![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология социальной работы⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
1. Классификация социальных технологий Социальные технологии – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов. Технологии социальной работы – это отрасль социальных технологий, ориентированная на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Специалистами в области социальных технологий выработаны следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере: · объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы (пожилой, инвалид, безработный, бомж); · должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования; · возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей; · возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях (дома одни технологии, если заболел, то переход в новые условия – стационар). Можно выделить три основных этапа разработки технологий социальной работы: Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы. Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности. Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий. Содержание технологии социальной работы - заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта и норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию социальной работы характеризуют: динамичность (ритм); непрерывность (не останавливаться от 1 пункта до последнего); цикличность (циклы могут повторяться); дискретность (клиенты разные и воздействие на клиентов разное). Классификация социальных технологий – это систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами технологий. Классификация социальных технологий осуществляется: по видам, уровням, сферам применения, масштабности. Классификация социальных технологий по видам: - глобальные (решение общечеловеческих проблем, экологическая, терроризм); - региональные; локальные (применяются для решения местных проблем); - инновационные (это методы и приёмы иннвационной деятельности); - рутинные (методы, которые применяются несколько лет); - универсальные; информационные; - интеллектуальные (направлены на развитие мыслительной деятельности людей, развития их творческих способностей); - исторические (опыт реформ); - демографические (способы воспроизводства населения, изменения его численности, состава и т.д.); - социальные технологии согласия (технологии решения конфликтов); - политические (методы решения политических проблем, выработки политики, её реализации); - административно-управленческие технологии (способы воздействия на управленческий объект); - психологические (способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения); - психофизиологические технологии. Классификация социальных технологий по уровням: - простые (доступные не специалисту, например, установление диалога с клиентом); - сложные (требующие квалификации у специалиста, работающего в этой отрасли, например, консультирование одна технология включает другую); - комплексные (требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных отраслях, например, включает несколько технологий, сотрудничество с другими службами). Классификация социальных технологий по сферам применения: - собственно-социальные технологии; - собственно-педагогические технологии; - собственно-психологические технологии; - социально-медицинские технологии; - организационно-распорядительные; - психолого-педагогические; - социально-экономические; - социально-профилактические. Классификация социальных технологий по масштабу: - технологии глобального характера; - технологии, применительно к обществу в целом; - технологии, применительно к обществу в целом; - технологии, применительно к социальной структуре; - технологии, применительно к социальным институтам; - технологии, применительно к процессам и явлениям. Технологии социальной работы по характеру решаемых задач: - универсальные социальные технологии (социальная диагностика); - частные социальные технологии (конкретная технология используемая при решении конкретной задачи, например технология педагогического воздействия). Технологии социальной работы по объектам: - с пожилыми людьми, с инвалидами, с семьёй, с детьми и подростками, с молодёжью, с женщинами, с беженцами и вынужденными переселенцами, с мигрантами, с лицами бомж, с военнослужащими, с лицами подвергшимися насилию, с лицами девиантного поведения, с заключёнными. Технологии социальной работы по субъектам: · в зависимости от квалификации: простые (без образования); сложные (с образованием); комплексные. · в зависимости от направленности социальной службы: социальный приют; консультация; социально-реабилитационный центр; центр социального обслуживания; центр помощи семье и детям; центр социального здоровья семьи. · по средствам: индивидуальные, групповые, общинные (по месту жительства). · в зависимости от содержания, целей, функций: социальная диагностика; социальная адаптация; социальная терапия; социальный контроль; социальная профилактика; социальная реабилитация; социальное обслуживание; социальная защита; социальное обеспечение; социальное консультирование; социальное посредничество; социальное проектирование; социальное моделирование. · по иерархии управления: государственные (Министерство здравоохранения и социального развития); региональные (департамент социальной защиты населения области); территориально-отраслевые; местного самоуправления (Департамент здравоохранения и социальной политики г. Архангельска); трудового коллектива.
|