Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 20 понятие звуковой культуры речи. Особенности усвоения детьми компонентов звуковой стороны речи.
Воспитание звуковой культуры — одна из важных задач развития речи в детском саду, так как дошкольный возраст наиболее сензитивнен для ее решения. Воспитание звуковой культуры предполагает: - формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата; - воспитание орфоэпически правильной речи — умение говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения; - формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой, силой голоса, темпом, ритмом речи, паузами, интонациями. Ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании; - выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом; - воспитание культуры речевого общения как части этикета. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками Процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан в работах А.Н.Гвоздева, В.И.Бельтюкова, Д.Б.Эльконина, М.Е.Хватцева, Е.И.Радиной1. Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б.Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой — первые самостоятельные слова. Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. Н.X.Швачкин назвал этот этап «дофонемное развитие речи». В 10—11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период «фонемного развития речи». К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале отделяются гласные звуки от согласных. Далее дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные — шумным, глухие — звонким, твердые — мягким и т. д. Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Большое значение имеет изучение смены «звуков-заместителей». А.Н.Гвоздев считал, что отсутствующие в произношении звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка. Система замены одних звуков другими базируется на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже — по способу образования. Согласные, подчеркивал М.Е.Хватцев, дифференцируются постепенно через переходные звуки, например с переходит в ш через стадии: с — сь — ш. Дети при переходе к правильному произношению звуков начинают пользоваться ими в нужных и ненужных случаях, заменяя ими даже те звуки, которые сами были заместителями первых. Овладев произношением звука ш (раньше произносился с), ребенок говорит «шобака», «волоши». М. Е. Хватцев объясняет это явление «переупотребления» или обратной замены звука тем, что вновь приобретенный звук на некоторое время становится сильным раздражителем — доминантой и вследствие недостаточной еще дифференциации с заместителем последний вытесняется даже из законно занимаемых им мест. К трем годам ребенок овладевает всей системой звуков языка. Труднее ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки. Важными предпосылками овладения чистым звукопроизношением в дошкольном возрасте являются соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха, дополняемые особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремлением овладеть ими. Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольному возрасту сформирован, но имеет особенности. Одной из важных предпосылок формирования речи является способность ребенка к подражанию. Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Подражание звукам речи возникает во втором полугодии первого года жизни, особенно интенсивно оно развивается на втором году. В 8—9 мес. можно развить такое подражание, когда ребенок способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10—11 мес. возникает умение повторять за взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете. Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка: соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата; высокая пластичность нервней системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше пяти лет, утверждает Е.Ф.Рау, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка.
|