Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 26. Положительные и отрицательные аспекты монополии. Антимонопольное законодательство.
Однозначно оценить монополию и ее роль в экономике нельзя, у нее есть свои «плюсы» и «минусы». Положительные стороны: 1. Продукция монополии, как правило, отличаются высоким качеством. Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы. 2. У монополия больше средств для развития научно-технического прогресса в своем производстве, поскольку внедрение достижений научно-технической революции требует крупных материальных затрат. Отрицательные стороны: 1. За счет рыночной власти и благодаря монопольной цене фирма, получая больше прибыли, ограничивает выпуск продукции, в условиях ослабления или отсутствия конкуренции она теряет стимул для повышения эффективности производства за счет научно-технического прогресса. Отсюда возможность застоя и торможения НТП. 2. Усиление в обществе неравенства в доходах. Оно также связано с монопольным завышением (занижением) цен и сверхприбылями, так как их получение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения. 3. Опасность для демократии как в экономике, так и в политике. Анализ отрицательных и положительных аспектов в монополии показывает, что монополия – это не «абсолютное зло», а элемент рыночного механизма. В силу этого задача государства состоит не в искоренении монополии, а в нахождении разумного для общества сочетания монополии и конкуренции. Решается это с помощью антимонопольного законодательства. Начало антимонопольному законодательству было положено в США в период бурного образования монополий. Главные акты этого законодательства: § закон Шермана (1890 г.) о незаконности картельных соглашений; § закон Клейтона (1914 г.) о запрещении дискриминации в торговой политике; § закон Робинсона-Патмана (1936 г.) о запрещении дискриминации в ценах; § закон Целлера-Кефовера (1950 г.) о контроле над слияниями компаний. Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль за ценами и контроль за слиянием компаний. Основным законодательным актом, охраняющим свободу конкуренции в России, является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями и дополнениями). Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
|