Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 18. Эластичность спроса по цене. Взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки продавца
Спрос и предложение разных товаров по-разному чувствительны к изменению факторов, их определяющих. Степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам обозначается понятием эластичность. Эластичность спроса по цене – это интенсивность реакции спроса на изменение цены. Она показывает, как интенсивно изменяется спрос при изменении цены или на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%. Математически это выглядит так:
Относительное изменение объема спроса ЕD = Относительное изменение цены
Варианты эластичности спроса по цене: Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы. Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы. Спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение продаж товаров. При единичной эластичности коэффициент равен единице. Существуют также два крайних состояния эластичности, которые в чистом виде в экономике практически не встречаются. Если при изменении цены спрос покупателей никак не меняется, то принято говорить об абсолютно неэластичном спросе. Как бы ни меняли продавцы цену, покупатели всегда приобретают одно и то же количество продукции. Эластичность спроса в этом случае равна нулю, а на графике кривая спроса представлена в виде вертикальной линии. Спрос на некоторые товары приближается к состоянию абсолютной неэластичности. В качестве примера можно привести соль, медикаменты и ряд других товаров. Если от лекарства зависит жизнь человека, то он купит его за любые деньги. Именно поэтому во многих странах цены на лекарства регулируются государством, существует система медицинского страхования. Другим крайним состоянием является бесконечная эластичность, когда │ ЕD│ = + ∞. В этом случае спрос очень чутко реагирует на цену и при изменении последней либо увеличивается до бесконечности, либо падает до нуля. Эластичность спроса по цене зависит от следующих факторов: 1. Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар. 2. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар. 3. Чем больше ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на этот товар. 4. Спрос становится более эластичным с течением времени. Например, резкое повышение цены на ресурсы не сможет сразу привести к такому же резкому снижению спроса на них со стороны предпринимателей. Им потребуется время, чтобы закупить новое ресурсосберегающее оборудование. Только тогда их спрос на эти виды ресурсов станет более эластичным. Эластичность спроса по цене на товар – показатель, который имеет большое практическое значение для производителя. Он помогает правильно выбрать цену и принимать рациональные решения по поводу ее изменения. Выручка продавца равна Q х P. Если рассматривать эту формулу абстрактно (чисто математически), то из нее следует, что увеличение цены увеличивает выручку. Но экономически это не так. Выручка увеличивается только в случае неэластичного спроса на товар. Производителю действительно выгодно повышать цену. В случае же эластичного спроса производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать. И наоборот, если он повысит цену, его выручка резко уменьшится.
|