![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Биржа труда
Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм. Основные направлениями деятельности бирж труда:
Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров. Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень. Макроуровень На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:
Региональный уровень На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня. Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие. На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса. Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:
Местный уровень На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению. В 1991 г. был принят закон " О занятости населения в Российской Федерации ", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы. Государственные гарантии для безработных включают:
Борьба с безработицей — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.
4. Социальная политика в области миграции населения в Российской Федерации Термин «миграция населения» (от лат. migratio — переселение) обозначает процесс переселения (перемещения) людей, пересекающих границы тех или иных территорий со сменой места жительства навсегда или на длительный срок. Выделяют 4 основных типа миграции: эпизодическую (поездки на отдых, учебу), маятниковую (перемещение по относительно стабильным маршрутам в одну сторону, а затем обратно), сезонную (например, путина у рыбаков или лесозаготовки) — возвратные типы; и безвозвратный тип миграции, который и является таковой в строгом смысле слова. По степени управляемости различают организованную миграцию, осуществляемую при участии государственных или общественных органов, и неорганизованную (стихийную), которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов. По отношению к перемещению различают: добровольную, вынужденную и принудительную миграцию. Добровольная миграция осуществляется человеком по собственной воле в поисках лучшего места работы, жилья, в связи с потребностью в получении образования и т.д. Примеры принудительной миграции можно найти в современной истории — это и сталинские депортации народов, и практика вывоза советских граждан на работы в Германию фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны. Под определение вынужденной миграции попадают лица, вынужденные покидать место своего жительства из-за военных действий, спасающиеся от тех или иных природных или антропогенных катаклизмов (последствия землетрясений, наводнений, промышленных аварий и т.п.). Еще один признак делит мигрантов на тех, кто переселяется в пределах одного государства — внутренняя миграция и внешняя миграция — эмиграция и иммиграция — соответственно выезд и въезд граждан из одной страны в другую на постоянное жительство или на более или менее длительный срок. Что же касается причин миграционных процессов, то в основном это социально-экономические причины, например, поиск работы, получение образования, вступление в брак и т.п. Большую роль играют также политические, национальные, религиозные, экологические и военные причины. Для регулирования вопросов, связанных с проблемами миграции в 1993 году в РФ приняты законы: ФЗ «О беженцах» и ФЗ «О вынужденных переселенцах» (1993 ) беженец – лицо, не являющееся гражданином РФ, который в силу своих опасений стать жертвой преследований находящийся в не своей страны гражданской принадлежности; вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного отношении его и его семьи насилия. Данные законы устанавливают порядок обращения с ходатайством о признании за гражданами статуса беженца или вынужденного переселенца. Законы устанавливают права и обязанности обратившихся с данным ходатайством. Проблемами беженцев и вынужденных переселенцев в РФ занимается Федеральная миграционная служба. Основные функции: - разработка федеральных и межрегиональных миграционных программ (н-р, государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом); - организация приёма и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, оказание помощи в обустройстве на новом месте жительства); - защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством, контроль за соблюдением их прав и социальных гарантий. В социальной работе с мигрантами выделяются два основных вида: Практическая социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи). Организационная работа (организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности ит.п.). Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям: 1.Социальное направление (работа осуществляется в контакте с различными ведомствами, в том числе — Пенсионным фондом) включает в себя: проведение социальных консультаций; проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях; выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи; социальная диагностика; помощь мигрантам в получении пенсий и пособий и т.д. 2. Социально-информационное направление (работа осуществляется в контакте с Госкомстатом РФ и средствами массовой информации): информирование мигрантов о деятельности социальных служб; сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения; информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массовой информации) в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей. 3. Социально-психологическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения): психологическое консультирование; психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации; психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса и т.д. 4. Социально-педагогическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка): проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей; социально-педагогическая работа с детьми и подростками; социально-педагогическая помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении; контроль за получением образования детьми и подростками из семей мигрантов и т.д. 5. Социально-правовое направление (работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами): защита прав мигрантов; предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях; социально-правовое консультирование. 6. Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте со службами здравоохранения): медико-социальное консультирование; оказание доврачебной медицинской помощи; содействие в проведении диспансеризации мигрантов; помощь в приобретении полисов страховой медицины (выдача сертификата на медицинское обслуживание); оказание содействия в приобретении лекарств и других медицинских средств и т.д. 7. Финансовое направление — оказание стартовой помощи (предоставление ссуд): предоставление финансовой помощи на основе принципа индивидуального подхода к каждой конкретной ситуации. 8. Социально-экономическое направление: консультирование по социально-экономическим вопросам; предоставление помощи в достижении экономической самостоятельности; содействие в повышении доходов. 9. Материальное направление (работа осуществляется в контакте с общественными организациями): предоставление продуктовой помощи; предоставление вещевой помощи; предоставление иной натуральной помощи (лекарства, строительные материалы и т.п.). 10. Социально-трудовое направление (работа осуществляется в контакте со службами занятости): оказание содействия в получении основной и дополнительной работы; оказание содействия в открытии собственного дела; консультирование по вопросам труда, занятости и профориентации; помощь в профессиональной подготовке и переподготовке. В рамках организации социалъной работы с мигрантами необходимо решение следующих основных задач: · организация взаимодействия между государственными структурами, общественными организациями и фондами, занимающимися социальной защитой и помощью мигрантам; · содействие созданию общественных организаций, занимающихся проблемами мигрантов; · связь с зарубежными организациями, занимающимися проблемами мигрантов; · организация различных форм учреждений социальной защиты мигрантов (центров социальной защиты, реабилитационных центров, кризисных стационаров, домов-интернатов, консультаций, пунктов выдачи помощи и т.п.); · подготовка и повышение квалификации специалистов по работе с мигрантами; · проведение социологических и маркетинговых исследований проблемы; 6. Социальная политика в области защиты семьи, материнства и детства в Российской Федерации Охрана материнства и детства - приоритетное направление в здравоохранении. Охрана материн-ства и детства (ОМИД) - это система государственных общественных и медицинских мероприятий, обеспечивающие рождение здорового ребенка, правильно и всестороннее развитие подрастающего поколения, предупреждение и лечение болезней женщин и детей. ВОЗ программирует мероприятия по ОМИД как главные; в программе ВОЗ записано, что к 2000 году должно быть достигнуть устойчивое и непрерывное улучшение здоровья детей и женщин. Характеристика состояния здоровья женщин и детей в настоящее время (по России). 1. Свыше 40 тыс. младенцев умирают ежегодно 2. 30 тыс. детей рождаются недоношенными или больными 3. среди всех детей 14% относятся к группе здоровых и практически здоровых 4. ежегодно девушки - подростки до 17 лет делают около 20тыс абортов. 5. Ежегодно в стране происходит около 5 млн. родов, вместе с тем ежегодно проводится около 6 млн. абортов, причем около 600 из них заканчиваются смертельно 6. показатель младенческой смертности у нас 17 (16, 7 тыс. человек в промилях), а в развитых странах 10, в Германии 6. Младенческая смертность представляет собой 1/3 от общей смертности, таким образом является показателем общего здоровья населения, также влияет на показатель средней продолжительности жизни. 7. Дети болеют в 3 раза чаще взрослых; уровень общей заболеваемость в стране составляет около 1000 на 1000 населения, в то время как заболеваемость детей 1 года жизни составляет 3000 на 1000 населения. 8. Структура болезней детей на 1 году жизни: первое место - пневмония, второе место - расстройства питания, третье место - родовые травмы и гемолитические болезни. На втором году жизни: первое место - болезни органов дыхания (70%), второе место - инфек-ции, третье место - болезни обмена веществ, аллергии. Здоровье матери и ребенка надо рассматривать как здоровье будущего общества. В стране около 90 медицинских институтов имеют кафедру педиатрии и 2 института являются педиатрическими. ВОЗ определила 6 групп наблюдения за состоянием здоровья детей: 1 группа охраны здоровья детства - до зачатия. Сюда включают мероприятия по охране здоровья женщин в целом, развитие медико-генетических центров. 2 группа - период от зачатия до родов. Самые активные мероприятия проводятся в первые меся-цы беременности. 3 группа - период родов, включает в себя мероприятия по безопасности родовспоможения и пре-дупреждения осложнений в родах. 4 группа - период раннего детства (до 1 года) или младенчества. Мероприятия по активизации грудного вскармливания и иммунизации. 5 группа - период дошкольного возраста) 1-7 лет). Задачи: рациональное питание и физиче-ское развитие. 6 группа - школьный возраст. задачи - приучение детей к оздоровительным процедурам, про-ведение санитарно-гигиенического обучения, пропаганда здорового образа жизни. Принципы, методы и показатели отчетности учреждений ОМИД. Охрана материнства и детства - проблема комплексная, а не чисто медицинская, поэтому и подход к проблеме комплексный. Прежде всего, мероприятия проводятся государством по охране труда, быта, проживания женщин. В настоящее время у нас около 9 млн. женщин работают во вредных и опасных условиях туда 1 и 2 категории; 270 тыс. женщин заняты на тяжелой физической работе. В ночных сменах женщин в 2 раза больше, чем мужчин. Все это требует общегосударственных мероприятий. Принципы организации медицинской помощи матерям и детям. 1. Принцип единого педиатра - то есть одним врачом обслуживаются дети от 0 до 14 лет 11 мес. 29 дней. С 1993 года детское население по контракту может обслуживаться двумя педиатрами. 2. Принцип участковости. Размер педиатрического участка 800 детей. Центральный фигурой амбу-латорно-поликлинической сети является участковый педиатр; сейчас повышается ответствен-ность участкового педиатра в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) и ищут-ся критерии индивидуальной ответственности (или персонификации). 3. Диспансерный метод работы. Все дети, независимо от возраста, состояния здоровья, места проживания и посещения организованных дошкольных и школьных учреждений обязательно ос-матриваться в рамках профилактических осмотров, что как вакцинопрофилактика проводится бесплатно. 4. Принцип объединения, то есть женские консультации объединены с родильными домами, детские поликлиники объединяются со стационарами. 5. Принцип чередования медицинского обслуживания: на дому, в поликлинике, в дневном стацио-наре. На амбулаторный прием в поликлинику приходят только здоровые дети либо реконвалес-центы, больные обслуживаются на дому. 6. Принцип преемственности. Осуществляется между женской консультацией, роддомом и детской поликлиникой в виде " дородового патронажа " посещения новорожденного в течение 3 дней после выписки из роддома " ежемесячные осмотры младенца в детской поликлинике в течение 1 года жизни 7. Для женской консультации - принцип ранней постановки на диспансерный учет (до12 мес.) 8. Принцип социально-правовой помощи то есть существует кабинет юриста в детской поликлинике и женской консультации Учреждения охраны материнства и детства: Учреждения охраны детства. 1. Амбулаторно-поликлинические: детская поликлиника; детская стоматологическая поликлиника; детская консультация. 2. Стационарные: детская больница соматическая; детская инфекционная больница; детское отделение в структуре общесоматических взрослых больниц. 3. Специализированные: дома ребенка; детские санатории; детские ясли; детские молочные кухни; для отсталых в развитии детей. Охрана материнства: женские консультации; родильные дома; акушерско-гинекологические отделения соматических больниц; отделения патологии беременных общесоматических больниц Основными международными документами, на которых основывается медико-социальная работа в области планирования семьи, материнства и детства, репродуктивного здоровья, являются: · Всеобщая декларация прав человека (1948); · Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); · Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); · Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979); Российской Федерацией эти документы ратифицированы, что означает их признание для защиты прав каждого человека. Международные правовые документы содержат права, направленные на охрану репродуктивного здоровья каждого человека и семьи в целом: право на жизнь, свободу и безопасность личности; право на равноправие полов; право на вступление в брак и создание семьи; право на информацию и образование; право на охрану здоровья и доступное медицинское обслуживание. Основными законодательными актами РФ в области репродуктивных прав являются: · Конституция РФ (1993) – «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь»; «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства…»; · Семейный кодекс РФ (1995) – брачный возраст устанавливается в 18 лет, при наличии уважительных причин в возрасте 16 лет; Законами субъектов РФ может быть разрешено вступление в брак до достижения возраста 16 лет.; · Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993); · Закон РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995) Этими законодательными актами предусматриваются меры по обеспечению правовой, материальной поддержки материнства и детства; охране труда и здоровья женщин; защите интересов, прав, здоровья семьи; созданию условий для воспитания детей.
|