Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 23. Типы рыночных структур и их характеристика
По степени влияния фирмы на рынок своей продукции различают совершенную и несовершенную конкуренцию и соответствующие им типы рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции – это экономическая модель, в которой никто не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара. Отличительные черты совершенно конкурентного рынка: - число фирм на рынке очень большое; - продукция конкурирующих между собой фирм однородна (стандартизована); больших различий в уровне качества нет; - контроль над ценами отсутствует, поскольку каждая фирма производит очень незначительную часть общего объема производства; цена стихийно формируется рынком, а производителю остается только «согласиться» с ценой; - условия вступления или выхода из отрасли легкие, нет каких-либо серьезных правовых, организационных, финансовых, технологических ограничений. Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. С известной долей условности свободной можно считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины XIX в. Черты чистой конкуренции сегодня характерны в основном для мелкого сельского хозяйства, фондовой биржи, рынка иностранных валют. Примером такого рынка является рынок зерна. Монополистическая конкуренция, олигополия и абсолютная (чистая) монополия отличаются несовершенством конкуренции. Черты рынка монополистической конкуренции: - число фирм относительно большое; - конкурирующие фирмы производят дифференцированную продукцию; - контроль каждой фирмы над ценой небольшой; - относительная легкость вступления фирм в отрасль. Признаки монополистической конкуренции в наиболее чистом виде наблюдаются в розничной торговле и легкой промышленности. Олигополия (дословно – «несколько продавцов»), отличается следующим: - на рынке доминирует несколько крупных фирм (от 2 до 20); - производится однородная и дифференцированная продукция; - контроль над ценой высокий, цены устанавливаются по принципу лидерства; - наличие барьеров при вхождении в отрасль (эффект масштаба, контроль над стратегическим сырьем, расходы на рекламу). Олигополия типична в производстве важнейших металлов, электротехнике, электронной промышленности. Чистая монополия (от греч. «один продаю») – антипод чистой конкуренции. Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям: - выпуск товара всей отрасли контролируется одним производителем; - производимый товар является особым и не имеет заменителей - абсолютный контроль над ценой; - доступ на рынок для конкурентов закрыт. Черты чистой монополии можно наблюдать у местных предпринимателей общественного пользования, в небольших населенных пунктах с одним универмагом, одной телефонной станцией и т.д. В реальной экономике любой страны, как правило, не удается найти в чистом виде только свободную конкуренцию или абсолютную монополию. Но эти два понятия в различных сочетаниях являются основой наиболее типичных рыночных структур.
|