![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность и значение бизнес-модели
Современное управление основано на использовании разнообразных моделей, позволяющих описать деятельность организации на всех этапах ее жизненного цикла, а так же отдельные функциональные сферы. Это касается объектов управления различной организационно-правовой формы, организационных структур и целей их существования, будь то производство продукции или оказание услуг. На базовом экономическом уровне бизнес-модель – логическая схема, согласно которой организация поддерживает свою финансовую состоятельность. Бизнес-модель – компактное упрощённое представление о бизнесе, предназначенное для целостного представления и анализа деятельности всей системы взаимосвязанных бизнес-процессов. Бизнес-модель выражает суть бизнес-системы, поэтому её может разработать только управленческая команда этой организации. Она должна отвечать на ключевые вопросы об организации, такие как «что?», «как?», «для кого?», «с кем?» и т. д. Ее можно также определить как модель, описывающую ее внутреннюю архитектуру (корпоративную миссию и стратегию, стратегические цели и задачи, бизнес-процессы, организационно-штатную структуру, систему документооборота, информационные технологии), необходимую для достижения корпоративных целей. Создание бизнес-модели может использоваться как один из шагов стратегического планирования. Приведем пример различных бизнес-моделей. Бизнес-модель магазина является наиболее известной и простой. Модель включает в себя размещение магазина в месте нахождения потенциальных покупателей и демонстрацию им предлагаемых к продаже товаров или услуг. Бизнес-модель, которая называется «наживка-крючок» (также известная как «бритва-лезвие» или «связанные товары»), начала использоваться в начале двадцатого века. Эта бизнес-модель заключается в продаже основного продукта по очень низкой цене, иногда ниже себестоимости («наживка»), а затем основная прибыль зарабатывается на продаже запасных частей, расходных материалов или других связанных с использованием «наживки» товаров или услуг («крючок»). Например, бритвенные станки и лезвия, мобильные телефоны и услуги связи, принтеры и картриджи, фотоаппараты и фотобумага. В середине прошлого века новые бизнес-модели разработали ресторанная сеть McDonald's и производитель автомобилей Toyota. Сегодня тип бизнес-модели может зависеть от способа использования технологии. Например, предприниматели в сети Интернет создают совершенно новые модели на основе уже существующих или только создающихся технологий. Используя такие технологии, компания может с минимальными затратами привлечь большое число клиентов.
Организация процесса бизнес-планирования
Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации. Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок процесса планирования. Во-вторых, для того, чтобы разрабатывать планы, нужна информация: внутренняя и внешняя. Основой информационного блока процесса бизнес-планирования являются: - экономическая информация: прогноз процентных ставок, прогноз темпов инфляции и т. д.; - учетная информация: информация бухгалтерского учета (баланс, отчет о прибылях и убытках и т.д.) и управленческого учета; - финансовая информация: сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая; - политическая информация; - и т. д. Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к которому относятся законы, указы Президента РФ, послания Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и др. В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации, совокупность структурных подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес-плана. В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Программно-технические средства, используемые в процессе планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы планирования. Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность этапов и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением. Можно выделить следующие основные этапы процесса бизнес-планирования: 1. Подготовительный. 2. Разработка бизнес-плана. 3. Продвижение бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности (этап презентации). 4. Реализация бизнес-плана. Ключевым моментом подготовительного этапа бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи. Этап разработки бизнес-плана будет рассматриваться ниже. Презентация бизнес-плана – это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами. Компания и ее продукция, рынок – клиенты и конкуренты, маркетинговая стратегия, первоочередные финансовые задачи, команда, которая будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал), необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены, размер, условия и сроки реализации инвестиций – это перечень основных освещаемых вопросов на презентации бизнес-проекта. Для повышения эффективности презентации копию бизнес-плана потенциальным инвесторам и партнерам высылают заранее, чтобы они имели возможность прочесть его до начала переговоров. Во время презентации необходимо использовать наглядный материал (образцы продукции, фотографии, графики, схемы и т. д.). Презентация должна проходить в форме диалога, а не лекции. Лучше, если презентацию проводит лично руководитель предприятия с привлечением специалистов. Презентация и аудит бизнес-плана внешними инвесторами предшествуют началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров происходит согласование условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Этап реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство. Реализовать бизнес-план – это значит выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.
Содержание, основные этапы и требования к разработке бизнес-плана Рассмотрим стадию разработки бизнес-плана в процессе бизнес-планирования. Хотя внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, их содержание, по существу, остается практически неизменным. Основные разделы бизнес-плана: 1. Общая часть, резюме. 2. Описание предприятия. 3. Описание продукции. 4. Анализ рынка и конкуренции. 5. План маркетинга. 6. План производства. 7. Организационный план. 8. Оценка риска. 9. Финансовый план. При разработке бизнес-плана выделяют следующие этапы: - сбор и анализ предварительной информации; - подготовка технического задания и календарного плана на разработку бизнес-плана; - сбор детальной информации по всем разделам плана; - анализ, обработка информации, подготовка разделов бизнес-плана; - оформление бизнес-плана; - контроль содержания разделов и безошибочности финансовых расчетов; - подготовка нескольких вариантов бизнес-плана (в зависимости от целевой аудитории); - печать, прошивка копий бизнес-плана. Заказчиком бизнес-плана являются юридические и физические лица, предприниматели. Разработчиками – выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования, консалтинговые фирмы, авторские коллективы, отдельные авторы. Бизнес-план может составляться наемной группой специалистов, а заказчики участвуют в нем посредством подготовки исходных данных. Но может быть и другой подход – когда заказчики сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности возможных инвесторов. При разработке бизнес-плана составляются техническое задание и календарный план (график работ). Если план разрабатывают консалтинговые фирмы, то эти документы составляются письменно и согласовываются сторонами (заказчиком и разработчиком). Если бизнес-план подготавливают сами заказчики, допускается не оформлять данные документы, но основные параметры, определяемые в них нужно согласовывать между руководителем и специалистом. Техническое задание должно содержать описание существенных требований, ограничений и параметров ожидаемого результата работы по разработке бизнес-плана. Календарный план должен содержать перечень всех этапов осуществляемой работы с планируемыми датами их начала и окончания. Особенно важны ключевые показательные даты окончания особо значимых этапов. К разработке бизнес-плана предъявляют следующие требования: краткость – изложение самого главного по каждому разделу бизнес-плана; доступность в изложении и понимании – бизнес-план должен быть понятен широкому кругу пользователей; неперегруженность техническими подробностями; убедительность, лаконичность, пробуждение интереса у партнера; соответствие определенным стандартам – бизнес-план должен быть понимаем читателем и удобен с точки зрения его составления. Источники информации, используемые при подготовке бизнес-плана, могут быть различными, лишь бы они представляли необходимую и достоверную информацию. В качестве источников информации могут использоваться: маркетинговые или другие исследования; интернет; книги, деловая пресса и СМИ; справочные данные специализированных банков и баз данных; информация промышленных ассоциаций, международных организаций, производителей оборудования и т.д. В соответствии с международной методикой ЮНИДО (ЮНИДО – это подразделение по промышленному развитию стран с развивающейся экономикой при ООН. Подход к построению типового бизнес-плана, предложенный экспертами ЮНИДО, позволяет при разработке бизнес-плана не упустить существенных моментов в описании текущей или планируемой деятельности предприятия и представить результаты в виде, наиболее подходящем для восприятия материала западными финансистами. Не являясь, по сути своей догмой, данная методика играет роль единой базы, некоего универсального языка, позволяющего общаться между собой специалистам в области инвестиционного проектирования, финансового анализа, менеджерам компаний из различных стран мира. Большинство известных на данный момент программных продуктов для бизнес-планирования опираются на методику ЮНИДО.) для бизнес-плана необходимы следующие показатели и формы информации: 1. Инвестиционные издержки. 2. Программа производства и реализации. 3. Среднесписочная численность работников. 4. Текущие издержки на общий объем выпуска: - материальные расходы; - расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды; - обслуживание и ремонт оборудования и транспортных средств; - административные накладные расходы; - общехозяйственные накладные расходы; - расходы на сбыт продукции; 5. Структура общих издержек по видам продукции. 6. Потребность в оборотном капитале. 7. Источники финансирования – акционерный капитал, кредиты и прочие. Такие показатели и формы информации пригодны при использовании любой из принятых систем моделирования инвестиционных проектов. Контрольные вопросы: 1. Что такое бизнес-идея? Расскажите об источниках бизнес-идей. 2. Какие вы знаете методы выработки новых идей? 3. Что представляет собой бизнес-модель? 4. Расскажите о значении бизнес-модели. 5. Расскажите о компонентах процесса бизнес-планирования. 6. Какие разделы содержит бизнес-план? 7. Какие этапы выделяют при разработке бизнес-плана? 8. Что такое техническое задание и календарный план? 9. Какие требования предъявляют к разработке бизнес-плана? 10. Что такое ЮНИДО? ТЕХНОЛОГИЯ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 5.1 Общая часть. Резюме. 5.2 Описание предприятия. 5.3 Описание продукции. 5.4 Анализ рынка и конкурентов. 5.5 План маркетинга. 5.6 План продаж. 5.7 План производства. 5.8 Организационный план. 5.9 Анализ и оценка рисков. 5.10 Финансовый план. План доходов и расходов (прибылей и убытков). План движения денежных средств. 5.10.3 Прогнозный баланс.
|