Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация видов интервью






 

Рассмотрим классификацию интервью.

В зависимости от характера контакта с клиентом различают:

· непосредственное интервью;

· опосредованное интервью.

Телефонное интервью - одна из разновидностей опосредованного опроса. Основные достоинства - оперативность и низкая стоимость. Оптимальная продолжительность телефонного интервью - 10-15 минут, вопросы не должны быть длинными. При использовании данного вида интервью необходимо обучать интервьюеров владению голосом, умению поддерживать внимание и интерес к теме.

В зависимости от места проведения можно выделить:

· интервью по месту работы, занятий;

· интервью по месту жительства.

В домашней обстановке человек охотнее отвечает на вопросы, требующие сообщения критической информации об отрицательных фактах и явлениях.

От частоты проведения различают:

· однократное;

· панельное интервью.

От объекта исследования выделяют:

· интенсивное интервью;

· экстенсивное интервью.

От уровня подготовленности респондента интервью подразделяются на:

· директивное;

· недирективное интервью.

В зависимости от числа респондентов – на:

· индивидуальное;

· групповое интервью.

По статусу опрашиваемого интервью может проводиться:

· с должностным лицом;

· с экспертом;

· с респондентом.

По цели исследования выделяют:

· разведывательное;

· контрольное;

· основное интервью.

В зависимости от типа общения респондента и интервьюера различа­ют:

· свободное (нестандартизованное, неформализованное);

· глубинное;

· несвободное (стандартизованное, формализованное);

· фокусированное интервью.

Свободное интервью проводится без опрос­ника или плана беседы, на основе одной лишь темы. Структура беседы в данном случае будет зависеть от ситуации, личности интервьюера, особенностей респондента. Уместно свободное интервью на стадии уточнения проблемы исследования. Таким образом можно опросить небольшое количество человек (один-два десятка людей), получив уникальную качественную информацию, не нуждающуюся в статистической обработке. Для ее обобщения используется традиционный метод анализа документов.

Фокусированное интервью характеризуется меньшей стандартизацией поведения респондента и интервьюера. Такое интервью имеет своей целью сбор информации по поводу конкретной ситуации, явления.

Формализованное (стандартизованное) интервью - самый распространенный вид интервью. Общение респондента и интервьюера строго регламентировано детально разработан­ным вопросником и инструкцией для интервьюера. Интервьюер должен точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Вопросы чаще используют в закрытой форме и сопровождаются карточками с вариантами ответов к каждому вопросу для респондента (в бланке интервью в данном случае необходимо отметить указание дать респонденту карточку к вопросу). При использовании открытых вопросов интервью проводится с меньшей степенью формализованности. Задача интервьюера состоит в соблюдении последовательности и формулировки вопросов, а также в четкой регистрации ответов.

Глубокое интервью.Вопросник глубокого интервью принципиально отличается от анкеты с закрытыми вопросами. Если структурной единицей анкеты является вопрос или блок вопросов, то структурной единицей неформализованного интервью является тема, представляющая собой связное (обладающее смысловым единством) изложение какого-либо вопроса. Тему можно также охарактеризовать как непрерывную смысловую последовательность. Прибегая к геометрической аналогии, анкетный вопрос с закрытыми ответами можно уподобить точке, а тему - линии.

Вопросник глубокого неформализованного интервью представляет собой перечень тем, подлежащих выяснению. Этот перечень не обязательно должен иметь форму вопросительных предложений, они могут быть сформулированы как в повествовательной, так и в вопросительной форме. План глубокого интервью может включать в себя либо одну тему, либо несколько независимых тем. Первый тип вопросника можно охарактеризовать как простой, а второй - как составной. Составные интервью реже встречаются в социологической практике глубокого интервьюирования, поскольку полноценное раскрытие одной темы (или нескольких взаимосвязанных тем) требует обычно достаточно много времени.

Центральной проблемой при составлении вопросников, предназначенных для глубоких интервью, является определение последовательности тем и степени их детализации.

Вопросы, как в анкетах, так и в интервью, в зависимости от формы их построения, делятся на открытые и закрытые. К закрытым, согласно общепринятой трактовке, относятся вопросы, в которых респонденту предлагаются заранее разработанные исследователем варианты ответов. Интервью, составленные из закрытых вопросов, называются формализованными, а из открытых - неформализованными. Если в интервью имеются вопросы обоих типов, оно называется полуформализованным.

 

Планирование интервью

С. Квале выделяет семь этапов исследования с помощью интервью:

1. Выбор темы. 2. Планирование. 3. Интервьюирование. 4. Расшифровка. 5. Анализ. 6. Верификация (проверка). 7. Написание отчета.

Очень часто для того, чтобы осмысленно ставить вопрос «Как?», необходимо прежде ответить на вопросы «Что?» и «Зачем?». То есть необходимо ознакомиться с темой, проблемой исследования, чтобы иметь возможность ставить значимые вопросы. Этому могут помочь теоретическое изучение вопроса, а также знакомство со средой, в которой будет проводиться интервью.

Планирование интервью предполагает общее планирование и подготовку методических процедур, направленных на получение данных. Необходимо решить, сколько человек нужно опросить. Количество респондентов зависит от целей исследования. «Если цель состоит в предсказании результатов национальных выборов, то обычно требуется выборка в 1000 человек, так что вопрос о качественных интервью просто не стоит. Если цель состоит в том, чтобы понять мир, переживаемый конкретным человеком, то достаточно этого одного человека».

При использовании индивидуального интервью важно определить число интервьюеров. Его можно рассчитать по формуле: И = n / at, где И – оптимальное число интервьюеров, t – сроки (количество дней) интервью, a – норма опроса респондентов в день (не более 5-7 чел.), n – объем выборочной совокупности.

На этапе планирования необходимо продумать количество ресурсов (прежде всего, время и деньги), необходимых для проведения интервью. Само по себе интервью обычно не занимает столько времени, сколько его расшифровка.

При разработке программы интервью необходимо, помимо постановки цели, задач и т.д., продумать вид интервью, время и место его проведения, обстановку, отсутствие третьих лиц, ситуацию интервью, способы регистрации полученных ответов (запись в блокноте или опросном листе, кодировка ответов, применение условных обозначений, на магнитной пленке: с ассистентом или без него).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал