Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. Услыши мя, Господи.
(Господи! К Тебе взываю: услышь меня... Пусть направится молитва моя, как фимиам кадильный, к Тебе... Услышь меня, Господи!..) Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма. Этот момент богослужения, начиная от закрытия Царских врат, в прошениях великой ектений и в пении псалмов изображает бедственное положение, которому подвергся род человеческий после грехопадения прародителей, когда вместе с греховностью появились всякие нужды, болезни и страдания. Мы взываем к Богу: «Господи, помилуй!» Просим мира и спасения душ наших. Мы сокрушаемся о том, что послушались нечестивого совета диавольского. Мы просим у Бога прощения грехов и избавления от бед и всю свою надежду возлагаем на милость Божию. Диаконское каждение в это время означает те жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а равно и наши молитвы, возносимые к Богу. К пению ветхозаветных стихов «Господи, воззвах» присоединяются стихиры, т.е. песнопения новозаветные, в честь праздника. Последняя стихира называется богородичен, или догматик, так как эта стихира поется в честь Божией Матери и в ней излагается догмат (главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии. В двунадесятые праздники вместо богородична (догматика) поется особая стихира в честь праздника. При пении богородична (догматика) Царские врата открываются и совершается вечерний вход: из алтаря северными дверями выходит свещеносец, за ним диакон с кадилом, а затем – священник. Он становится на амвоне лицом к Царским вратам, благословляет крестообразно вход и, по произнесении диаконом слов «Премудрость, прó сти!» (что значит «внимайте премудрости Господней», «стойте прямо», «бодрствуйте»), входит вместе с диаконом через Царские врата в алтарь и становится на горнем месте. Хор в это время поет песнь Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу: Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит. В этом песнопении-гимне Сын Божий именуется Тихим Светом от Небесного Отца, ибо пришел Он на землю не в полной Божественной славе, а Тихим Светом этой славы. В песнопении этом говорится, что только голосами преподобных (а не нашими грешными устами) может возноситься Ему достойная Его песнь и совершаться должное прославление. Вечерний вход напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию Божию, прообразам и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя мира и как Он явился в мир для спасения человеческого рода. Кадило с фимиамом при вечернем входе означает, что молитвы наши, по ходатайству Господа Спасителя, как фимиам, возносятся к Богу, а также говорит о присутствии в храме Духа Святого. Крестообразное благословение входа означает, что через Крест Господень вновь открываются нам двери рая. После песни «Свете Тихий» поется прокимен, т.е. краткий стих из Священного Писания. На воскресной вечерне поется «Господь воцарися, в лепоту (т.е. красоту) облечеся», а в другие дни поются иные стихи. По окончании пения прокимна в большие праздники читаются паримии. Паримиями называются избранные места Священного Писания, в которых содержатся пророчества или указываются прообразы, относящиеся к празднуемым событиям, или преподаются наставления, исходящие как бы от лица тех святых угодников, чью память мы совершаем. После прокимна и паримии диакон произносит сугубую (т.е. усиленную) ектению:
|