Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роли и функции руководителя.
Роли менеджера.
Касаясь содержания работы менеджера, Минцберг в своей книге «Природа управленческого труда» находит одну общую черту управленческой работы – роли руководителя. Роль, по его определению, является набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности. Точно так же, как герои в пьесе имеют свои роли, которые заставляют их вести себя определенным образом, менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей определенных организационных подразделений, и именно это определяет их служебное поведение. Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Так, актеры, менеджеры и другие играют заранее предопределенные роли, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей.
В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений (табл. 1).
Таблица 1. Десять управленческих ролей по определению Минцберга
Роль
| Описание
| Характер деятельности (по материалам обследования
работы руководителей)
| Межличностные роли
| 1. Главный руководитель
| Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера
| Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства
| 2. Лидер
| Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности
| Фактически все управленческие действия с участием подчиненных
| 3. Связующее звено
| Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги
| Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами
| Информационные роли
| 4. Приемник информации
| Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию
| Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации [периодические издания, ознакомительные поездки)
| 5. Распространитель информации
| Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации
| Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным [обзоры, беседы)
| 6. Представитель
| Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, выступает как эксперт по вопросам данной отрасли
| Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам
| Роли, связанные с принятием решений
| 7. Предприниматель
| Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов
| Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности
| 8. Устранитель
нарушений
| Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений
| Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы
| 9. Распределитель
ресурсов
| Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации
| Составление графиков, запросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных
| 10. Переговорщик
| Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах
| Ведение переговоров
|
Как указывает Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Все эти 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера независимо от характера конкретной организации.
|