![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выявление проблем и работа с семьями СОП
Если школьный учитель работает с ребенком на этапе обнаружения проблемы, то далее решение вопроса переходит в руки социальных работников, деятельность которых направлена непосредственно на работу с каждой отдельной семьей. Деятельность социальных работников состоит из следующих этапов: · сбор и анализ информации об асоциальных семьях; · постановка социального диагноза (выявление основных проблем семьи, находящейся в социально опасном положении, определение их показателей и причин возникновения); · выбор способов воздействия и планирование работы с семьей; · практическая работа по оказанию помощи семье Основные силы должны быть направлены на восстановление оспитательной функции семьи. В этих целях могут использоваться такие педагогические подходы как развитие семейной инфраструктуры, создание установки на счастливое будущее, вовлечение семьи в культурно-досуговую деятельность В целом, алгоритм действий социального работника по выведению семьи из социально опасного положения состоит из следующих этапов: · проведение первичного обследования жилищно-бытовых условий семьи, осуществляется сбор информации о семье, выявляются потребности; · подготовка акта обследования с заключением о наличии социально пасного положения несовершеннолетних, семьи, учетная карта, копии документов членов семьи; · проведение социально-психологической, социально-педагогической, социально-бытовой, социально-правовой, социально-медицинской, социально-экономической, социокультурной реабилитации; · анализ работы с семьей, в котором прописывается результат и предложения куратора о том, вывести семью, либо оставить в банке СОП; · осуществление патронажа семей и несовершеннолетних.
Законодательство РФ определяет границы функциональной ответственности для государственных, региональных и муниципальных служб, занимающихся работой с семьями с детьми, находящимися в социально опасном положении. В частности, Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» содержит в себе перечень организаций, оказывающих поддержку детям и семьям, находящимся в зоне социального риска, а также определяет границы деятельности этих структур. Мы провели анализ текста данного закона методом построения матрицы функционального соответствия. Сопоставив частные и универсальные функции организаций, мы произвели их группировку и выделили 9 типов функций. 1. Профилактика и выявление безнадзорности семей с детьми в СОП. 2. Соблюдение прав и свобод несовершеннолетних. 3. Меры по реабилитации и адаптации несовершеннолетних. 4. Устройство несовершеннолетних в СОП в государственные учреждения. 5. Социальные и психологические услуги семьям с детьми в СОП. 6. Медицинские услуги и сопровождение несовершеннолетних. 7. Обучение несовершеннолетних. 8. Профессиональная ориентация и трудоустройство несовершеннолетних. 9. Организация досуга и просвещения несовершеннолетних в СОП.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав призваны осуществлять комплекс мер по координации системы учреждений, реализующих деятельность по профилактике правонарушений среди лиц, не достигших 18-ти лет, их безнадзорности и беспризорности. Комиссия разрабатывает и внедряет механизмы по выявлению случаев социально опасного положения детей, анализу средовых факторов, влияющих на антиобщественное поведение несовершеннолетних, а также предлагает меры по минимизации негативных условий. Среди зоны ответственности данного института контроль социально-педагогической реабилитации детей и защиты их законных прав и интересов (Федеральный закон № 120, 2014, ст. 11).
Органы управления социальной защитой населения реализуют контролирующую функцию над сетью специализированных учреждений помощи несовершеннолетним, оказавшимся в социально опасном положении, принимают меры по успешному функционированию и развитию данной сети. Учреждения социального обслуживания осуществляют непосредственную работу с индивидуальными случаями социально опасного положения семей с детьми начиная от их выявления и ведения случая до его завершения. В частности, посредством оказания социальных услуг по организации оздоровления, отдыха и досуга детей, развития их творческого потенциала. К системе учреждений социального обслуживания отнесены: · территориальные центры социальной помощи семье и детям; · центры психолого-педагогической помощи населению; · центры экстренной психологической помощи; · иные учреждения социального обслуживания (Там же, ст. 12.2). Органы, осуществляющие управление в сфере образования осуществляют координационную, контролирующую и методическую функции по обеспечению и развитию деятельности сети учреждений, реализующих образовательную и педагогическую работу с детьми в социально опасном положении Организации, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно реализуют комплекс мер по профилактике и выявлению детей в социально опасном положении в рамках образовательных учреждений, а также по предупреждению случаев правонарушений среди несовершеннолетних. Основными механизмами работы являются социальносихологическая и педагогическая помощь, и обеспечение работы досуговых кружков и секций – технической, спортивной и иной направленности (Там же, ст. 14.2).
Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рамках своих полномочий осуществляют меры по обеспечению развития и социализации несовершеннолетних, чьи родители умерли, признаны недееспособными, находятся в состоянии длительной болезни, ограничены в родительских правах либо лишены их, находятся в специализированных учреждениях Органы опеки и попечительства являются органами исполнительной власти на уровне субъектов федерации и выполняют функции по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Лишь с официального разрешения органов опеки и попечительства возможны переводы несовершеннолетних из одной организации в другую, передача в приемную или замещающую семью. Органы по делам молодежи призваны принимать активное участие в процессе профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших 18-ти лет, в плане подготовки целевых программ, организации и проведения профилактических мероприятий. Более того, органы по делам молодежи разрабатывают методические рекомендации для учреждений социальной помощи и других организаций, работающих с молодежью, и осуществляют поддержку детских и молодежных общественных объединений. Сейчас в нашей стране существуют следующие типы подобных учреждений: · социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи; · центры социально-психологической помощи молодежи; · центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи; · молодежные клубы и иные учреждения (Федеральный закон № 120, 2014, ст. 17). Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, включают в себя следующие типы организаций: · социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, реализующие программы по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних и меры по социальной реабилитации детей в социально опасном положении; · социальные приюты для детей, принимающие на содержание несовершеннолетних, оказавшихся в ТЖС. Данные учреждения предоставляют этой категории детей экстренную социальную помощь, в том числе временное проживание в государственном учреждении и услуги по реабилитации; · центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, созданы для временного содержания детей, чьи родители (законные представители) умерли, ограничены или лишены родительских прав, а также принимают необходимые меры по организации устройства таких детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные и за- мещающие семьи (Там же, ст. 13). Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел осуществляют консультационную, профилактическую и процессуальную деятельность в отношении несовершеннолетних, их родителей (иных законных представителей) и должностных лиц, ответственных за воспитание, обучение и содержание лиц, не достигших 18-тилетнего возраста в сфере нарушения прав и интересов детей, их противоправных антиобщественных действий, административных и иных видов правонарушений. Подобные подразделения ведут учет и осуществляют розыск несовершеннолетних, а также взаимодействуют с другими заинтересованными органами и сообщают о фактах совершенных правонарушений и их социальном контексте (Там же, ст. 21). Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в рамках своих полномочий принимают на срок до 30 дней лиц, не достигших 18-тилетнего возраста, совершивших противоправные деяния, на содержание. Осуществляют меры по профилактике рецидивных правонарушений среди данной категории несовершеннолетних, участвуют в устройстве правонарушителей в специализированные учреждения (Там же, ст. 22). Иные подразделения органов внутренних дел призваны осуществлять комплекс мер по профилактике, выявлению и раскрытию преступных действий лиц, не достигших 18-ти лет. В том числе важным является определение формы организации данной деятельности (организованные преступные группы) и возможных сообщников и «наставников» (Там же, ст. 23). Учреждения уголовно-исполнительной системы в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения, либо подозреваемых в их совершении, реализуют право детей на медицинскую помощь, образование и социально-психологическую адаптацию. Учреждениями данного типа являются, например, уголовно-исполнительные инспекции, следственные изоляторы и воспитательные колонии (Там же, ст. 23.1). Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ выявляют и предупреждают противоправное поведение несовершеннолетних, а также их вовлечение в деятельность по производству, распространению и употреблению наркотиков (Там же, ст. 23.2). Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа осуществляют деятельность по воспитанию, обучению и содержанию детей от 8 до 18-ти лет. В подобные учреждения помещаются несовершеннолетние по официальному указанию комиссий по делам несовершеннолетних, решению суда, а также заключению медико-педагогической комиссии о том, что они нуждаются в «специальном педагогическом подходе» (Там же, ст. 15). Органы управления здравоохранением осуществляют ряд важных функций по поддержке детей в социально опасном положении и профилактике заболеваний. Во-первых, на базе специализированных медицинских учреждений данные органы принимают на содержание, выхаживание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 4-х лет. Во-вторых, координируют и осуществляют меры по развитию системы учреждений, которые специализируются на оказании психиатрической и наркологической помощи детям и подросткам. В-третьих, проводят информационно-просветительские кампании среди детей, подростков и молодежи, а также их родителей, о пользе здорового образа жизни и базовых знаний о гигиене и профилактике различных заболеваний (Там же, ст. 18). Органы службы занятости осуществляют мероприятия по трудоустройству несовершеннолетних, оказавшихся в ТЖС, организуют процесс профориентации подростков (Там же, ст. 19). Другие органы и учреждения, реализующие программы профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, в рамках профилей своей деятельности организуютотдых, оздоровление и досуг детей до 18-ти лет, приобщают их к национальной и мировой культуре, развивают личностный потенциал. К таким учреждениям законодатель относит: · органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма; · уголовно-исполнительные инспекции; · федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (прикрепляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, к воинским частям в статусе воспитанников) (Федеральный закон № 120, ст. 24). Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка. Подобные должности существуют в каждом субъекте федерации. Институт уполномоченных по правам ребенка на местах призван осуществлять мониторинг соблюдения прав и законных интересов детей (в частности путем проведения проверок законности деятельности должностных лиц, работающих с детьми), защищать и восстанавливать нарушенные права, осуществлять мероприятия по информированию детей, родителей и должностных лиц о принципах защиты прав ребенка в нашей стране (Официальный сайт Уполномоченного…).
Восстановительные технологии ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ · Низкая цена жизни · Социализация на насилии · Дефицит толерантности (культивация агрессии, ксенофобии, нетерпимости и пр.) · Закрытость общества (дефицит культуры общения, передачи знаний и разрыв культурных связей и традиций между поколениями) · Неразвитость социологии, социометрии, социостатистики
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ · Ослабление · Дефектность · Потеря · Социализирующих функций СЛАБАЯ ИННОВАЦИОННАЯ КРЕАТИВНОСТЬ
СИМПТОМЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ · употребление психоактивных веществ (алкоголь, наркотики) · прекращение посещения учебного заведения · уход из семьи · совершение правонарушения (преступления)
ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ РЕБЁНКА · Проблемы социоадаптации личности · Нарушение прав ребенка · Свойства (дефекты) политики: • запаздывающая реактивность • слабая рефлексивность • паллиативность • репрессивность · Условия, необходимые для благополучия в семье · Равноправие (полноправие, толерантность, уважение, взаимная ответственность) · Разумное отсутствие тайн · Безопасность (соразмерная защита) · Материальное благополучие · Жилищные условия
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ · Интеллектуально-духовное (ценностные: базис и ориентиры, цель-средства)+«школа» (5 задач) · Физическое (здоровье, спорт, культура) · Сексуальное (этика, семья) · Социальное (семья, поколения, коммуникация, самореализация)
ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА · Закрытость института · Опаздывание к проблемам семьи · Репрессивная реакция · Искус простых решений · Воздействие на следствие (паллиатив)
ПРИЧИНЫ НЫНЕШНЕГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТСТВА В РОССИИ · Межведомственная разобщенность в деятельности государственных органов и организаций. · Карательный подход (российского правосудия) в отношении несовершеннолетних. · Отсутствие государственной политики в области организации досуга несовершеннолетних (отсутствие досуговой инфраструктуры) · Отсутствие разработанной и признанной государством концепции политики в отношении несовершеннолетних, защиты их прав
ПРИЧИНЫ НЫНЕШНЕГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТСТВА В РОССИИ · Отсутствие концепции деятельности государства для реабилитации несовершеннолетних в опасности, жертв правонарушений и преступлений и несовершеннолетних правонарушителей и преступников · Отсутствие соответствующей системной инфраструктуры: ювенальные судьи, адвокаты, прокуроры, социальные службы · Отсутствие внятной созидательной и социально ориентированной и ориентирующей культурно-информационной, образовательной и просветительской политики · Государственная монополия на осуществление социальной политики в отношении семьи и детства
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСУДИЯ в ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ в РОССИИ · Приоритет карательной функции. · Неразветвленность судебных решений (как правило, альтернатива тюрьме – условное осуждение). · Инерционность судебного процесса (сложность его остановки, изменения процессуальных и методологических подходов).
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСУДИЯ в ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ в РОССИИ · Незначительность участия общества (огосударствление частныхконфликтов). · Неразвитость профессиональной социальной инфраструктуры (отсутствие социальных работников для ресоциализации, других социальных институтов для альтернативных судебным решений). · Несформированность политики органов власти для исправления ситуации.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ · Законность · Персональная адресность · Квалифицированность · Ведомство • Законность (инструкции, собственное выживание, совмещение функций) • Персональная адресность (категориальная адресность или “по заявительному принципу”) • Квалифицированность (межведомственные противоречия, узковедомственное решение) · Суд • Законность • Персональная адресность • Квалифицированность · Специализация (ювенальный суд) · Информированность · Профилактическая функция (ранняя рефлексия, судебная перспектива) · Нерепрессивность (диверсификация видов ответственности) · Социальное насыщение пространства работы с ребёнком (ювенальные технологии) · основные свойства социальной технологии · Измеряемый (ощутимый) позитивный социальный эффект · Тиражируемость полученного результата · Длящийся характер воздействия · Встраиваемость в действующую систему
ЦЕЛИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ · Возможно более глубокий уровень профилактики · Направленность на выработку у целевой группы способности к самообеспечению · Реализация интерактивного субъект-субъектного взаимодействия · Площадки для применения ювенальных технологий · Ребёнок на улице · Ребёнок дома · Ребёнок в школе · Ребёнок в приюте-убежище · Ребёнок в суде · Ребёнок в реабилитационных программах · Ребёнок в местах лишения свободы · Аналитико-координационный менеджмент
Цель: Создание реабилитационного пространства I. Задачи создания реабилитационного пространства в регионе 1. Преодолеть межведомственную разобщенность; 2. Максимально смягчить карательный подход правосудия в отношении несовершеннолетних и усилить диверсификацию судебных решений; 3. Сформировать последовательную краевую политику в области организации досуга несовершеннолетних (создать постоянно расширяющуюся позитивную социальную инфраструктуру);
Защита прав детства в регионе Задачи: 4. Разработать концепцию деятельности краевой власти в области реабилитации: несовершеннолетних в опасности; жертв правонарушений и преступлений; несовершеннолетних в конфликте с законом. 5. Сформировать системную инфраструктуру: судьи- прокуроры- адвокаты -социальные службы; 6. Сформировать внятную созидательную, социально ориентированную (и ориентирующую) информационную, образовательную и просветительскую политику. Защита прав детства в регионе Задачи:
7. Максимально усилить профилактические подходы: профилактика преступности; профилактика рецидива; обучение и самообучение;
8. Расширить участие общественности; 9. Расширить социальную инфраструктуру Защита прав детства в регионе II. Основные принципы построения и функционирования системы Ювенальной Юстиции
1. Приоритет прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего); 2. Открытость и прозрачность процедур деятельности всех институтов системы; 3. Приоритет профилактического подхода; Защита прав детства в регионе Основные принципы:
4. Защита прав, свобод и законных интересов ребёнка специальными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными организациями и НПО; 5. Расширение восстановительного подхода при осуществлении правосудия в отношении детей (несовершеннолетних); Защита прав детства в регионе Основные принципы:
6. Создание условий для всесторонней социализации ребенка, как предпосылки для его выживания и наилучшего развития; 7. Поддержка государством семьи в качестве наиболее благоприятной и естественной среды для воспитания ребёнка (несовершеннолетнего); 8. партнерство государственных органов и МСУ, учреждений и НКО, в ходе реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка; Защита прав детства регионе Основные принципы:
9. Доступность для детей социально-правовой помощи; 10. Создание условий, обеспечивающих деятельность лиц, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних); 11. Создание системы активного взаимодействия с ребенком (несовершеннолетним).
Защита прав детства в регионе
Для эффективности достижения цели и задач необходимо: Не забыть ни одного ребёнка; Строить профилактическую деятельность на основе расширения Позитивного Большинства
|