижних общественных уровнях. В-шестых, лоббизм выполняет функцию достижения компромисса различных интересов, способствует сохранению равновесия различных сил, нахождению точек соприкосновения и достижения консенсуса при принятии управленческих решений. Однако и минусов у лоббизма немало: 1) он может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам национальным, что наблюдается в нашей стране; 2) может служить ведомственным, местническим, националистическим и другим интересам; 3) способен " размывать" начала народовластия, превращать демократические институты в мощный инструмент отдельных властных структур, чиновничества; 4) деятельность лоббистских групп может обострить проблему социальной справедливости, так как богатые слои населения имеют несравненно большие возможности, чем другие группы, использовать для лоббирования своих интересов власть денег; 5) лоббизм своими действиями может создавать помехи для функционирования государственной власти, для усиления позиций одной ветви при одновременном ослаблении другой и т. д. 32. Формы и методы лоббистской деятельности: Первоначально дадим определение форме лоббистской деятельности. Форму лоббистской деятельности можно определить как способ выражения лоббистских действий вовне. Автор многочисленных статей и исследований в области лоббизма А. П. Любимов выделяет следующие формы лоббизма: Кроме того, на взгляд автора можно произвести две следующие классификации форм лоббистской деятельности. 2. Можно также провести классификацию форм лоббистской деятельности по степени взаимодействия лоббистских структур и объектов лоббизма. Исходя из этой классификации, можно выделить прямые и косвенные формы лоббистской деятельности. 2.1. Косвенные: Методы лоббистской деятельности непосредственно вытекают из форм лоббистской деятельности. Метод лоббистской деятельности можно определить как способ воздействия лоббистов на объекты лоббистской деятельности. 1. социально-приемлемые; По мнению М. В. Малютина, Россия служит обширным полигоном для всего арсенала методов влияния. Ученый разбил их на две группы по степени жесткости. Методы сильные: подкуп, угрозы, шантаж, обман, торги при принятии крупных решений (бюджета, договора о согласии, доверия правительству).
33. Российский лоббизм как управленческая деятельность Некоторые российские политологи выделяют следующие группы субъектов лоббизма: отраслевые (монополистические или олигархические отраслевые кланы), региональные (неограниченные структурно альянсы политических и экономических акторов на определенной территории) и клиентелистские межличностные «связки». Лоббистская деятельность в российском парламенте не является наиболее эффективной и представляет собой лишь верхушку айсберга. Основная же часть айсберга – это лоббирование исполнительных органов власти, которое пока скрыто от глаз наблюдателей. Причины наибольшего внимания лоббистов к исполнительным органам власти скрываются в незначительной роли Федерального Собрания в политической системе по сравнению с ролью Правительства и Президента. Можно выделить две группы наиболее популярных и эффективных методов, используемых заинтересованными группами. Особенностью первой группы методов, которые можно назвать опосредованными, является вовлечение лоббистом в процесс воздействия потенциала общества. Это происходит путем: - формирования положительного общественного мнения к лоббируемой позиции или негативного к контринтересу с помощью СМИ (публикация материалов в качестве оплаченной рекламы, пропагандистские кампании); - мобилизация членов представляемой ими группы на определенные действия: написать письма, позвонить, отправить электронные сообщения депутату или государственным служащим, создав тем самым у них впечатление массовой поддержки ожидаемого решения; - выразить недовольство действиями должностных лиц и заявить о нежелании поддерживать их или их партию на очередных выборах; - организовать митинги и демонстрации; - провести политические забастовки и акции протесты. В отличие от опосредованных методов, вторая группа методов осуществляется при помощи прямого давления лоббиста на должностное лицо и называется, соответственно, методами прямого давления. К прямым методам лоббирования относятся: - участие лоббиста в открытых партийных мероприятиях, в деятельности парламента, правительства, которое чаще всего осуществляется в форме выступления на слушаниях в парламенте; - участие в разработке законопроектов и других нормативных актов; - оказание экспертных услуг; - манипулирование эксклюзивной информацией (ее предоставление или утаивание); Самих лоббистов можно классифицировать следующим образом. 1. «Контактеры» – молодые, представительные люди, часто не обладающие достаточным опытом и связями, но способные создать впечатление совей значительности и предлагающие объектам своего воздействия нестандартные решения. 2. «Рационалисты» – лица, считающие, что у каждого есть рациональный интерес, выраженный в большинстве случаев в материальных благах. Собирают предварительную информацию о своем собеседнике с целью определить его рациональную заинтересованность. 3. «Профессионалы» – опытные, авторитетные лица, в большинстве своем ранее бывшие крупными государственными чиновниками или занимавшие ответственные выборные должности.
|