Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В менеджменте используются различные формы построения его организационной среды. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Под формами организационной среды принято понимать способы функционирования и сочетания в пространстве и во времени элементов производственных процессов. По своей сути формы организации представляют собой различные способы разделения труда при осуществлении производственной деятельности. Различают такие формы организации, как 1) концентрация, 2) специализация, 3) кооперирование, 4) комбинирование. 1) Концентрация означает процесс сосредоточения определенного вида деятельности во все больших масштабах в крупных фирмах, предприятиях или их подразделениях. Стремление к концентрации деятельности, наряду с процессами распространения малого и среднего бизнеса, отражает естественный рыночный фактор инвестирования средств в наиболее перспективные сферы бизнеса и в жизненно важные для предприятия виды деятельности. 2) Специализация как форма организационной среды используется при построении организационных структур предприятий и реализуется путем ограничения его производственного профиля или закрепления за подразделениями определенных видов работ или продуктов. Специализация при формировании организационных структур создает лишь потенциальные условия для эффективной работы предприятия. Для реализации этого потенциала на предприятии должна осуществляться эффективная кооперация и координация деятельности отдельных служб и подразделений. 3) Кооперирование как следствие специализации предприятий и сложности осуществляемых проектов проявляется в углублении межфирменного сотрудничества, развитии международной координации в производственной сфере, проведении масштабных научно-производственных программ. 4) Комбинирование при организации предприятий проявляется в создании и функционировании на предприятии сопутствующих производств и инновационных процессов, основанных на уже полученных результатах или вторичном использовании сырья, энергии и материалов. Значительный дополнительный эффект получают фирмы, организующие на основе базовых исследований и технологий дополнительные аппликационные исследования производства, имеющие своей целью поиск новых сфер применения уже полученных результатов и осуществленных инноваций. Перечисленные формы организации производственных процессов составляют реальный инструментарий для подготовки организационных решений. Они могут носить формальный или неформальный характер. Формальная организация базируется, как правило, на формализованных, методически обоснованных расчетах и закрепляется в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников осуществляемых процессов. Одна из существенных особенностей современного менеджмента состоит в том, что в нем важное место занимает неформальная организация. К неформальной организации относятся спонтанно возникающие отношения между людьми и структурами в процессе выполнения работ. Значительные практические результаты могут возникать в процессе неформального общения и сотрудничества ученых и специалистов, развития научных школ и движений, работы форумов, симпозиумов и научных конференций. Новые возможности неформальной организации связаны с развитием современных информационных технологий и глобальных международных информационных систем. * * * Передовой опыт ведущих фирм мира, успешно осуществляющих хозяйственную деятельность, позволил выработать ряд достаточно общих правил эффективного ситуационного менеджмента. Они заключаются в следующем. 1. Интеграция всех хозяйственных, социальных задач, как фундаментальной основы повышения конкурентоспособности предприятия, в единую стратегическую концепцию. Это означает, что: • все сотрудники понимают и придерживаются принятой инновационной концепции развития предприятия; • все сферы деятельности предприятия эффективно взаимодействуют и согласованно развиваются в рамках этой концепции; • все проблемы ориентированы на удовлетворение спроса в ограниченных сегментах рынка; • производственный потенциал сосредоточен в ограниченной сфере. 2. Создание и стимулирование плодотворного творческого климата на предприятии. Это означает: • развитие чувства карьеры и готовности к риску у менеджеров и работников предприятия; • развитие широкого междисциплинарного, не ведомственного мышления у разработчиков; • развитие критического отношения к достигнутым результатам; • стимулирование творческой активности на предприятии; • развитие и углубление кооперации с другими предприятиями и партнерами. 3. Использование неординарных организационных решений, что означает: • организацию инноваций как постоянную фундаментальную основу деятельности предприятия; • развитие гибких, адаптивных производственных структур. 4. Разработка и применение эффективных методов принятия управленческих решений, что означает: • фундаментальную информационную подготовку; • качественную проработку вариантов решений (альтернатив); • объективную оценку и экономическое обоснование решений; • строгий контроль за исполнением проектов. 5. Глубокая подготовка производства и продвижения на рынки инновационной продукции, что означает: • осуществление опытного и техническую подготовку серийного производства инновационной продукции в соответствии с долгосрочными оценками спроса в выбранных сегментах рынков; • подготовку выбранных сегментов рынков к инновационному продукту; • построение системы сбыта инновационного продукта; • подготовку системы сервисного обслуживания потребителей. 6. Обеспечение высокой эффективности и экономичности производственных процессов, что означает: • сокращение длительности и снижение затрат на производство; • обеспечение возможно высокого уровня удовлетворения спроса; • осуществление упреждающих инноваций в конкуренции; • постоянную идентификацию высших достижений и ориентацию на их использование (бенчмаркинг). Следует иметь в виду, что решающим залогом успеха менеджмента на предприятии является его профессиональный уровень, способность к обучению и постоянному развитию творческого потенциала. Вопросы для самоконтроля 1. Кто такой менеджер? 2. Кого можно отнести к категории менеджеров? 3. Перечислите три категории требований к менеджеру 4. Какие качества менеджера относятся к категории знаний в области теории и умений в области практики управления? 5. Какие качества менеджера относятся к категориизнаний основ педагогики и психологии, способность к коммуникации и умение работать с людьми? 6. Какие качества менеджера относятся к категориикомпетентности в области специализации предприятия? 7. Как происходит горизонтальное и вертикальное разделение труда в менеджменте? 8. Назовите иерархию уровней управления 9. Каковы основные цели и задачи менеджера? 10. Назовите основные роли менеджера по Минцбергу 11. Определите основные методы менеджмента и области их применения 12. Выделите методы управления персоналом: - организационно-административные - экономические - социально-психологические 13. Что содержит руководство, ориентированное на задачи, и руководство, ориентированное на сотрудников? 14. Что содержит горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда? 15. Какие уровни управления существуют в менеджменте? 16. Назовите основные задачи: - руководителей высшего звена - руководителей среднего звена - руководителей низового звена 17. Что такое организационная среда менеджмента и каковы ее виды и формы? 18. Что включает организация процессов в пространстве? 19. Что включает организация процессов во времени? 20. Назовите содержание основных форм организационной среды 21. Каковы общие правила эффективного ситуационного менеджмента? [1] Мозговой штурм – это технология коллективного творчества. Вся команда собирается вместе за «круглым столом» и обсуждают одну четко сформулированную тему. Естественно, что направление обсуждения задается проблемой, которую необходимо решить. Главный недостаток метода – трудности управления процессом. Несмотря на теоретический запрет на критику, оценка идей на практике происходит тут же, поэтому пакет готовых идей формулируется в ходе обсуждения. к тому же, как правило, на таких штурмах отсутствует модератор. А в отсутствии модератора при коллективном обсуждении люди быстро устают, и штурм заканчивается достаточно быстро – самое большее минут через тридцать. К достоинствам метода можно отнести катализацию, дополнительное стимулирование творческого процесса в группе. [2] Метод «6-3-5» применяется в группах для стихийного рождения идей. Метод представляет собой вариацию метода «Мозговой штурм». 6 участников игры записывают свои мысли. Правило игры состоит в следующем: каждый пишет в течение 5 минут 3 мысли по теме, каждую мысль на отдельный лист. Через 5 минут эти 3 листка передаются следующему участнику, который без обсуждения, добавляет свои примечания на каждом листе. После того, как все участники напишут свои примечания к каждому из 18 листов, накапливаются до 108 мыслей по теме. Несомненно, идеи и примечания будут неоднократно повторяться, однако среди них будут и 50-60 применимых идей. Этот процесс должен продолжаться 30 минут. Далее следует совместное обсуждение и оценка результатов. [3] Метод синектики (предложен В. Дж. Гордоном), является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения. Для этой методики снимается запрет на обсуждение в русле одной темы, одной проблемы. Темы могут свободно «гулять» в ходе обсуждения, уходя время от времени далеко от первоначальной. Поиск решений проблемы осуществляется порой по принципу «от обратного». Этому методу присущи те же достоинства и недостатки, что и мозговому штурму.
[4] С понятием «организационная среда» связаны следующие категории: Организационная структура – «каркас» организации, определяющий комплекс ее формальных задач, взаимоотношения формальной подотчетности и системы, обеспечивающие эффективную координацию деятельности работников отделов. Организационное окружение – та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы. Для большинства людей организационное окружение включает как рабочее место, так и такие характеристики и составляющие организации, как производственный профиль, положение в отрасли, положение на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство, организационная структура, правила поведения и внутренний распорядок, условия труда, система оплаты, система социальных гарантий, философия организации, общение, трудовые отношения, коллеги и т.д.
|