Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт организационно-административной деятельности в системе социальных служб, учреждений и организаций






2. Опыт организационно-административной деятельности учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья

К учреждениям для обслуживания детей с ограниченными возможностями относятся: - детские дома-интернаты для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии; - детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками; -реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями.

4.2.3.1.Детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии - учреждение, предназначенное для постоянного, временного (до шести месяцев), пятидневного в неделю проживания и дневного пребывания детей в возрасте от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой реабилитации, обучении и воспитании.

Основными задачами детского дома-интерната являются:

-материально-бытовое обеспечение воспитанников, создание для них благоприятных условий жизни, организация ухода (надзора) и оказание им медицинской помощи;

-осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую адаптацию и реабилитацию воспитанников.

4.2.3.1.1.В соответствии с основными задачами детский дом-интернат предоставляет своим воспитанникам социально-педагогические, реабилитационные услуги.

Основными социальными услугами являются:

- прием детей и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива; - бытовое обслуживание воспитанников, предоставление им благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви; -организация рационального питания с учетом возраста и состояния здоровья; -диспансеризация, лечение, организация консультативной помощи специалистов, а также госпитализация больных с участием лечебно-профилактических учреждений; -проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; -организация образования и физического воспитания детей с учетом их возраста, состояния здоровья, физических возможностей и умственных способностей; - трудовое обучение детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии в объемах специальных программ.

4.2.3.1.2.Основанием для помещения в дом-интернат является путевка, выданная органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

4.2.3.1.3.Приему в дом-интернат подлежат дети с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи.

4.2.3.1.4.В состав дома-интерната могут входить следующие структурные подразделения: - приемное отделение; - отделение медико-социальной реабилитации; - отделение психолого-педагогической помощи; - отделение социально-трудовой реабилитации; - отделение социально-консультативной помощи; - отделение милосердия; - группа дневного пребывания.

4.2.3.2.Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками - учреждение, предназначенное для постоянного, временного (до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания и дневного пребывания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой реабилитации с одновременным обучением их по программе общеобразовательной школы.

4.2.3.2.1.В детский дом-интернат принимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с сохранным интеллектом в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи.

4.2.3.2.2.Основания для помещения детей в дом-интернат аналогичны указанным в 4.2.3.1.2.

4.2.3.2.3.В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, аналогичные указанным в 4.2.3.1.4.

4.2.3.2.4.Основными задачами детского дома-интерната являются:

-материально-бытовое обеспечение и обучение воспитанников, создание для них благоприятных условий жизни, организация ухода и оказание им медицинской помощи; -осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую адаптацию и реабилитацию воспитанников, а также их подготовку к получению специальности в соответствии с медицинскими показаниями.

4.2.3.2.5.В соответствии с основными задачами дом-интернат предоставляет своим воспитанникам социальные и реабилитационные услуги.

Основными социальными услугами являются: - прием детей и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива; - бытовое обслуживание воспитанников, предоставление им благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви;

- организация рационального питания с учетом возраста и состояния здоровья;

-диспансеризация, лечение, реабилитация, организация консультативной помощи специалистов, а также госпитализация больных с участием лечебно-профилактических учреждений; -проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; -общеобразовательная подготовка и трудовое обучение детей в объеме учебных программ, планов, разработанных с учетом медико-педагогических рекомендаций; -обеспечение нуждающихся воспитанников слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями.

4.2.3.3.Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями - учреждение государственной системы социальной защиты населения, предназначенное для социальной реабилитации детей с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются.

4.2.3.3.1.Основными задачами центра являются: - выявление в районе, обслуживаемом центром, детей с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, создание компьютеризированной базы данных о таких детях; - сбор информации об основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка, его реабилитационном потенциале, а также сведений о его семье;

-разработка на основании типовых базовых программ индивидуальной программы реабилитации каждого ребенка с ограниченными возможностями;

-обеспечение реализации указанных программ и координация в этих целях совместных действий медицинских, образовательных, социальных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных учреждений, способствующих реабилитации детей; - оказание помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях; -социально-реабилитационная работа.

4.2.3.3.2.В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

- отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации, предназначенное для обеспечения задач, указанных в 4.2.5.3.1; - отделение медико-социальной реабилитации, предназначенное для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей в части медико-социальных и медико-консультативных мероприятий; - отделение психолого-педагогической помощи, предназначенное для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей в части социально-психологических и социально-педагогических мероприятий; - отделение дневного пребывания, предназначенное для реализации индивидуальных программ социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической реабилитации детей в дневное время в условиях центра в период, установленный программой; -стационарное отделение, предназначенное для реализации программ социально-медицинской реабилитации детей в условиях круглосуточного пятидневного их пребывания в центре.

4.2.3.3.3.Основания для помещения детей в центр аналогичны указанным в 4.2.3.1.2.

4.2.3.3.4.Детям - клиентам центра предоставляются все необходимые им виды социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых),

 


 

4. Опыт организационно-административной деятельности учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

В зависимости от предназначения учреждений и групп обслуживаемых детей установлены следующие типы учреждений для социального обслуживания детей:

-специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

-учреждения для обслуживания детей с ограниченными возможностями.

Примечание - В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г.№ 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания являются полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим они вправе создавать на своих территориях необходимые им учреждения любых типов и видов наряду с указанными в настоящем стандарте.

4.2.2. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относятся:

-социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

-социальные приюты для детей; - центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

4.2.2.1.Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государственном обеспечении.

4.2.2.1.1.В центр круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет: -оказавшиеся без попечения родителей или законных представителей; -проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении; -заблудившиеся или подкинутые; -самовольно покинувшие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; - не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию; -оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации. Несовершеннолетние обслуживаются в центре в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

4.2.2.1.2.Основаниями помещения несовершеннолетних в центр являются:

- личное обращение несовершеннолетнего; - заявление родителей несовершеннолетнего (законных представителей) с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

-направление органа управления социальной защиты населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; -постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего; - акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления)внутренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защиты населения.

4.2.2.1.3.В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

- приемное отделение; - группа длительного пребывания; -социальная гостиница;

- семейная воспитательная группа; - отделение диагностики и социальной реабилитации; - отделение правовой помощи; - отделение перевозки несовершеннолетних; - иные подразделения, необходимые для реализации основных задач.

4.2.2.1.4.В соответствии со своими задачами центр предоставляет обслуживаемым в нем несовершеннолетним социальные услуги.

Основными социальными услугами являются: -обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- участие в выявлении и устранении причин, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; - оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи; - оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям(законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; -разработка и реализация программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленной на выход из трудной жизненной ситуации; -организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, содействие их профессиональной ориентации и получению ими специальности; -обеспечение защиты законных прав и интересов несовершеннолетних; -содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; -уведомление родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органов опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в центре; - оказание социально-психологической помощи семьям с целью возвращения ребенка в семью, обеспечение соблюдения его прав в семье.

4.2.2.2.Социальный приют для детей - специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Основными задачами приюта являются обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, а также способствование устранению кризисной ситуации в родной семье и возвращение в нее ребенка, в случае невозможности - определение ребенка в замещающую семью.

4.2.2.2.1.В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние, указанные в 4.2.2.1.1настоящего стандарта.

Несовершеннолетние содержатся в приюте на полном государственном обеспечении в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2.2.2.2.Основания для помещения несовершеннолетних в приют аналогичны изложенным в 4.2.2.1.2настоящего стандарта.

4.2.2.2.3.В состав приюта могут входить следующие структурные подразделения: - приемное отделение; -социальная гостиница; - семейная воспитательная группа; - отделение диагностики и социальной реабилитации;

- отделение социально-правовой помощи; - отделение перевозки несовершеннолетних; - иные подразделения.

4.2.2.2.4.В соответствии со своими задачами приют предоставляет обслуживаемым в нем несовершеннолетним социальные услуги.

Основными социальными услугами являются: -осуществление совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями мероприятий по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; -обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям(законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников, по месту учебы, работы, жительства, содействии возвращению несовершеннолетних в семьи; -обеспечение защиты законных прав и интересов несовершеннолетних; -организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, находящихся в приюте; -содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; -уведомление родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органов опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приюте; - оказание социально-психологической помощи семьям с целью возвращения ребенка в семью, обеспечение соблюдения его прав в семье; -осуществление реабилитационных задач в досуговой деятельности с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

4.2.2.3.Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, - специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Основными задачами центра являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или их законных представителей, и оказание им содействия в их дальнейшем устройстве.

4.2.2.3.1.В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние категорий, указанных в 4.2.2.1.1настоящего стандарта.

Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государственном обеспечении в течение времени, необходимого для решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2.2.3.2.Основания для помещения несовершеннолетних в центр аналогичны изложенным в 4.2.2.1.2настоящего стандарта.

4.2.2.3.3.В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

- приемное отделение; - группа длительного пребывания; - отделение диагностики и социальной реабилитации; - отделение социально-правовой помощи;

- отделение семейного устройства и сопровождения замещающих семей;

-семейно-воспитательные группы; - иные подразделения.

4.2.2.3.4.В соответствии со своими задачами центр предоставляет обслуживаемым в нем несовершеннолетним социальные услуги.

Основными социальными услугами являются:

-осуществление совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей; -обеспечение временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; -разработка и реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних, направленных на их дальнейшее устройство; -обеспечение защиты законных прав и интересов несовершеннолетних; -содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; -организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, находящихся в центре, содействие в профессиональной ориентации и получении ими специальности; -осуществление реабилитационных задач в досуговой деятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в рамках индивидуальных планов реабилитации.


 

5. Опыт организационно-административной деятельности стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Отделение дневного пребывания является полустационарным структурным подразделением учреждений. Отделение предназначено для социально-бытового, -культурного, -медицинского -доврачебного обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания и отдыха, привлечения к пассивной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.
Основные задачи отделения: - Предоставление соц.бы, куль и т.д (см. выше) - Отделение способствует реабилитации одиноких пенсионеров и инвалидов, адаптации к новым социально-экономическим условиям.- Мобилизирует внутренние ресурсы человека через раскрытие индивидуальных возможностей.
- Привлекают финансовые возможности различных коммерческих и некоммерческих организаций для более качественного результата работы отделения.
Услуги, предоставляемые в отделениях дневного пребывания, создаваемых в центрах социального обслуживания.
1.Услуги по организации питания, быта, досуга:
• Обеспечение горячим питанием
• Организация культурно-досуговых мероприятий, а так же работы кружков по интересам.
2. Социально-медицинские услуги:
• Содействие в получении психологический помощи;
• Оказание доврачебной помощи;
• Организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
3. Правовые услуги:
• Помощь в оформлении документов, исключая случаи оформления документов, затрагивающих интересы юридических и иных консультаций.
Отделение дневного пребывания создается для обслуживания группы не менее 15 человек.
Отделение руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов пожилых людей и инвалидов.
Финансирование отделения, осуществляемое в соответствии с нормативами и нормами и предусматривается в областном бюджете в виде субвенций на содержание учреждения по разделу «Социальная политика».Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан являются: • средства, поступающие из целевых социальных фондов; • доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предприятий, учреждений и организаций системы социальной защиты населения, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ; • средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги; • благотворительные взносы и пожертвования; • другие источники, не запрещенные законом.

К учреждениям стационарного социального обслуживания относятся: - дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов; - дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда; - специальный дом-интернат для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов; - психоневрологический интернат; - реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста; - дом-интернат интенсивного ухода (милосердия) для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов; - геронтологический центр; - социально-оздоровительный центр; - центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
4.2.1.1. Дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе.
Основными задачами дома-интерната являются: - обеспечение создания условий жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов - клиентов дома-интерната, соответствующих их возрасту и состоянию здоровья; - социально-бытовое обслуживание проживающих; - оказание медицинской, психологической и юридической помощи лицам, находящимся в доме-интернате; - питание клиентов дома-интерната, уход за ними;
- организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга клиентов дома-интерната.
4.2.1.1.2. В соответствии со своими основными задачами дом-интернат осуществляет следующие функции: - прием и размещение граждан пожилого возраста и инвалидов с учетом их заболевания, тяжести состояния, возраста, проведение мероприятий по их адаптации к новой обстановке; - квалифицированное медицинское обслуживание, реабилитацию, своевременную клиническую диагностику осложнений и обострений хронических заболеваний клиентов; - организацию совместно с лечебно-профилактическими учреждениями консультативной медицинской помощи клиентам дома-интерната; - организацию рационального, в том числе диетического питания проживающих с учетом состояния их здоровья; - предоставление клиентам необходимых социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых) в соответствии с ГОСТ Р 52143. Дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания ветеранов войны и труда, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.4.2.1.2.1. Основные задачи и функции, осуществляемые домом-интернатом для ветеранов войны и труда, а также состав его структурных подразделений, аналогичны указанным в 4.2.1.1.1-4.2.1.1.3.
Специальный дом-интернат для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждан пожилого возраста и инвалидов, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающихся бродяжничеством, попрошайнечеством.

Основными задачами специального дома-интерната являются:
- осуществление социальной защиты проживающих в нем лиц путем стабильного материально-бытового обеспечения, создания для них должных условий жизни и благополучного микроклимата; - осуществление мероприятий по социально-трудовой реабилитации проживающих с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной или профессиональной деятельности, интеграции их в общество; - организация ухода и надзора за проживающими, их досуга, оказание им медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий.4.2.1.3.2. В соответствии со своими основными задачами специальный дом-интернат осуществляет следующие функции:
- прием и размещение граждан, активное содействие их социально-психологической адаптации к новой обстановке и коллективу, создание для проживающих благоприятных условий жизни; - предоставление проживающим благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, обеспечение постельными принадлежностями, предметами личной гигиены, нательным бельем, одеждой и обувью; - организацию рационального питания проживающих с учетом их возраста и состояния здоровья; - уход за проживающими в соответствии с установленным режимом содержания; - медицинское обслуживание, лечение, госпитализацию нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения; - организацию досуга проживающих; - проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; - юридические консультации по различным вопросам жизни и быта проживающих; - предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам - клиентам специального дома-интерната необходимых социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых) в соответствии с ГОСТ Р 52143.
Психоневрологический интернат - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания и обслуживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (старше 18 лет), страдающих хроническими психическими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.4.2.1.4.1. Основные задачи психоневрологического интерната:
- материально-бытовое обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, создание для них условий жизни, приближенных к домашним, благополучного морально-психологического микроклимата; - организация ухода (надзора) за проживающими, оказание им медицинской помощи и проведение культурно-массовой работы; - осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество.4.2.1.4.2. В соответствии со своими основными задачами интернат осуществляет следующие функции:
- прием психически больных граждан пожилого возраста и инвалидов и активное содействие их социально-трудовой адаптации; - бытовое обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, предоставление им благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви; - организацию рационального питания с учетом их возраста и состояния здоровья; - уход (надзор) за психически больными в соответствии с режимом содержания; - диспансеризацию и лечение проживающих, госпитализацию нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения; - проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; - осуществление, согласно медицинским рекомендациям, комплекса реабилитационных мероприятий по восстановлению личностного и социального статуса проживающих; - предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам - клиентам психоневрологического интерната необходимых им социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономичческих, социально-правовых)

Дом-интернат интенсивного ухода (милосердия) для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
4.2.1.6.1. Основными задачами дома-интерната интенсивного ухода (милосердия) являются:
- социально-бытовое обслуживание проживающих; - оказание медико-социальной помощи;
- совершенствование социально-бытовой и психологической приспособляемости лиц, находящихся на постельном режиме; - оказание психологической и юридической помощи лицам, находящимся в доме-интернате интенсивного ухода (милосердия).4.2.1.6.2. В соответствии со своими основными задачами дом-интернат интенсивного ухода (милосердия) осуществляет следующие функции: - прием и размещение граждан пожилого возраста и инвалидов по отделениям с учетом их заболевания, тяжести состояния, интеллектуального дефекта и возраста, проведение мероприятий по их адаптации к новой обстановке; - квалифицированное медицинское обслуживание, реабилитацию, своевременную клиническую диагностику; - организацию совместно с лечебно-профилактическими учреждениями консультативной помощи клиентам дома-интерната и перевод их при необходимости в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение; - организацию рационального питания проживающих с учетом состояния здоровья; - проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий; - предоставление социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых) - организацию ритуальных мероприятий.
Геронтологический центр - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), в том числе инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера.
4.2.1.7.1. Основные задачи центра: - проведение научно-практической и организационно-методической работы в области геронтологии и гериатрии; - изучение причин и закономерностей процесса старения; - изучение факторов, препятствующих процессу старения; - оказание консультативной помощи населению старших возрастных групп; - оказание гериатрической помощи клиентам, нуждающимся в усиленном медицинском уходе.4.2.1.7.2. В соответствии со своими основными задачами геронтологический центр осуществляет следующие функции: - прием и размещение граждан пожилого возраста и инвалидов - клиентов центра; - предоставление клиентам необходимых им социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых) в соответствии с ГОСТ Р 52143; - проведение мероприятий психологического, медицинского и социального характера; - питание граждан - клиентов центра и уход за ними; - организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Социально-оздоровительный центр - учреждение социального обслуживания, основные задачи которого заключаются в проведении социально-оздоровительных и профилактических мероприятий с целью продления возможности самореализации гражданами пожилого возраста (мужчинами старше 60 лет и женщинами старше 55 лет) и инвалидами, сохранившими способность к самообслуживанию и активному передвижению, своих жизненно важных потребностей путем укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического статуса.

 


7.О организационно-административной деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому

Отделение социального обслуживания на дому создается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях.

Деятельность Социального отделения направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и подержание их социального, психологического и физического статуса.

Обслуживание на дому граждан осуществляется путем предоставления им, в зависимости от степени и характера нуждаемости, социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, а также оказания, по их желанию, дополнительных социальных услуг, не входящих в эти перечни.

Социальное отделение создается для обслуживания не менее 120 граждан, проживающих в городской местности, и не менее 60 граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.

Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра.
Должность социального работника вводится из расчета обслуживания одним работников 8 граждан, проживающих в городе, и 4 в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.
К обслуживанию граждан на дому могут привлекаться лица, в том числе не имеющие профессиональной подготовки, на условиях работы с меньшей нагрузкой, установленной для социальных работников, и пропорциональной оплатой труда.
Территории, обслуживаемые социальными работниками, и график работы этих работников утверждаются (при условии посещения социальными работниками обслуживаемых на дому не реже 2 раз в неделю) заведующим Социальным отделением с учетом степени и характера нуждаемости граждан в помощи, компактности их проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

 


Содержание и методика социально-медицинской работы

2. Социально-медицинская работа как вид профессиональной деятельности

 

Общественное здоровье – важнейший экономический и соц. потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасность жизни людей.

 

Общественное здоровье – медицинская синергетическая меганаука, изучающая жизненный потенциал общества.

Основоположник – Мартыненко.

 

Мед.-соц. работа — это новый вид мультидисципдинарной проф. деятельности мед., псих.-пед. и соц.-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

 

Цель мед.-соц. работы - достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физ. и псих. патологией, а также соц. неблагополучием.

Как правило, такие лица находятся в ТЖС.

ТЖС — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина.

 

ТЖС— это инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, преклонным возрастом, безнадзорность, сиротство, конфликты и жесткое обращение в семье, отсутствие определенного места жительства и т.п.

 

Объекты м-с работы - различные контингенты лип, имеющие выраженные мед. и соц. проблемы, которые взаимно потенцируют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий.

 

К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, соц. дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, юные матери, многодетные и асоц. семьи, пострадавшие в результате ЧС, больные СПИДом и др., т.е. все те, кто помимо мед. имеют проблемы соц. характера, затрудняющие сохранение и восстановление здоровья.

Особенность мед – соц. работы состоит в том, что как проф. деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей – здравоохранения и СЗН.

 

 

Функции:

А) медико-ориентированные (организация и оказание мед. помощи и ухода, оказание помощи семье и детям, организация помощи хроническим больным, разработка эффективных форм помощи, профилактика, разработка программ реабилитации..)

 

Б) социально-ориентированные (обеспечение соц защиты прав граждан по вопросам здравоохранения, представление интересов граждан в органах власти, предупреждение общественно-опасных действий, опека и попечительство, мониторинг)

 

В) интегративные (комплексная оценка соц статуса клиента, соц-правовое консультирование, охрана псих здоровья, разработка комплексных программ…)


Медико-социальную работу условно можно разделить на два основные аспекта: медико-социальную работу профилактической направленности и медико-социальную работу патогенетической направленности1.
Медико-социальная работа профилактической направленности включает выполнение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического психического и репродуктивного здоровья, формирование установки на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях, социальное администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.
Медико-социальная работа патогенетической направленности включает мероприятия по организации медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пожилых и инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента, создание реабилитационной социально - бытовой инфраструктуры, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.
Основной стратегической задачей медико-социальной работы с населением, следует считать сохранение и улучшение качества их жизни.
Важнейшими документами являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»; федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации»; «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и другие правовые акты.

Особенность медико-социальной работы состоит в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей - здравоохранения и социальной защиты населения.

Обозначая место медико-социальной работы среди смежных видов деятельности, необходимо отметить координирующую роль социального работника в разрешении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в сложной жизненной ситуации и требующего соучастия специалистов смежных профессий - врачей, психологов, педагогов, юристов [43].
Медико-социальная работа определяется как организованное социальное обслуживание в больнице или вне нее. Классической триадой в организации социальной работы в области проблем, связанных с медициной и здравоохранением, являются службы, нацеленные на все виды профилактики - первичной, вторичной и третичной.

2. Функции специалиста, осуществляющего социально-медицинскую работу в учреждениях здравоохранения

Специалист социальной работы, участвующий в оказании медико–социальной помощи населению в учреждениях здравоохранения, фактически осуществляет медико–-социальную работупрофессиональную мультидисциплинарную деятельность медицинского, психолого–педагогического и социально–правового характера, направленную на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Она принципиально изменяет комплексную помощь в сфере охраны здоровья, так как предполагает осуществление системных медико–социальных воздействий на более ранних этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации, потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу.

Целью социальной работы в здравоохранении, как и целью медико–социальной работы, является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционировании адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Объектом социальной работы в здравоохранении являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенциируют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку неизбежно они оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.

Паспорт специалиста:

  1. личностные качества (гуманистический, общекультурный и нравственный потенциал). По Холостовой соц. работник должен: иметь хорошую проф. подготовку, знания в различных областях, обладать высокой общей культурой, владеть информацией о современных процессах, обладать соц. приспособленностью.

 

  1. общие требования к знаниям и умениям (проф. подготовка, знания в различных областях психологии, педагогики, социологии, медицины, права, информатики….)

 

  1. специальные функции:

 

А) медико-ориентированные (организация и оказание мед. помощи и ухода, оказание помощи семье и детям, организация помощи хроническим больным, разработка эффективных форм помощи, профилактика, разработка программ реабилитации, организация паллиативной помощи, сан-гиг просвящение, информирование клиента о его правах)

 

Б) социально-ориентированные (обеспечение соц защиты прав граждан по вопросам здравоохранения, представление интересов граждан в органах власти, предупреждение общественно-опасных действий, опека и попечительство, мониторинг, информирование о льготах и пособиях, обеспечение доступа к информации, консультирование, психокоррекция…)

 

В) интегративные (комплексная оценка соц статуса клиента, соц-правовое консультирование, охрана псих здоровья, разработка комплексных программ, формирование установки на ЗОЖ, планирование семьи, МСЭ, осуществление реабилитации инвалидов…)

 

Направленности – профилактическая и патогенетическая.

Медико–социальная работа профилактической направленности включает выполнение мероприятий по предупреждению социально – зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико–социальной помощи на различных уровнях, социальное администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Медико–социальная работа патогенетической направленности включает мероприятия по организации медико–социальной помощи; проведение медико–социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента, создание реабилитационной социально – бытовой инфраструктуры, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

Основным правовым актом, обеспечивающим развитие социальной работы в сфере здравоохранения, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В статье 20 этого документа зафиксирована следующая правовая норма: «Медико–социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения».

 


3. Принципы социально-медицинской работы

Экосистемность — это учет всей системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в данной проблемной парадигме, системный анализ взаимосвязей между всеми элементами конкретной проблемной жизненной ситуации и определение на его основе совокупности соц.-функциональных действий.

 

Полимодальность сочетание в мед.-соц. работе различных подходов, способов действия, функционально ориентированных на конкретную цель, на конкретный проблемный контингент, соц. уязвимую или дезадаптированную группу населения; исходно заданных, типовых в методологическом плане — использующих отдельные конкретные методы, типовые способы действий.

 

Солидарность — сочетанное и согласованное организационное взаимодействие в процессе м-с работы гос. учреждений, действующих в любой сфере, и учреждений, входящих в структуры организаций с разной формой собственности.

 

Конструктивная стимуляция — отказ соц. служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у их субъектов пассивное иждивенчество, и смещение акцента на развитие и поощрение личной активности и ответственности клиентов, максимальное использование и развитие их ресурсов.

 

Континуальность — непрерывность, цельность, функциональная динамичность и плановость м-с работы, понимание ее как процесса, использование континуального подхода к ее практике—с обязательным планированием последовательных этапов деятельности на основе определения «шагов» постепенного достижения конкретных целей в виде суммы действий и наблюдающихся значимых изменений статуса и модуса субъектов помощи.

 


 

4. Базовая модель социально-медицинской работы. Основные элементы базовой модели

Базовая модель м-с работы была разработана проф. А.В.Мартыненко.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.034 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал