![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика признаков письменной речи в подготовке научного профессионального проекта
На первых двух этапах работы над научным профессиональным проектом предполагается изучение состояния исследуемой проблемы в науке посредствам чтения текстов-первоисточников и составления вторичных текстов в результате компрессии. В переводе с латинского (compression) означает «сжатие». Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и необходима при составлении реферата, тезисов, аннотации, а также написании доклада для выступления на научной конференции. Компрессия основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации. Только тот текст по-настоящему осмыслен, основное содержание которого можно выразить в сколь угодно сжатой форме. Компрессия текста-первоисточника основана на трех главных правилах и действиях. 1. Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и выражений. Ключевые слова – это слова, содержащие основной смысл высказывания. Ключевые слова называют новую подтему текста. Чтобы найти ключевое слово, словосочетание и предложение, необходимо знать строение абзаца. Каждый абзац имеет абзацный зачин, далее идет главная абзацная фраза, затем комментирующая часть, в которой раскрывается утверждение главной абзацной фразы. Заканчивается абзац выводом. Иногда абзацный зачин является и главной фразой, а вывод, если комментирующая часть занимает два абзаца или более, может быть выделен в отдельный абзац. Ключевые слова обычно находятся в главной абзацной фразе. 2. Написание вторичного текста. Для выявления позиций автора, создающего новый текст по отношению к первоисточнику, используются специальные стандартные выражения (клише), раскрывающие структуру текста-первоисточника. Выбор клише должен отражать его структуру (The article is devoted to... The present paper / investigation focuses on …/ deals with …/ is devoted to the questions of … This paper proposes a new methodological framework within which …). 3. Использование слов с обобщенно-абстрактным значением для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста. Слова с обобщенно-абстрактным значением можно разделить на три группы. Первая группа – это слова, которые должны отразить структуру текста-первоисточника: aims, goals, views, the course of this investigation, hypothesis, supposition, conception, assumption и др. Вторую группу составляют слова, обозначающие (называющие) наиболее частотные элементы структуры научного текста: arguments, background.
Рис.3. Этапы работы над компрессией текста-первоисточника
1. Конспект – это краткая письменная запись статьи, книги, лекции, предназначенная для последующего восстановления информации с различной степенью полноты. Конспектирование может осуществляться тремя способами: 1) цитирование (полное или частичное) основных положений текста; 2) передача основных мыслей текста «своими словами»; 3) смешанный вариант. При написании конспекта необходимо: оставлять широкие поля для записи комментариев к тексту, выписывать все библиографические данные, правильно оформлять цитаты. При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность работы: 1) проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу; 2) выделить из абзацев необходимую, с точки зрения поставленной проблемы, информацию, убрав избыточную; 3) записать всю важную для последующего изложения информацию своими словами или цитируя, используя сокращения. 2. На основе выделения ключевых слов и предложений составляется тезисный план (6-10 предложений). В языковом отношении для тезисов характерны безличные предложения, предложения номинативного строя, предложения, которые переводятся на русский язык глаголами с возвратной частицей «ся». В назывном плане обозначаются подтемы текста. 3. Реферат и аннотация относятся к вторичным документальным источникам научной информации. Это те документы, в которых сообщаются сведения о первичных документах. В общих требованиях Межгосударственного стандарта (ГОСТ 7.9 – 95 (ИСО 214 – 76) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу) применяют следующие термины и определения: «Реферат – краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата». «Аннотация – краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей». Из видов компрессии научного текста в курсовых и дипломных работах, в диссертации чаще других используется реферативное изложение тех научных работ или статей, которые были созданы к моменту написания собственной работы. Оно включает все компоненты, необходимые для других видов компрессии научного текста и является наиболее трудным из них. Наиболее распространёнными приёмами реферативного изложения свёрнутого текста являются цитирование и перефразирование. Аннотация текста-первоисточника значительно короче, чем реферативное изложение. Она обычно состоит из двух частей: в первой формулируется основная тема книги, статьи; а во второй – перечисляются (называются) основные положения. Аннотация не допускает цитирования и излагается «своими словами». Объём аннотации может составлять от двух – трёх слов до 10 - 15 строк, а иногда и больше, не смотря на то, что по требованиям Межгосударственного стандарта объём аннотации не должен превышать 500 слов.
Таблица 2. Алгоритм составления аннотации Доклад На основе изученных работ по теме исследования и составленных вторичных тезисов, составляются тезисы доклада, которые содержат такие композиционные части, как вступление, основная часть и заключение. Доклад (речь на презентации) представляет собой работу по внимательному изучению реферата, которая заключается в выборе основной важной информации, представлении результатов проделанного исследования и собственных выводов. В докладе необходимо прописать в точности устную речь докладчика на презентации. Доклад состоит из введения, основной части и заключения. Введение включает в себя 4 этапа: приветствие, представление темы, плана презентации, инструкции по поводу вопросов.
Таблица 3. Введение доклада В основной части необходимо сжато представить основные мысли реферата.
Таблица 4. Основная часть доклада
В заключении необходимо сделать выводы, поблагодарить аудиторию за внимание и пригласить слушателей принять участие в дискуссии.
Таблица 5. Заключение доклада 5. Тезисы – это жанр речевого произведения, особенно актуальный в научной сфере общения. Тезисы – краткая запись содержания научного исследования в виде основных, сжато сформулированных положений. В тезисном произведении должна четко просматриваться строгая логическая схема целого. Стилистические требования: однородность речевой манеры, недопустимы эмоционально-экспрессивные метафоры, эллипсы, восклицания, неточности и небрежности в оформлении. Общей нормой стиля тезисов является высокая насыщенность высказывания предметно-логическим содержанием. Тезисы предполагают определенную структуру: 1. Преамбула (ввод в проблематику, обоснование актуальности проблемы, представление предмета исследования); 2. Основное тезисное изложение; 3. Заключительный тезис.
Таблица 6. Алгоритм написания тезисов
|