Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 15. Спрос, закон спроса. Факторы, влияющие на спрос
Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение, цена. Спрос – это те потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые могут быть реально удовлетворены и обеспечены денежными средствами. Он выражается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. цена на товар D
D 0 величина спроса Рис. 3. Кривая спроса
Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса, т.е. существует обратная связь между ценой и величиной спроса. Эта обратная связь называется Закон спроса. В основе этого закона лежат следующие обстоятельства: Основным фактором, влияющим на величину спроса, является цена. Однако, кроме цены, есть и так называемые неценовые факторы, изменение которых сдвигает (параллельно) на некоторую величину вправо или влево кривую спроса. К важнейшим из этих факторов можно отнести: - Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастает. И наоборот, неблагоприятные перемены вызовут уменьшение спроса. - Число покупателей. Увеличение на рынке числа потребителей обусловливает повышение спроса и наоборот, уменьшение числа потребителей ведет к сокращению спроса. - Доход. В отношении большинства товаров повышение доходов приводит к повышению спроса на них. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Но есть ряд товаров, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть с повышением доходов спрос на такие товары падает. Они называются товарами низшей категории. Другими словами, с повышением доходов населения повышается спрос на более качественные товары, пусть и по несколько более высокой цене, а со снижением доходов возрастает спрос на товары менее качественные, но более дешевые. - Цены на сопряженные товары. Изменение спроса в связи и с изменением цен на сопряженные товары зависит от того, какие это товары, взаимозаменяемые или взаимодополняющие. Взаимозаменяемый товар – это товар, потребительная стоимость которого идентична потребительной стоимости другого товара (например, сливочное масло является заменителем маргарина и наоборот. При повышении цены на один из них (масло), сразу же повышается спрос на товар-заменитель (маргарин). Взаимодополняемые товары – это товары, комплект которых составляет единую потребительную стоимость (например, часы и ремешок к ним; магнитофон и кассета к нему). Увеличение цены и снижение спроса на один из взаимодополняемых товаров одновременно вызывает уменьшение спроса и на другой товар. - Ожидания. Они связаны с ориентацией людей на повышение цен и доходов в будущем (например, в условиях нестабильного денежного обращения инфляционные ожидания ведут к ажиотажному спросу на товары и услуги. Ожидания снижения доходов могут заставить потребителей ограничивать свои расходы и предъявлять меньший спрос на товары и услуги в данный период. Кроме этих факторов, состояние спроса в той или иной стране определяется уровнем экономического, социального, культурного и политического развития общества, уровнем жизни населения, политикой государства в конкретный период времени и другими факторами.
|