Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рцем (скажем, будем говорить, начнем молиться) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.
Затем поется молитва «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам». После этой молитвы диакон произносит просительную ектению: «Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) вечернюю молитву нашу Господеви (Господу)». В большие праздники после сугубой и просительной ектений совершается лития и благословение хлебов. Лития слово греческое, значит «общее моление». Лития совершается в западной части храма, около входных западных дверей. Это моление в древней церкви совершалось в притворе с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным и кающимся принять участие в общей молитве по случаю большого праздника. Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, также в память древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч человек пятью хлебами. Освященным елеем священник потом, время утрени, после целования праздничной иконы, помазывает молящихся. После литии, а если она не совершается, то после просительной ектений, поются стихиры на стиховне. Так называются особые стихи, написанные в память воспоминаемого события. Вечерня заканчивается пением молитвы святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей; свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля», затем – Трисвятого и молитвы Господней «Отче наш», пением ангельского приветствия Богородице: «Богородице Дево, радуйся» или тропаря праздника и, наконец, по троекратном пении молитвы праведного Иова «Буди имя Господне благословено отныне и до века», завершительным благословением священника: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков». Конец вечерни молитва святого Симеона Богоприимца и ангельское приветствие Богородице – указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе. Сразу же после окончания вечерни, при всенощном бдении, начинается утреня чтением шестопсалмия. Утреня Вторая часть всенощного бдения – утреня – напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение. Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Затем читается шестопсалмие, т.е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением. После шестопсалмия диакон произносит великую ектению. Затем громко и радостно поется краткая, со стихами, песнь о явлении Иисуса Христа в мир людям: «Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне!», т.е. Бог Господь, и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа. После этого поется тропарь, т.е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы, т.е. отдельные части Псалтири, состоящие из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит «сидение», так как во время чтения кафизм можно сидеть. По окончании кафизм диакон произносит малую ектению, и затем совершается полиелей. Полиелей слово греческое и означает «многомилостив» или «многое освящение». Полиелей есть самая торжественная часть всенощной, которая выражает собой прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти. Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:
|