Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 16 грамматический строй речи. Особенности и закономерности усвоения грамматического строя речи детьми раннего и дошкольного возраста.
Грамматика — это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения. Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т. е. в развитии связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка; на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. К.Д.Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений. Связи между предметами и явлениями ребенок познает в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. Морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около 1г. 11мес.). Расчленение слов охватывает ряд категорий у существительного — единственное и множественное число, именительный, винительный, и родительный падежи, глагольные категории (повелит, наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время). Раньше всего ребенок усваивает число существительных (1г. 10мес.), а также разницу между уменьшительными и неуменьшительными существительными: столик — стол. Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребенка большое значение. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространством (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно (2г. 10 мес.) усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается не путем механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных. А вот период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений происходит в возрасте от 3 до 7 лет, где усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже — система чередований в основах. И наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3л. 6мес.—4 л. до 5л.6 мес.—6л. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.
|