Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
З' ц), шипящих(ш, ж, ч, щ), сонорных(л, л' р, р’), звонких (в, б, д, г).
Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все данные записывает в тетрадь. Когда обследование закончено, он составляет сводную таблицу состояния речи детей всей группы, отмечая и результаты работы над речью детей в течение всего года. Занятия В средней группе продолжается работа по развитию речедви-гательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию. Уделяется внимание развитию фонематического слуха как одного из компонентов речевого слуха. Детей учат сравнивать фонемы, обращая их внимание на основные признаки фонем. Продолжается работа по развитию речевого дыхания: на одном выдохе дети произносят фразу из четырех-пяти слов. Вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание. Развивают мелодико-интонационную сторону речи. Совершенствуют и дифференцируют движения губ, языка. Отрабатывают основные движения артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения всех звуков родного языка, а также уточняют произношение свистящих звуков. Большое внимание уделяют отработке движений языка, от
дифференцированности и точности которых зависит правильное произношение различных звуков: 1. Правильное произношение шипящих звуков ш, ж, ч, щ сонорных л, р требует движения языка вверх, которое можно отработать, уточняя и закрепляя звуки г, д, н. 2. Для четкого произношения звуков должна быть подвижна не только передняя часть языка, но и задняя. Этому способствует уточнение и закрепление звуков к г, х, ы. В средней группе проводится отработка следующих звуков: н, г, д, к, г, х, ы, с, с', э, э', ц. Отработка звуков н, т, д, к осуществляется в 3 этапа: 1. Подготовка артикуляционного аппарата, способствующая правильному произношению звука. Цель — тренировка артикуляционного аппарата. 2.Уточнение произношения данного звука. Цель: а) тренировка артикуляционного аппарата; б) уточнение произношения данного звука (у кого он имеется); в) вызывание звука (у кого его нет). 3. Закрепление произношения данного зву-к а. Цель: а) уточнение произношения звука в словах; б) улучшение словопроизношения у ребенка; в) увеличение активного словаря. Работу над звуками т, г, х, ы проводят в 2 этапа: 1.Уточнение произношения данного звука. 2. Закрепление произношения данного звука. Специальной подготовки артикуляционного аппарата для произношения звуков г, г х не требуется, так как их артикуляция совпадает с артикуляцией звуков н д к. Артикуляция звука г такая же, как н, д (эти звуки переднеязычные); г, х — как к (звуки заднеязычные). В средней группе у детей отрабатывают и правильное произношение свистящих звуков с с' з, з' ц. Для этих звуков необходимы 3 этапа работы: 1. Вызывание звука и уточнение его произношения. Цель — уточнить произношение звука у ребенка, если звук уже имеется, или вызвать у тех, у кого его нет. 2. Закрепление произношения звука в словах. Цель—добиться введения правильного звука в слова. 3. Закрепление произношения звука во фразовой речи. Цель — добиться введения правильного звука во фразовую речь. Кроме того, в средней группе предусматриваются игры для развития речевого дыхания, речевого слуха и голоса. Все этапы работы над каждым звуком и игры организуются со всей группой в течение года еженедельно. Каждый этап работы проводят отдельно. Их планируют или как самостоятельные занятия (чаще это закрепление произно- 167 шения данного звука), или как часть занятия по родному языку (чаще это работа по подготовке артикуляционного аппарата и вызыванию звука). Ознакомление детей с основными органами артикуляционного аппарата (проводится как целое занятие) Тема. Знакомство с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями. Цель. 1. Вспомнить с детьми основные органы артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, нёбо, кончик языка), основные движения языка (поднимать вверх, опускать вниз, делать движения к углам рта). Ознакомить детей с бугорками за верхними зубами и научить делать язык широким, тонким. 2. Уточнить представления детей о движении языка в полости рта и вне ее: вверх, вниз, вправо, влево. Краткое описание Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Я расскажу вам сегодня очень интересную историю. Сядьте прямо, посмотрите на меня. Скажите, дети, у вас есть язычки? («Да».) А где они находятся? («Во рту».) Правильно! Язык у вас находится во рту. Рот — это домик языка. Домик открывается и закрывается. Посмотрите! Я буду открывать и закрывать домик. (Воспитатель медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки, верхние и нижние зубы обнажены.) А теперь скажите, чем домик закрывается? («Домик закрывается зубами».) Правильно! Зубы крепко закрывают домик и не выпускают язычок на улицу. Нижние зубы — это крылечко. Найдите языком нижние зубы. Давайте все вместе закроем и откроем домик язычка. Улыбайтесь, закрывайте домик так, чтобы зубы были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение.) В домике есть и потолок. Найдите его, дети, погладьте язычком. Около верхних зубов, где начинается потолок, есть бугорки, найдите их, коснитесь кончиком языка. А скажите, для чего нам нужен язык? Что мы делаем языком? («Едим, говорим».) Правильно! Но чтобы хорошо говорить, язык должен многое уметь делать. Он умеет быть широким, тонким. Посмотрите, какой у меня язык. (Воспитатель показывает широкий язык, который без напряжения лежит на нижней губе и своими боковыми краями касается уголков рта. Потом он вызывает детей, умеющих делать язык широким, и обращает внимание всех на форму языка.) Помните, в сказке «Волк и семеро козлят» кузнец волку ковал тоненький голосок? Мы с вами тоже будем ковать, только не голосок, а язычок, чтобы он стал широким и тонким. Посмотрите!» Воспитатель закусывает широкий, тонкий, не напряжен-
ный язык зубами и медленно, раздельно говорит: «та-та-та». Дети повторяют за ним упражнение. При произнесении слога та язык сам по себе принимает широкую форму. Затем воспитатель кладет широкий язык между губами и говорит: «па-па-па». Дети повторяют. «А теперь скажите так: Мы прижмем язык зубами — та-та-та, А теперь прижмем губами — па-па-па». Он следит за тем, как дети выполняют упражнение, потом предлагает: «А теперь послушайте, дети, сказку о веселом язычке. Мы будем делать те же упражнения, что делал язычок. Жил-был язычок в своем домике, никуда не выходил. Наконец, надоело ему сидеть дома без дела. Захотелось ему поиграть и порезвиться. Открыл он сначала одну дверку (губы), потом вторую (зубы), высунул широкий кончик и опять спрятался в домик. Выбежал из домика — спрятался в домик. Сначала язычок бегал медленно, а потом забегал взад-вперед все быстрее и быстрее, как будто котенок молоко лакает. Устал он и остановился отдохнуть, высунулся из домика и греется на солнышке. Вдруг подул ветер, и язычок убежал в домик, закрыв все двери. Утих ветер, и опять язычок выбежал из домика. Очень любопытный был язычок! Выбежал на улицу и посмотрел направо, потом налево, посмотрел вверх и вниз. Надоело ему гулять, и он вернулся в свой домик, закрыр все двери». Методические указания. Следить за положением органов артикуляционного аппарата и выполнением движений каждым ребенком. Отмечать, с кем необходимо провести дополнительные индивидуальные занятия. Развитие речевого дыхания Тема. Выработка дифференцированного дыхания. Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Предшествующая работа. Детей учили производить вдох и выдох ртом. Подготовительная работа. Воспитатель подбирает картинки, на которых изображены ныряющие и прыгающие с вышки дети. Упражнение «Ныряльщики» Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнения не больше двух-трех раз. Звук г. Описание правильной артикуляции а) губы находятся в положении следующего за г гласного; б) зубы сближены» но не сомкнуты; в) передняя часть спинки языка при произнесении г в сочетании с гласными а, о, у, ы (твердый звук г) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует смычку, взрываемую выдыхаемой струёй воздуха. При произнесений т в сочетании с гласными я, е, ё, ю, и (мягкий звук т) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен; г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; д) голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется (см. рис. на заднем форзаце).
|