Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 16. Предложение, закон предложения. Факторы, влияющие на предложение
Под предложением следует понимать совокупность товаров и услуг, которые могут быть предложены покупателю в данный период времени. Его можно изобразить в виде графика, показывающего разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.
цена на товар S
S объем продаж 0 (величина предложения) Рис. 4. Кривая предложения
Кривая S показывает, как изменяется величина предложения с изменением цен. Как видно на рисунке 4, эта связь прямая. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта прямая связь между ценой и предложением называется Законом предложения. Он показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большое количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Эта истина диктуется конечной целью фирмы - получением наивысшей прибыли. К основным неценовым факторам предложения относятся: - Цены на ресурсы. Существует прямая связь между ценой на ресурсы и издержками производства. Чем выше цены на ресурсе, тем выше издержки. Это значит, что при стабильных ценах на готовые продукты, производитель будет получать меньше прибыли. Поэтому рост цен на ресурсы – увеличивает предложение, и напротив, снижение цен на ресурсы – увеличивает предложение. - Технология. Совершенствование технологии означает рост производительности труда. Это значит, что издержки производства на единицу продукции уменьшаются, и согласно действию предыдущего фактора – предложение будет расти. - Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки производства и способствует росту предложения. - Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары может побудить производителя увеличивать или уменьшать предложение данного товара (например, при росте цен на пшеницу фермер может сократить производство и предложение картофеля, увеличив при этом производство и предложение пшеницы). - Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем могут ограничить предложение его в настоящее время (например, в результате засухи и низкого урожая пшеницы фермер может не спешить с ее продажей, так как в будущем явно ожидается повышение цены на этот вид продукта). Предложение пшеницы в данный период будет снижаться. - Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы чем больше поставщиков, тем больше рыночное предложение, и наоборот, чем меньше поставщиков товара на рынок, тем меньше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль новых фирм предложение будет расти; по мере выхода фирм из отрасли предложение будет сокращаться.
|