Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведь слово есть знак всего того, что окружает человека, что познано им. С другой стороны, слово отражает результат речемыслительных способностей человека.






6. Распределите выражение на группы, учитывая значение слова язык. Используя данные пословицы, составьте положительную или отрицательную характеристику человека.

1) Рот на распашку, язык на плечо. 2) Язык до Киева доведет. 3) Язык до добра не доведет. 4) Показать язык. 5) Язык без костей. 6) От приветливых слов язык не отсохнет. 7) Бегать, высунув язык. 8) Язык – стяг, дружину водит. 9) Не спеши языком, торопись делом. 10) Как корова языком слизнула. 11) Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет. 12.) Держать язык за зубами. 13) Держать язык на привязи. 14) Языком хоть ноги лижи, а руки покороче держи. 15) Никто за язык не тянет. 16) Язык поит и кормит и спину порет. 17) Бог дал два уха, а язык один. 18) Языком и лаптя не сплетешь. 19) Языком капусту не шинкуют. 20) От языка не уйдешь, язык везде достанет. 21) Языком плетет, что коклюшками. 22) И шьет и порет, и лощит и плющит – и все языком. 23) Без языка – и колокол нем. 24) Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

7. Определите, какие фразеологические единицы имеют значение: 1) не говорить лишнего, молчать; 2) достигать договоренности; 3) становиться болтливым, разговорчивым; 4) бояться, не хотеть; 5) не мочь что-то сказать.

Язык не поворачивается; язык отнялся; язык без костей; находить общий язык; держать язык за зубами; прикусить язык; распускать язык; болтать языком; проглотить язык; язык прилип к горлу; развязать язык; чесать языком; придержать язык; держать язык на привязи.

Значение слова определяется его способностью участвовать в образовании новых слов. Слово язык оказалось очень активным, от него образованно, по данным «Словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова, 84 слова. Вот сколько различных понятий прямо или косвенно соотносится с понятием о языке.

8. Прочитайте диалог Неизвестного с Иваном Бездомным из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Какие функции языка реализует в речи каждый из партнеров по общению?

Итак, неизвестный погрозил Ивану пальцем и прошептал: «Тссс!»

Иван спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.

Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошел в комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.

Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шепотом осведомился: «Можно присесть?» — и, получив утвердительный кивок, поместился в кресле.

- Как же вы сюда попали? - повинуясь сухому грозящему пальцу, шепотом спросил Иван. - Ведь балконные-то решетки на замках?

- Решетки-то на замках, - подтвердил гость, - но Прасковья Федоровна - милейший, но, увы, рассеянный человек. Я стащил у нее месяц тому назад связку ключей и, таким образом, получил возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда навестить соседа.

- Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко? - заинтересовался Иван.

- Нет, - твердо ответил гость, - я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда. - И после паузы он добавил: - Итак, сидим?

- Сидим, - ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца.

- Да... - тут гость вдруг встревожился, - но вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или какой-нибудь иной крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?

- Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, - мужественно признался преображенный поэт.

- Основание? - строго спросил гость.

- Да, признаться, без основания, - сконфузившись, ответил Иван.

- Безобразие, - осудил гость Ивана и добавил: - А кроме того, что это вы так выражаетесь: по морде засветил? Ведь неизвестно, что именно имеется у человека, морда или лицо. И, пожалуй, ведь все-таки лицо. Так что, знаете ли, кулаками... Нет, уж это вы оставьте, и навсегда.

Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился:

- Профессия?

- Поэт, - почему-то неохотно признался Иван.

Пришедший огорчился.

- Ох, как мне не везет! - воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил: - А как ваша фамилия?

- Бездомный.

- Эх, эх...— сказал гость, морщась.

- А вам что же, мои стихи не нравятся? - с любопытством спросил Иван.

- Ужасно не нравятся.

- А вы какие читали?

- Никаких я ваших стихов не читал! - нервно воскликнул посетитель.

- А как же вы говорите?

Ну, что ж тут такого, - ответил гость, - как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?

- Чудовищны! - вдруг смело и откровенно произнес Иван.

- Не пишите больше! - попросил пришедший умоляюще.

- Обещаю и клянусь! - торжественно произнес Иван.

Клятву скрепили рукопожатием, и тут из коридора донеслись мягкие шаги и голоса.

- Тсс, - шепнул гость и, выскочив на балкон, закрыл за собою решетку.

Если бы вы не читали роман, вы бы смогли предположить, что этот диалог происходит в сумасшедшем доме?

9. Ознакомьтесь со статьей «Язык и речь» из «Энциклопедического словаря юного филолога». О каких отличиях речи от языка в ней говорится? Для кого предназначена эта статья? Какие приемы использовал автор для раскрытия понятий? Насколько удачно они использованы?

Представим себе конвейер. С конвейера все время сходят новые часы, только что собранные. Для этого нужны, во-первых, какие-то части, заранее заготовленные (они делаются не на этом конвейере), и, во-вторых, умелая сборка готовых частей по известным правилам. Правила могут быть где-то записаны, но важнее, что они есть в головах сборщиков. И правила для всех одинаковые: все сборщики собирают часы одного типа.

Некоторые часы (большинство) отвечают стандарту, идут точно, другие будут работать с капризами; встречается, наверное, и брак. Этот конвейер с часами - аналогия речи. Речь - явление конкретное. В какую-то секунду Алексей Семенович Подушкин сказал: «Сейчас буду дрова колоть». Прибор записал звуки этого высказывания. Запись отразила индивидуальный голос Алексея Семеновича (густой бас с хрипотцой); он сказал «сейчас» как [ща]: «Ща буду дрова колоть» (это в живой речи встречается).

Чтобы быть понятым, Алексей Семенович должен все звуки, слова, грамматические конструкции строить по определенным правилам. Он может хорошо владеть правилами, но может и ошибаться (как сборщики на конвейере); он может одни приемы «сборки» предпочитать другим, а некоторые вообще не употреблять.

Речь - это производство конкретных высказываний, которые могут быть во всей своей конкретности записаны магнитофоном (звуковая сторона), вместе с ситуацией запечатлены звуковым стереокино (это даст ключ к значению высказывания). Речь - это конкретные часы (высказывания) на конкретном конвейере (мыслительный и речевой аппарат человека).

А язык? Это те правила, по которым идет сборка, это тот план выбора нужных частей, которые используются как готовые, - они образованы тоже по каким-то правилам до речевого конвейера...

Слово в речи - вот это слово, сейчас (или вчера) сказанное. Слово в языке - это отвлеченный, но действенный образец, который определяет производство слова в речи. Это нечто абстрактное, но проявляющееся в конкретном. «Языком можно владеть и о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя и слышать в прямом значении этого слова». (А. А. Реформатский)

Звуки, интонационные типы, слова, устойчивые выражения есть и в речи, и в языке. А словосочетания и предложения - принадлежат ли языку? Но нельзя же думать, что где-то в нашем сознании есть склад всех возможных предложений и мы, когда говорим, извлекаем их из этого склада. Но надо ли считать, что они целиком только - в речи?.. Нет, это все-таки не так.

Известный юморист Аркадий Бухов писал в 30-е гг. о плохом качестве замко́ в: они ненадежны, их легко можно открыть шпилькой, гвоздиком, булавкой, прутиком, пальцем и пирожным эклер. Наверное, никто до Бухова не употреблял словосочетания: открыть (чем?) пирожным. Это - факт его речи, речи шутника-балагура. Только речи? Но такое сочетание возможно лишь потому, что есть модель, отвлеченный образец: глагол + существительное в творительном падеже со значением орудия действия. Эта модель — достояние языка. Она «заготовлена» до речи и направляет построение речи. Значит, модели, образцы, схемы словосочетаний и предложений существуют в языке; в речи они наполняются конкретным словесным материалом.

Речь влияет на язык. В речи появляются новшества, вначале - как ошибки, потом некоторые из них (немногие) становятся частыми, проникают в языковую систему и преобразуют ее.

10. Напишите сочетания только со словом язык; только со словом речь; сочетания с обоими словами.

Специальный, общий, сигнальный, культурный, разговорный, научный, смешанный, политический, вульгарный, общепринятый, тайный, непонятный, поэтический, индивидуальный, особый, точный, технический, родственный, национальный, письменный, детский, профессиональный.

11. Сгруппируйте сочетания со словом речь, учитывая их значение.

Речь чужая, стихотворная, диалектная, поэтическая, нейтральная, ораторская, образная, грубая, медленная, авторская, прямая, косвенная, развязная, диалогическая, уважительная, монологическая.

12. Прочитайте пословицы и поговорки со словом речь. Объясните их значение. Подготовьте выступление на любое из выбранных вами изречений.

1) Речи слышали, да дела не видели. 2) Речи, что снег, а дела, что сажа. 3) Речи, что мед, и дела, что полынь. 4) Не о том речь, что некуда лечь, а о том речь, что нечего печь.5) Глупая речь не пословица. 6) Не спеши голову рубить, прикажи наперед речь говорить.

13. Прочитайте. Выпишите пословицы, в которых выражено отношение народа к речи. О каких свойствах, правилах речи говорят пословицы?

1) В многословии не без пустословия. 2) Красное дерево редко, красное слово метко. 3) Умную речь хорошо и слушать. 4) Недолгая речь хорошая, а долгая – поволока. 5) От учтивых слов язык не отсохнет. 6) Сперва подумай, а там и скажи. 7) Красно говорите, а слушать нечего. 8) Яркое слово – птица душе, дурное слово – кол голове. 9) Лучше недоговорить, чем переговорить.

 

14. Прочитайте, охарактеризуйте данную речь. Какие чувства она вызывает у вас, с чем это связано? Используя правила хорошей речи, напишите диалог, вызывающий положительные эмоции.

Новый год обещал двойную радость: приезжал в отпуск сын. Я решила подарить ему на этот раз красивый флакон мужского одеколона. В парфюмерном магазине я даже растерялась: сколько разных коробочек и пузырьков! Продавец, миловидная девушка, что-то переставляла на полках. Я окликнула её, но она то ли не услышала, то ли сделала вид, что не слышит. Я позвала во второй раз. Даже не обернувшись, девушка бросила:

- Вы же видите, я занята.

Но потом всё-таки подошла.

Я спросила:

- Какой одеколон лучше? Что бы вы мне посоветовали?

Она как-то странно взглянула на мой серый платочек, немодное пальто и равнодушно произнесла:

- Возьмите «Консул» или «Командор».

- Да, но цена…у меня ведь только пенсия.

- Ну, так купите «Гусар», он дешевле.

- А это хороший одеколон? Как он пахнет? Можно мне посмотреть?

- Да что тут смотреть! Вам-то не все равно?!

И тут я не выдержала:

- Девушка, милая, кто вас учил так разговаривать со старшими?

- Уж во всяком случае, не вы!

- Я – учительница…

- Представляю… - произнесла она насмешливо-пренебрежительным тоном.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал