Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовительные работы
6. При проведении подготовительных работ рекомендуют принимать во внимание, что: 6.1. Подготовительные работы включают сбор и изучение сведений о землях, затрагиваемых землеустройством, исходя из представлений о земле как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (в том числе об ограничениях прав на землю), и одновременно как о природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве. 6.2. При наличии проекта перераспределения земель, на основе которого передавали земельный участок (участки) в общую долевую собственность, подготовительные работы включают сбор и (или) изучение: вышеуказанного проекта перераспределения земель; сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках), на котором проводят землеустройство, и территории землепользования бывшего колхоза (совхоза); копий решений органа местного самоуправления о передаче сельскохозяйственных угодий в собственность, аренду, пользование, фонд перераспределения, о передаче в собственность (аренду, пользование) несельскохозяйственных угодий и земельных участков, занятых зданиями, строениями и сооружениями; копии списка собственников земельных долей, по которому принимали решение о передаче земель в общую долевую собственность; списка собственников земельных долей, получивших свидетельства на право собственности на землю (сведения в территориальных органах Росземкадастра); 25 С. Н. Волков списка собственников земельных долей, которые передали земельные доли в аренду сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам или передали земельные доли или право пользования ими в уставный капитал сельскохозяйственных организаций, а также фактическое местоположение сельскохозяйственных угодий, используемых на указанном праве [сведения заверяет соответствующая сельскохозяйственная организация или глава крестьянского (фермерского) хозяйства]; списка собственников земельных долей, которые совершили иные сделки с земельными долями: передали по наследству, подарили, продали, обменяли на имущественный пай или земельную долю на территории другого хозяйства (бывшего колхоза или совхоза), передали земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания; сведений об установленных охранных, санитарно-защитных и иных зонах с особыми условиями использования земель; материалов по вычислению площадей контуров земельных угодий; картографического материала для составления проекта в масштабе не мельче 1: 25 000 (при сложном рельефе с изображением горизонталей); сведений о частях земельного участка (участков), изъятых для государственных или муниципальных нужд (копии решений соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления об изъятии частей земельного участка). 6.3. При отсутствии проекта перераспределения земель, указанного в пункте 6.4. Дополнительно на собрании собственников земельных долей определяют: пожелания собственников земельных долей о формах использования и распоряжения земельными участками, в том числе несельскохозяйственными угодьями (землями), расположенными в границах земельных участков, а также намерения о продаже или приобретении земельных участков; пожелания собственников земельных долей, в том числе планирующих объединиться в группы по родственным, дружественным отношениям или иным причинам, о местоположении земельных массивов, в которых они хотели бы иметь свою земельную долю; доверенное лицо (лица), которое будет представлять интересы собственников земельных долей на период проведения землеустройства. 6.5. Если заданием на проведение землеустройства предусмотрена разработка проекта с учетом фактического состояния сельскохозяйственных угодий, то в рамках подготовительных работ корректируют картографический материал, на котором отображают контуры сельскохозяйственных угодий, подвергшиеся зарастанию древесно-кустарниковой растительностью, подтоплению, заболачиванию, а также состояние мелиоративных систем на орошаемых и осушенных землях. 6.6. По результатам подготовительных работ (на дату начала проведения землеустройства) готовят: список собственников земельных долей; расчет количества земельных долей по контурам сельскохозяйственных угодий; план (чертеж) результатов подготовительных работ; экспликацию земель общей долевой собственности; предложения по перераспределению частей земельного участка (участков), находящегося в общей долевой собственности, между группами собственников земельных долей. 6.7. В списке собственников земельных долей указывают: лиц, распорядившихся своими долями, и каким образом они это сделали (передали в аренду, передали право пользования и т. п.); лиц, не распорядившихся своими долями; лиц, не получивших свидетельства на право собственности на землю; дату рождения; паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан); место проживания; серию, номер и дату выдачи свидетельства на право собственности на землю; размер земельной доли. При наличии сведений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд размер земельной доли уточняют. 6.8. Рассчитывают количество земельных долей по контурам сельскохо При отсутствии проекта перераспределения земель используют материалы почвенного обследования, оценки земель и экспликацию земель, на основе которых рассчитывали размер земельных долей, а также материалы по вычислению площадей контуров земельных угодий. Если в результате расчетов выявляется несоответствие имеющейся площади сельскохозяйственных угодий требуемой по списку собственников земельных долей, то недостающую площадь компенсируют за счет земель фонда перераспределения (при его наличии). Избыточную площадь передают в фонд перераспределения. Решения по изменению площади фонда перераспределения земель согласовывают с соответствующим органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 6.9. План (чертеж) результатов подготовительных работ составляют на карто границы земельного участка (участков), находящегося в общей долевой собственности (с учетом корректировки границы земель фонда перераспределения), и описаний смежеств. [Границы земельного участка (участков) показывают красным цветом, земельный участок (участки) окрашивают оранжевым цветом, а части земельных участков, которые передают из фонда перераспределения или в фонд перераспределения, показывают штриховкой соответственно красного и светло-зеленого цвета с указанием площади]; частей земельного участка (участков), находящегося в общей долевой собственности, которые используют сельскохозяйственная организация (организации) и крестьянские (фермерские) хозяйства на различном праве. (Повторно окрашивают оранжевым цветом с указанием номера организации или фермерского хозяйства, список которых также размещают на плане); площадей контуров сельскохозяйственных угодий и количества долей в контуре. (Красным цветом в числителе — количество долей, в знаменателе — площадь в гектарах); 25* границ земельных участков, образованных в счет земельных долей. (Коричневым цветом оттеняют границы; сельскохозяйственные угодья и иные земли окрашивают в желтый цвет); границ земель, изъятых для государственных или муниципальных нужд, из земельного участка (участков), находящегося в общей долевой собственности. (Коричневым цветом оттеняют границы; земли окрашивают в фиолетовый цвет); границ земельных участков фонда перераспределения. (Коричневым цветом оттеняют границы; сельскохозяйственные и иные угодья (земли) окрашивают в светло-зеленый цвет); границ земельных участков, переданных сельским администрациям. [Коричневым цветом оттеняют границы; сельскохозяйственные и иные угодья (земли) окрашивают в синий цвет]; границ установленных охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель. Если при подготовительных работах картографический материал корректировали, то их результаты наносят синим цветом. 6.10. Экспликацию земель на земельный участок (участки), находящийся в земель всего; пашня; залежь; многолетние насаждения; сенокосы; пастбища; производственные постройки; полевые дороги и скотопрогоны; древесно-кустарниковая растительность, в том числе лесополосы; пруды; болота; прочие. ' Наличие орошаемых или осушенных сельскохозяйственных угодий отражают в экспликации земель. 6.11. Предложения по перераспределению частей земельного участка (участ Разработка проекта 7. В зависимости от задания на проведение работ, а также результатов подготовительных работ рекомендуется принимать во внимание, что при разработке проекта перераспределения сельскохозяйственных угодий можно предусматривать: 7, 1. Уточнение (упорядочение) границ земельного участка (участков), находящегося в общей долевой собственности. Для уточнения границ земельного участка составляют проектный план границ земельного участка (участков), находящегося в общей долевой собственности, на который на основе сведений подготовительных работ указывают смежества и наносят красным цветом границы земельного участка (участков). При наличии более одного земельного участка и отсутствии кадастровых номеров им присваивают проектные номера. Части земельных участков, которые передают из фонда перераспределения или передают в фонд перераспределения, показывают штриховкой соответственно красного и светло-зеленого цвета с указанием площади. Если в границах земельного участка (участков) имеются небольшие по площади контуры земель сельскохозяйственного назначения (полевые дороги, древес-но-кустарниковая растительность, болота, каналы и т. п.), которые не передавали в общую долевую собственность, то их целесообразно включать в площадь земельного участка (участков). Таким контурам присваивают порядковые номера и на проектном плане границ земельного участка (участков) площадные контуры заштриховывают красным цветом, а линейные контуры отмечаются красным пунктиром вдоль контура. Дробью красным цветом указывают номер и площадь контура (соответственно в числителе — номер, в знаменателе — площадь). Если в площадь земельного участка (участков) включают полевые дороги, то по такому земельному участку (участкам) устанавливают сервитут на право проезда. По земельным участкам, граничащим с водными объектами общего пользования, устанавливают сервитуты на право проезда и прогона скота к водному объекту и на бечевник (полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования), которые отображают на проектном плане красным цветом. Как правило, проезды и дороги проектируют шириной 3—6м, прогоны —до Юм, бечевник — до 20 м. На проектном плане земельный участок (участки) окрашивают оранжевым цветом, красным цветом в числителе указывают его номер, а в знаменателе — площадь. Кроме того, на проектный план наносят границы установленных охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель. Положение на проектном плане границ земельного участка (участков), а также включение в площадь земельного участка (участков) земель фонда перераспределения и контуров земель сельскохозяйственного назначения (полевые дороги, древесно-кустарниковая растительность, болота, каналы и т. п.), которые не передавали в общую долевую собственность, согласовывают с собственниками и иными правообладателями земельных участков, затрагиваемых землеустройством. Согласование можно оформлять актом согласования, который становится приложением к проектному плану границ земельного участка (участков), или согласующими подписями и печатями непосредственно на проектном плане. Положение границ земельного участка (участков) на проектном плане с собственниками и иными правообладателями смежных земельных участков не согласовывают в случаях определения местоположения границ по сведениям государственного земельного кадастра, утвержденным проектам территориального землеустройства и землеустроительным делам. В этих случаях в акте согласования (или на проектном плане) делают ссылку на документ (документы), по которому определяли местоположение границ земельного участка (участков) на проектном плане. Утверждают проектный план границ земельного участка (участков) протоколом общего собрания собственников земельных долей или подписью их доверенного лица (лицами) непосредственно на проектном плане. Если проектом предусматривалась передача земель фонда перераспределения и (или) иных земель сельскохозяйственного назначения, то проектный план утверждает и орган местного самоуправления или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 7.2. Определение (уточнение) на земельном участке (участках), находящемся в переданы собственниками земельных долей на различном праве сельскохозяйственным организациям или крестьянским (фермерским) хозяйствам; принадлежат лицам, не распорядившимся своими земельными долями; заняты невостребованными земельными долями. Границы указанных частей земельного участка (участков) определяют (уточняют) с учетом их фактического использования сельскохозяйственной организацией (организациями) или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, мнения собственников земельных долей, а также с соблюдением следующих требований: включение целого числа земельных долей; совпадение границ между частями земельного участка (участков) с границей земельного участка, проектируемого в счет земельной доли. Указанные части земельного участка (участков), находящегося в общей долевой собственности, отображают разным цветом на проектном плане границ земельных массивов и земельных участков, образовываемых в счет земельных долей (далее по пункту 7 — проектный план). Части земельного участка (участков), переданные различным сельскохозяйственным организациям или крестьянским (фермерским) хозяйствам, указанным в подпункте настоящего пункта, также дифференцируют по цвету. 7.3. Закрепление массивов сельскохозяйственных угодий [частей земельного Массивы сельскохозяйственных угодий для их закрепления за сформированными группами собственников земельных долей выбирают с учетом: фактического использования земельных долей; мнения собственников земельных долей, объединенных в группы; места проживания собственников земельных долей; компактности размещения контуров сельскохозяйственных угодий и их размеров. Общий размер массива (массивов) должен соответствовать суммарному размеру земельных долей, принадлежащих соответствующей группе лиц. В зависимости от желания собственников земельных долей массивы можно формировать как по видам сельскохозяйственных угодий (пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища), так и независимо от видов, т. е. в целом по сельскохозяйственным угодьям. При формировании массивов желательно избегать деления контуров сельскохозяйственных угодий, однако если этого избежать не удается, то граница массива должна совпадать с границей земельного участка, проектируемого в счет земельной доли. На проектном плане на всех частях земельного участка (участков), включенных в массив сельскохозяйственных угодий для определенной группы собственников земельных долей, красным цветом указываются: римскими цифрами — номер соответствующей группы, дробью — общая площадь земельных долей, включенных в массив, и их количество (соответственно в числителе и знаменателе). Список собственников земельных долей, сформированных в группы, включают в текстовую часть проекта перераспределения сельскохозяйственных угодий. 7.4. Составление схем или проектов раздела массивов сельскохозяйственных Схема раздела массивов сельскохозяйственных угодий предусматривает отображение на проектном плане ориентировочного положения границ земельных участков, которые могут быть образованы в счет земельной доли, в отличие от проекта раздела, на котором положение границ и площади земельных участков определяют с точностью не ниже графической, соответствующей используемому для проектного плана картографическому материалу. Составление схемы или проекта раздела массивов сельскохозяйственных угодий на земельные участки определяется заданием на выполнение работ. При разделе массивов сельскохозяйственных угодий на земельные участки необходимо учитывать следующие требования: обеспечение рациональной и эффективной организации сельскохозяйственного производства за счет конфигурации земельных участков (т. е. соблюдение параллельности длинных сторон земельных участков) и их размещения на склонах одной экспозиции; соблюдение противоэрозионной организации территории (на склоновых землях за счет размещения длинных сторон земельных участков поперек склона, а в районах ветровой эрозии — поперек направлению господствующих ветров); не допускать изломанности проектируемых границ, если она не обусловлена противоэрозионной организацией территории или наличием существующих естественных и искусственных рубежей; наличие проезда к каждому земельному участку; земельные участки на орошаемых или осушенных землях образуют на условиях, обеспечивающих функционирование мелиоративных систем. Проектируемые полевые дороги и лесополосы желательно совмещать с границами земельных участков. Земельным участкам, образуемым в счет земельных долей, присваивают проектные номера, начиная с единицы, в каждом массиве сельскохозяйственных угодий. При составлении схемы раздела на проектном плане синим цветом отображают проектные границы земельных участков, их номера, площадь, проектируемые полевые дороги и лесополосы, совмещенные с проектируемыми границами земельных участков. Проектируемые дороги и лесополосы, положение которых не зависит от положения проектируемых границ земельных участков, показывают красным цветом. При составлении проекта раздела все проектные элементы, надписи и размеры отображаются на проектном плане красным цветом. 7.5. Передача в собственность земельных участков под объектами недвижимо Границы земельных участков под объектами недвижимости определяют, если это предусмотрено заданием на выполнение работ и масштаб проектного плана позволяет это сделать. Проектное положение границ и размеры земельных участков устанавливают (восстанавливают) по проектам строительства соответствующих объектов, а при отсутствии проектов строительства — по нормам отвода земель, установленным в строительных нормах и правилах (СНиПах), действовавшим на момент строительства. При этом следует учитывать фактически используемые площади земельных участков и ситуацию, отображенную на картографическом материале (реки, ручьи, каналы, лесополосы, дороги, дорожные сооружения, заборы, изгороди, фасады зданий и другие природные и созданные трудом человека объекты). Проектное положение границ и площадь земельных участков определяют с точностью не ниже графической, соответствующей используемому для проектного плана картографическому материалу. Каждому образовываемому земельному участку присваивают проектный номер и составляют отдельно акт согласования границ. На проектном плане границы земельного участка, проектный номер и площадь показывают красным цветом. Согласование положения границ земельного участка на проектном плане оформляют актом согласования, который подписывают участники процесса согласования, включая исполнителя работ, и он является приложением к проектному плану. 7.6. Установление последовательности предоставления в счет земельных долей запроектированных земельных участков в массивах сельскохозяйственных угодий. С целью упорядочения процесса выделения земельных участков из сформированных массивов сельскохозяйственных угодий по каждому массиву устанавливают очередность выделения земельных участков в счет земельных долей, которую отражают в пояснительной записке. 8. Проект перераспределения сельскохозяйственных угодий состоит из графической и текстовой частей (далее — проектная документация). При разработке проектной документации рекомендуется принимать во внимание, что: 8.1. Графическая часть проекта может включать: проектный план границ земельного участка (участков), находящегося в общей долевой собственности; проектный план границ земельных массивов и земельных участков, образовы Тематическое содержание вышеуказанных проектных планов определено в пункте 7 Методических рекомендаций. Дополнительно на проектных планах указывают место для размещения реквизитов согласования и утверждения проектных планов; в правом нижнем углу — штамп организации, выполнившей работу; условные обозначения; описание сме-жеств земельного участка (участков), находящегося в общей долевой собственности. По усмотрению исполнителя работ на проектный план дополнительно могут быть вынесены и иные сведения. 8.2. Текстовая часть проекта включает: списки собственников земельных долей; акты согласования границ; протоколы рассмотрения и утверждения проекта. 8.3. Пояснительная записка должна отражать основные вопросы и особеннос основание для выполнения работ; использованные нормативно-методические документы; использованную планово-картографическую основу, ее масштаб, методы получения, полноту, качество; использованные материалы ранее проведенных проектных работ и изысканий; краткую характеристику природных, экономических и социальных условий хозяйства; характеристику качественного состояния земель долевой собственности, наличие негативных процессов в использовании и качественном состоянии земель долевой собственности; краткую характеристику процесса приватизации земель, результаты приватизации; движение земельных долей, изменения в размере земельной доли; состав сельскохозяйственных угодий долевой собственности, их площади и территориальное размещение; проектные решения по выделению земельных массивов и земельных участков, образовываемых в счет земельных долей, в том числе на орошаемых и осушенных землях; очередность выделения земельных участков по каждому из сформированных массивов сельскохозяйственных угодий; рекомендации собственникам земельных долей по организации использования и охране сельскохозяйственных угодий для отдельных участков или их групп с учетом конкретных условий. сведения о проведенных согласованиях проектных решений. 8.4. Экспликацию земель приводят по массивам и в целом на земельный участок земель всего; пашня; залежь; многолетние насаждения; сенокосы; пастбища; производственные постройки; полевые дороги и скотопрогоны; древесно-куста^никовая растительность, в том числе лесополосы; пруды; болота; прочие. 8.5. Списки собственников земельных долей приводят двух видов. Общий лица, распорядившиеся своими долями, и каким образом они это сделали; лица, не распорядившиеся своими долями; лица, не получившие свидетельства на право собственности на землю; дата рождения; паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан); место проживания собственника земельной доли; серия, номер и дата выдачи свидетельства на право собственности на землю; размер земельной доли. Список собственников земельных долей, объединившихся в группы, в котором указывают для сформированных групп следующую информацию: номер группы; лица, включенные в группу; размер земельной доли; желаемое положение земельного массива данной группы. 8.6. Проектную документацию брошюруют в том (тома). В начале тома дают оглавление (содержание). На обложке и титульном листе указывают название проекта — проект перераспределения сельскохозяйственных угодий, объект (объекты) землеустройства, исполнителя работ и место для размещения реквизитов согласования органами государственной власти и органами местного самоуправления и утверждения. Если проект утверждает доверенное лицо, то ставят его подпись, если протоколом общего собрания, то делают ссылку на протокол. Допускается проектный план (планы) представлять в виде приложения и не брошюровать его вместе с другой проектной документацией. ЛИТЕРАТУРА Градостроительный кодекс Российской Федерации. — М.: Ось-89, 2005. — 80 с. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: ТК Велби, 2005. — 448 с. Земельный кодекс Российской Федерации. — М.: ТК Велби, 2005. — 88 с. Лесной кодекс Российской Федерации. — М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996.-80 с. Закон «О государственном земельном кадастре». — М.: Изд-во ПРИОР, 2000.- 16 с. Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». — М.: ГроссМедиа, 2004. — С. 110—134. Закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»//Рос. газ. — 1998. — 21 с. Закон «О землеустройстве». — М.: ГроссМедиа, 2004. — С. 90. Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» — М.: ГроссМедиа, 2004. - С. 72-86. Закон «Об охране окружающей среды»//Рос. газ. — 2002. Законы «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю»//Рос. газ. — 2002. Закон о разграничении государственной собственности на землю. — М.: ГроссМедиа, 2004. - С. 86-90. Положение о государственной экспертизе землеустроительной документации// Рос. газ. — 2002. Положение о контроле за проведением землеустройства//Рос. газ. — 2002. Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и введении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства//Рос. газ. — 2002. Положение о порядке консервации земель с изъятием их оборота: Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г.//Рос. газ. — 2002. Положение о проведении территориального землеустройства: Постановление Правительства РФ от 7 июня 2002 г.//Рос. газ. — 2002. Алпатов А. А. Земельная реформа в новой России. — М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2005. — 336 с. Волков С. Н. Землеустроительная наука и образование XXI века: сб. науч. статей, посвященных 225-летию Государственного университета по землеустройству/ сост. С. Н. Волков, А. А. Варламов. — М.: Былина, 2004. — 482 с. Волков С. Н.. Землеустройство. — М.: Колос, 2001—2005. — 2000 экз. Т. 1. Теоретические основы землеустройства. — 720 с. Т. 2. Землеустроительное проектирование. Внутрихозяйственное землеустройство. — 645 с. Т. 3. Землеустроительное проектирование. Межхозяйственное (территориальное) землеустройство. — 450 с. Т. 4. Экономико-математические методы и модели. — 696 с. Т. 5. Экономика землеустройства. — 479 с. Т. 6. Системы автоматизированного проектирования в землеустройстве. — 328 с. Т. 7. Землеустройство за рубежом. — 408 с. Временные методические рекомендации по проведению ресурсной оценки территорий традиционного природопользования районов Крайнего Севера. ЕСДЗем.16-11-001-02/А.З. Родин, Г. А. Карцев, В. Ф. Спиридонов и др. — М.: Институт оценки природных ресурсов, 2002. — 160 с. Государственный национальный доклад о состоянии использования земель Российской Федерации в 2003 г. — М.: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости России, 2004. — 166 с. Дейнингер, Клаус. Земельная политика в целях развития и сокращения бедности/Пер. с англ. — М.: Изд-во «Весь Мир», 2005. — 344 с. Динамика баланса гумуса на пахотных землях Российской Федерации//Гос-комзем; РосНИИЗемпроект. — М., 1998. — 60 с. Комов Н. В. Российская модель землепользования и землеустройства. — М.: Изд-во ООО «Институт оценки природных ресурсов», 2001. — 622 с. Лойко П. Ф., Карамышева О. В. Проблемы совершенствования системы управления земельными ресурсами в Российской Федерации (некоторые вопросы теории мировой и отечественной практики применения Земельного кодекса Российской Федерации). — М.: Центр земельного права и экономики природопользования, 2002. — 90 с. Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства. — М.: Рос-земкадастр, 2002. — 15 с. Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства. — М.: Росземкадастр, 2002. — 18 с. Методические указания по проведению землеустройства и подготовки документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю. — М.: Росземкадастр, 2002. — 29 с. Пособие по землеустройству/Н. В. Комов, С. Н. Волков и др. — М.: Юни-пресс, 2001.— 394 с. Схема землеустройства административного района/Н. В. Комов, С. Н. Волков и др. — М.: Юни-пресс, 2002. — 491 с. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение....................................................................................................................... 3 1. Землеустройство в системе управления земельными ресурсами Российской Федерации 6 2. Нормативное правовое обеспечение землеустройства в 1991—2005 гг............. 12 3. Правовое регулирование территориального планирования в Российской Федерации на современном этапе 25 4. Землеустроительное обеспечение реализации «Республиканской программы проведения земельной реформы на территории РСФСР» от 18.01.1991 г. № 30.... 44 5. Землеустроительное обеспечение реализации Федеральной целевой программы «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы» от 26.06.1999 г. № 694............................................................................. 59 6. Анализ государственного регулирования проведения землеустройства, его организационного и кадрового обеспечения в 1991—2005 гг 68 6.1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти Рос и их охраны............................................................................................................ 68 6.2. Участники рынка оказания землеустроительных услуг и его регулирование 83 6.3. Кадровое обеспечение землеустройства........................................................ 90 6.4. Состояние и перспективы развития землеустроительного образования в Российской Федерации 100 7. Состояние землеустройства на современном этапе............................................... 111 7.1. Стандарты, технические регламенты и нормативно-методическое обеспечение современного землеустройства 111 7.2. Землеустройство на землях федеральной собственности............................ 119 7.3. Разграничение государственной собственности на землю........................... 123 7.4. Изучение состояния земель........................................................................... 127 7.5. Землеустроительное обеспечение работ по установлению государственной границы Российской Федерации, границ субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований......................... 139 7.6. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны............................................................................................................ 145 7.7. Территориальное землеустройство................................................................ 151 7.8. Внутрихозяйственное землеустройство........................................................ 164 8. Анализ сложившегося землепользования и землеустройства за период 8.1. Распределение земель по категориям, угодьям и формам собственности 172 8.2. Использование земель, находящихся в личном пользовании граждан.... 184 8.3. Анализ размеров земельных долей и их распределения в ходе земельной реформы 192 8.4. Оценка организационно-территориальных условий землевладений и землепользовании сельскохозяйственных организаций.................................. 199 8.5. Динамика качественного состояния сельскохозяйственных угодий.......... 209 8.6. Мелиоративное, культуртехническое состояние и рекультивация нарушенных земель 219 8.7. Необходимость организации рационального использования земель и их охраны в системе землеустройства.............................................................. 227 9. Прогнозирование ожидаемого состояния землепользования в Российской 9.1. Прогнозирование распределения земель по формам собственности, категориям и угодьям 233 9.2. Социально-экономические и экологические последствия землепользования и землеустройства 242 10. Состояние и перспективы развития экономики Российской Федерации и их влияние на землеустройство и территориальное планирование....................... 247 10.1. Внешнеэкономические и геополитические факторы, влияющие на содержание землеустройства и территориального планирования на современном этапе................................................................................................. 247 10.2. Общий прогноз развития экономики России на перспективу................... 249 10.3. Особенности регионального развития экономики России на перспективу 253 10.4. Землеустройство как фактор устойчивого экономического развития.... 258 10.5. Задачи землеустройства в повышении конкурентоспособности территорий 259 10.6. Обоснование необходимости проведения землеустройства и его роль в решении приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации.......................................................................... 261 11. Основные направления государственного регулирования проведения 11.1. Совершенствование институциональной системы государственного управления земельными ресурсами и землеустройством 270 11.2. Установление порядка проведения землеустройства, состава, видов и содержания землеустроительных работ............................................................ 271 11.3. Организация и проведение государственного землеустройства................ 272 11.4. Совершенствование нормативного правового регулирования отношений в сфере землеустройства 274 11.5. Государственная поддержка развития научно-технического прогресса в землеустройстве 275 11.6. Совершенствование финансового механизма проведения землеустройства 276 11.7. Государственное управление землеустройством........................................ 278 11.8. Контроль за проведением землеустройства и осуществлением землеустроительных мероприятий 280 11.9. Совершенствование информационного обеспечения землеустройства... 282
11.10. Обеспечение международного сотрудничества в сфере землеустройства 283 11.11. Совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области землеустройства и кадастров 283
12. Геодезическое обеспечение землеустроительной деятельности......................... 286 13. Приоритетные направления осуществления отдельных видов землеустроительных работ 290
13.1. Принципы землеустройства и территориального планирования и требования, предъявляемые к ним 290 13.2. Изучение состояния земель......................................................................... 294 13.3. Планирование рационального использования земель и их охраны.......... 301 13.4. Территориальное землеустройство.............................................................. 307 13.5. Внутрихозяйственное землеустройство...................................................... 317 14. Особенности проведения землеустройства на территориях, имеющих 14.1. Землеустройство урбанизированных территорий...................................... 322 14.2. Землеустройство в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям 325 14.3. Землеустройство в районах проявления негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности '. 326 14.4. Землеустройство в районах интенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов 327 14.5. Землеустройство при наличии ограничений и обременении (сервитутов) прав на использование земель 328
15. Обоснование структуры и объемов работ по землеустройству на перспективу 330 16. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации землеустроительных мероприятий 341 Приложения................................................................................................................. 343 Приложение 1. Форма градостроительного плана земельного участка.................................................................................................................... 343 Приложение 2. Методические указания по проведению землеустрой Приложение 3. Методические рекомендации по проведению земле Приложение 4. Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства................................................................. 368 Приложение 5. Правила подготовки и согласования перечней земель Приложение 6. Методические рекомендации по составлению проектов Литература................................................................................................................. 395 222, 4 р 222 221.9
си о " -221 221, 1 220, 7
2004 год Рис. 8.1. Динамика площадей сельскохозяйственных угодий с землями личного пользования
132, 3
! 132, 5 87, 5
2004 год Рис. 8.3. Динамика посевных площадей во всех категориях хозяйств 1 лесной фонд
2 сельскохозяйственные угодья, заросшие древесно-кустарниковой растительностью 3 сельскохозяйственные угодья, незаросшие древесно-кустарниковой растительностью 4 озера 5 населенные пункты 6 реки 7 дороги Рис. 8.4. Зарастание древесно-кустарниковой растительностью сельскохозяйственных угодий в Юхновском районе Калужской области (1991—1995 гг.): 1 — лесной фонд; 2 — сельскохозяйственные угодья, заросшие древесно-кустарниковой растительностью; 3 — то же не заросшие; 4— озера; 5— поселения; 6— реки; 7— дороги % 80 70 60 50 40 30 20 10 0 2 3 Рис. 8.5. Зарастание отдельных видов сельскохозяйственных угодий: а —2005г.; 6— 2010г.; / — пашня; 2— сенокосы; 5 —пастбища Рис. 8.6. Землеустройство части территории Таловского района Воронежской области с комплексом противоэрозионных и природоохранных мероприятий [на аэроснимке показаны: система лесополос, противоэрозионные пруды и водоемы, дифференцированное размещение посевов сельскохозяйственных культур (опытные поля НИИСХ ЦЧЗ им. В. В. Докучаева)]
Рис. 8.7. Пример внутриполевой организации территории в условиях холмистого рельефа: -просадочные и суффозионные деформации земной поверхности; б- приовражные лесополосы; «-водорегулирующие сооружения- 1- направление обработки склонов
передаваемые в ведение сельских Советов: а) населенных пунктов
б) выделенные для выпаса индивидуального скота их номер, количество паев и площадь (га) Проектируемые крестьянские хозяйства на пастбищах Археологические памятники
7 - ■ ■ -'■ ' ЯР Рис. 8.8. Вьщеление земельных долей в совхозе «Громовский» Руднянского района Волгоградской области
I i о
S о. о Е
S8.8
13 75.9
|