Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенция профессионального общения как понятие






Профессиональное общение – это особый вид делового общения, имеющий свою специфику в конкретной профессиональной области, направленный на организацию и оптимизацию сотрудничества людей в профессиональной деятельности, связанный с исполнением соответствующих профессиональных компетенций и компетенции профессионального общения (интерактивный, перцептивный, коммуникативный компонент).

 

Рис. 1 Профессиональное общение

Интерактивный компонент компетенции профессионального общения содержит следующие способности выпускника, которые обеспечивают обратную связь с адресатом:

ü вызвать у адресата проявления им вербальных и невербальных сигналов, выражающих его отношение к затрагиваемой адресантом проблеме;

ü вызвать у адресата проявления эмпатии, толерантности, уважения по отношению к адресанту;

ü проявлять паритет (партнерство);

ü учитывать особенности условий взаимодействия с адресатом (личная беседа, дискуссия во время конференции);

ü соблюдать правила делового (международного) этикета;

ü создать и поддерживать атмосферу доверительного общения (вызвать положительный настрой у адресата на восприятие адресанта);

ü разрешить конфликт (снять напряжение);

ü различать особенности взаимодействия с различными категориями людей (коллеги, подчиненные, вышестоящие лица).

Эмпатия понимается как социально-психологическое свойство личности. Оно представляет собой совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей входят: способность эмоционально реагировать на переживания другого, способность распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого, способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека. Толерантность понимается как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

В настоящее время для успешного продвижения по служебной лестнице, эффективного взаимодействия с отечественными и зарубежными партнерами деловому человеку необходимо ориентироваться в вопросах психологии и этики делового общения со своими коллегами, подчиненными, начальством. Искусство профессионального общения, знание психологических особенностей, умелое использование диагностических и психолого-педагогических методов необходимы тем специалистам, деятельность которых предполагает постоянные контакты. К этой категории относятся политики, бизнесмены, юристы, педагоги, врачи, менеджеры, сотрудники туризма и сервиса, социологи и др. В основе успеха в профессиональной деятельности и личной жизни лежат умения строить отношения с людьми, расположить их к себе, то есть создать благоприятный социально-психологический климат делового сотрудничества, доверия, взаимопонимания, уважения.

Мировые экономические связи обязывают деловых людей знать правила хорошего тона и других стран. Здесь нарушение правил этикета могут привести даже к разрыву деловых связей. Быть просто вежливым и доброжелательным недостаточно. В деловом этикете общие принципы приобретают специфическую окраску, что выражается в следующих основных правилах:

  • уважайте себя и партнера по общению: будьте пунктуальны и вежливы;
  • соблюдайте деловой стиль в одежде;
  • учитывайте особенности невербального общения;
  • используйте научный стиль речи.

К коммуникативному компоненту относятся следующие способности:

ü использовать вербальные и невербальные средства общения для передачи информации адресату, соответствующие научному функциональному стилю;

ü проявлять коммуникативные качества речи (общие и специфические);

ü применять невербальные средства, усиливающие восприятие передаваемых сведений, причем особое внимание уделяется кинесическим;

ü проявлять такие качества невербальных средствобщения, как: точность (соответствие невербальных средств речевому сообщению); умеренность; действенность.

В аспекте использования вербальных средств компетенция профессионального общения содержит свойства качественной речи. Такие свойства (качества) речи в лингвистике принято называть коммуникативными и в этом опираться на систему коммуникативных качеств речи Б.Н. Головина. Коммуникативные качества речи – это такие свойства речи, которые помогают осуществить общение и сделать его эффективным.

К коммуникативным качествам речи при изложении научного профессионального проекта относятся следующие:

общие: грамматическая правильность, точность (соответствие сказанного коммуникативному намерению говорящего), логичность, фонетическая

чистота, богатство (разнообразие используемых грамматических и лексических конструкций);

специфические: общие черты и языковые особенности научного стиля речи (см. пункт 1.2).

К невербальным средствам передачи информации относят: кинесические (жесты рук, мимические жесты, жесты головы и ног, позы и знаковые телодвижения); окулесические (язык глаз); такесические (касания); проксемические (пространство); паралингвистические (звуковые коды); внешний вид.

Согласно исследованиям, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Наиболее выразительными и смыслообразующими средствами являются кинесические. Поэтому в рамках коммуникативного компонента компетенции профессионального общения выделяется способность применять невербальные средства, усиливающие восприятие передаваемых сведений, причем особое внимание уделяется кинесическим средствам.

Учитывая особенности профессионального общения и его ориентацию на достижение цели, качествами невербальных средствобщения являются: точность (соответствие невербальных средств речевому сообщению); умеренность; действенность.

Перцептивный компонент компетенции профессионального общения включает в себя следующие способности студента:

ü понимать воспринятые сведения, передаваемые адресатом как вербально, так и невербально, как письменно, так и устно;

ü выделить актуальную, значимую проблему, а также корректные методы исследования;

ü анализировать необходимую профессиональную научную литературу, спра­вочные материалы и нормативные документы;

ü уважать личное мнение адресата, эффективно слушать его, проявлять по отношению к нему эмпатию, толерантность, уважение.

Эффективное слушание осуществляется в несколько этапов:

1. Создание внутреннего настроя на восприятие, переключение внимания со своих проблем на проблему(ы) собеседника, что предполагает выполнение ряда действий: прямо посмотреть в лицо человека и повернуться к нему всем корпусом; открыть положение тела (освободить руки из «замка» и убрать визуальные барьеры между собой и собеседником); наклониться к собеседнику; держать контакт глаз, смотреть прямо на собеседника, расслабиться, соблюдать спокойствие и сконцентрироваться на говорящем и на взаимодействии.

2. Выбор обстановки, располагающей к внимательному слушанию собеседника, в которой отсутствуют внешние барьеры (например, телефон).

3. Прибытие на встречу раньше назначенного времени и ответ для себя на ряд вопросов (Готов ли я слушать? Какова цель слушания? Какой результат я хочу получить?) для переключения с одного вида деятельности на другой.

4. Слушание собеседника, глядя на него («слушание глазами»), декодируя его невербальные сигналы.Вербальные сообщения передают явный смысл, в то время как невербальные сообщения передают скрытые сообщения, выражающие отношение собеседника к услышанному. Способность «слушать глазами» можно улучшить, работая над способностью декодировать невербальные сигналы собеседника. Интерпретация и синтез невербальных сигналов осуществляется по трем главным аспектам: удовольствие (симпатия), пробуждение (интерес) и влияние (статус):

1. Выделять знаки симпатии (наклон тела к собеседнику, кивки головой, контакт глаз, открытое положение тела и выразительные жесты и голос). 2. Выделять знаки интереса (живой голос, динамичные жесты, взволнованное выражение лица, энергичные телодвижения). 3. Выделять знаки статуса (о высоком статусе говорят расслабленное положение тела, не полностью развернутое к собеседнику тело, нисходящие наклоны головы, серьезная мимика, кивки головой, лицевая анимация; о низком статусе говорят – напряженное положение тела, полный разворот тела к собеседнику, обрывание взгляда до того, как оборвет собеседник).

На современном этапе развития российского высшего образования активно внедряется многоуровневая система подготовки студентов. Согласно Федеральному Государственному Стандарту Высшего профессионального образования, ступени бакалавриата и магистратуры различаются, прежде всего, степенью и уровнем освоения набора профессиональных компетенций. Первая обеспечивает овладение общекультурным компонентом профессионального образования (ключевыми компетенциями), а также ориентировочной основой будущей профессиональной сферы, готовностью к решению профессиональных задач на уровне требований современной профессиональной среды (базовыми компетенциями). Ступень магистратуры призвана сформировать ориентировочную основу и опыт профессиональной деятельности исследовательского уровня, реализуемый в форме самоорганизующейся системы профессионального мастерства. Если образование бакалавра соответствует уровню современных профессиональных требований, то подготовка магистра предполагает опережение их, ориентировку на фундаментальные научные, информационные и технологические тенденции и прогнозы в соответствующей профессиональной сфере.

Следовательно, компоненты компетенции профессионального общения бакалавра и магистра имеют свою специфику.

 

Компоненты компетенции профессионального общения бакалавр магистр
  Коммуникативный     Использование коммуникативных способностей при: ü формулировке целей и задач общения, ü оформлении презентации, ü составлении реферата, доклада, ü постановке вопросов и ответе на них, ü объяснении и доказательстве своей точки зрения, ü убеждении и переубеждении, ü изучении (сборе) научной информации, зарубежного и отечественного опыта по направлению исследования. Использование коммуникативных способностей при: ü разработке теоретических моделей, ü сборе, обработке, анализе, систематизации и обобщении научной информации, зарубежного и отечественного опыта по направлению исследования, ü составлении описаний принципов действия проектируемых процессов, ü разработке методик, рабочих планов и программ проведения научных исследований и перспективных разработок, ü подготовке отдельных заданий для исполнителей, научно-технических отчетов, обзоров и публикаций, ü разработке программ учебных дисциплин и курсов, ü передаче учебной информации.
  Интерактивный     ü побуждение адресата к проявлению им вербальных и невербальных сигналов, выражающих его отношение к затрагиваемой адресантом проблеме, ü побуждение адресата к проявлению им эмпатии, толерантности, уважения по отношению к адресанту, ü направленность на паритет (партнерство) с адресатом, ü учет особенностей условий взаимодействия с адресатом (личная беседа, дискуссия во время конференции), ü соблюдение правил делового (международного) этикета, ü создание атмосферы доверительного общения (побуждение адресата к проявлению положительного настроя на восприятие адресанта), ü разрешение конфликта (снятие напряжения), ü учет особенностей взаимодействия с различными категориями людей (партнеры, руководство, клиенты). ü учет особенностей взаимодействия с различными категориями людей (партнеры, руководство, клиенты, научный руководитель, оппонент, студенты); ü обоснованное прогнозирование реакции адресата в ответ на обращение адресанта.
  Перцептивный     ü понимание воспринятых сведений, передаваемых адресатом как вербально, так и невербально, как письменно, так и устно; ü выделение актуальной, значимой проблемы, ü отбор корректных методов исследования; ü анализ необходимой профессиональной научной литературы, спра­вочных материалов и нормативных документов на иностранном языке; ü уважение личного мнения адресата, ü эффективное слушание адресата, ü понимание и учет возрастных особенностей, культурный уровень, уровень образованности адресата; ü проявление по отношению к адресату эмпатии, толерантности. ü обоснованный отбор перспективных направлений научных исследований для определенной сферы профессиональной деятельности при изучении научной литературы на иностранном языке; ü нахождение междисциплинарных связей исследуемой проблемы для возможного применения результатов ее изучения в теории и практике различных отраслей знаний.

Таблица 1. Компоненты компетенции профессионального общения

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал