Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Язык и речь. Отличие языка и речи. Классификация разновидностей речиСтр 1 из 49Следующая ⇒
ББК 81.2Р-7 УДК 4Р+8.085(075.8) Р894 Рецензенты: Л.Ф. Ельцова, канд. фил. наук, заведующая кафедрой латинского языка и русского языка; З.М. Ким, канд. пед. наук, преподаватель кафедры латинского языка и русского языка.
Составители: Г.В. Корнева, канд. пед. наук, доцент кафедры латинского языка и русского языка; Р894 Ю.И. Костюшина, канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры латинского языка и русского языка; Т.В. Гончарова, преподаватель кафедры латинского языка и русского языка; Т.С. Крайнова. Русский язык и культура речи: практикум / сост.Г.В. Корнева [и др.]; ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России. - 3-е изд., испр. и доп. – Рязань: РИО РязГМУ, 2013. – 233 с.
Практикум составлен в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Представленные в нем задания помогут студентам закрепить теоретические знания по культуре речи, овладеть нормами современного русского литературного языка и научиться использовать их в профессиональном и бытовом общении, совершенствовать коммуникативные качества речи, обеспечат свободное владение стилистическими ресурсами русского языка, а также овладеть основами ораторского мастерства.. Практикум предназначен для студентов лечебного факультета и рассчитан на 72 часа.
ББК 81.2Р-7 УДК 4Р+8.085(075.8)
© Г.В. Корнева, Ю.И. Костюшина, Т.В. Гончарова, Т.С. Крайнова, 2013 ©ГБОУ ВПО РязГМУ Минздравсоцразвития, 2013 Предисловие Заберите у меня всё, чем я обладаю, Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету всё, что имел. Даниэл Уэбстер Речевая деятельность занимает очень важное место в жизни человека, особенно на современном этапе, когда возрастает роль звучащего слова, когда востребованность специалистов в значительной степени зависит от наличия у них грамотной речи. Общество, в котором свобода слова стала осознаваться как одна из высших ценностей, пришло к пониманию того, что владение родным языком, умение общаться, вести грамотный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации – важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. В какой бы области ни работал специалист с высшим образованием, он должен быть интеллигентным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве, умеющим четко и ясно выразить свои мысли, привлечь внимание своей речью. Культура речи – это не только непременная составляющая хорошо подготовленных деловых людей, но и показатель общей культуры человека, «визитная карточка человека в обществе» (Винокур Т.Г.). Воспитание и совершенствование речевой культуры - один из важнейших компонентов подготовки специалистов самых различных профессий: юристов, переводчиков, менеджеров, врачей, провизоров. В настоящее время существует целый ряд учебников и учебных пособий по данному курсу. Однако в большинстве своем они содержат теоретический материал, а практическому овладению основами культуры речи в них уделяется недостаточно внимания. Учитывая тот факт, что в ходе изучения курса «Русский язык и культура речи» студенты должны не просто укрепить полученные теоретические знания, но научиться практически применять их для построения разных типов текстов, продуктивного участия в процессе профессионального общения, достижения своих коммуникативных целей, авторы предлагаемого практикума попытались восполнить имеющийся пробел в методическом обеспечении практической направленности курса. Данный практикум составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В целях реализации компетентностного подхода в обучении пособие наряду с традиционными видами и типами упражнений включает в себя комплекс заданий, основанных на активных и интерактивных формах обучения, способствующих формированию значимых компетенций в совокупном ожидаемом результате профессионального образования. Учебный материал каждого раздела направлен на формирование следующих компетенций: - способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5); - способность и готовность овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6); - способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК 1). Практикум построен в соответствии с новыми функциональными ориентациями дисциплины и с учетом различных запросов потенциальных адресатов. Принципиально важно, что во всех разделах практикума представлены материалы, позволяющие построить работу как со студентами высокого уровня языковой и речевой компетенции, так и с теми, кто испытывает трудности в следовании нормам устной и письменной речи или в осуществлении эффективного общения в разных сферах. Практикум состоит из четырех разделов, в которых рассматриваются различные аспекты культуры речи: формы существования языка, соотношение языка и речи, особенности организации эффективной речевой коммуникации, нормы современного русского языка, коммуникативные качества речи, функциональные стили речи, основы ораторского искусства. Особое внимание уделяется научному письменному тексту и языку официальной документации. Каждый раздел содержит разнообразные по характеру и степени сложности задания, а также материал для самостоятельной работы, предполагающий авторизованное изложение ответов на теоретические вопросы курса и формирующий способность и готовность к самореализации. Важно, что в процессе выполнения практических заданий формируются умения работы с лингвистическими словарями и справочниками, вырабатывается внимательное отношение к языку, приобретаются навыки самоконтроля и оценки своих знаний. В учебном издании использовались материалы из популярных сборников по культуре речи, а также задания, составленные авторами на основе типичных речевых ошибок студентов. Кроме обязательных разделов, в состав практикума входит приложение, в которое включены четыре типа словарей: трудные случаи управления, орфоэпический словарь-минимум, краткий словарь паронимов и краткий толковый словарь. Выбор данных словарей продиктован анализом речи школьников, абитуриентов, студентов и призван помочь преодолению в ней ошибок. В конце практикума приводится список рекомендуемой литературы, которая поможет углубить и расширить знания по изучаемым темам.
Раздел 1 Язык как средство общения Язык и речь. Отличие языка и речи. Классификация разновидностей речи
1. Прочитайте фрагмент из книги Д.С. Лихачева «Земля родная». Как автор оценивает роль языка в жизни человека? Что думаете вы по этому поводу? Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! < …> Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в ХIХ в. лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
|