Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ и оценка рисков






 

В этом разделе описываются источники появления и возможные виды риска, слабые стороны бизнеса, вероятность появления конкурирующих фирм, продуктов, услуг, технологий. Оценивается надежность поставщиков, партнеров по бизнесу, указываются альтернативы поведения при изменении условий внешней и внутренней среды фирмы. Устанавливается возможный диапазон изменения конечных результатов (прибыли, выручки) с учетом благоприятных и неблагоприятных условий бизнеса.

Материалы раздела должны убедить инвестора в том, что предприниматель знает о возможных трудностях и готов к альтернативным решениям.

 

Финансовый план

В финансовом плане все изложенное в предыдущих разделах находит количественную оценку, позволяющую оценить выгодность разрабатываемого бизнес-плана в конкретных категориях эффективности.

Финансовый план важен не только для потенциальных инвесторов, но и для внутреннего использования. Следует регулярно контролировать изменения в деятельности фирмы и вносить корректировки в расчеты.

Разработка финансовых аспектов требует особых знаний, прежде всего в области финансового менеджмента, бухгалтерского учета и анализа. Поэтому, если предприятие настолько мало, что у него нет своего бухгалтера (финансовой службы) или он недостаточно квалифицирован, для подготовки данного раздела часто приглашаются специалисты из консалтинговых фирм, специализирующихся на бухгалтерском учете и аудите.

Если бизнес-план разрабатывается для расширения деятельности уже функционирующего предприятия, то начинать данный раздел рекомендуется с анализа реального финансового состояния организации. Цель такого анализа – предоставление объективной информации об уровне сбалансированности структурных элементов активов, капитала и обязательств организации и уровне эффективности их использования. Информационная база для анализа финансового состояния организации – бухгалтерская отчетность. При изучении бухгалтерского баланса целесообразно использовать методы горизонтального и вертикального анализа.

Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. Так, динамика стоимости имущества организации дает дополнительную к величине финансовых результатов информацию о мощи организации. Однако ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции.

Вариант горизонтального анализа – анализ тенденций развития (трендовый анализ), при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов и определяется тренд, т.е. основная тенденция динамики показателя, очищенная от случайных влияний и индивидуальных особенностей периодов. Этот анализ имеет перспективный прогнозный характер.

Большим значением для оценки финансового состояния обладает и вертикальный (структурный) анализ актива и пассива баланса. Такой анализ дает представление баланса в виде относительных показателей. Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке его изменений. С помощью вертикального анализа можно проводить межхозяйственные сравнения организаций. К тому же относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов.

Широко используемый способ оценки финансового состояния организации – расчет и оценка специальных финансовых коэффициентов. Использование финансовых коэффициентов повышает полезность информации и дает возможность сравнивать полученные результаты с установленными нормативами, с данными за прошлый период, с соответствующими показателями организаций-конкурентов, а также со среднеотраслевыми данными, избегая влияния инфляции.

Расчет финансовых коэффициентов производится для оценки уровня платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, дебиторской задолженности и других элементов финансового состояния организации.

К числу плановых и отчетных форм, которые необходимо разработать и представить в бизнес-плане, относятся:

- планы (отчеты) доходов и расходов (прибылей и убытков) по производству товаров (услуг), которые показывают, получает ли предприятие прибыль или терпит убытки от продажи каждого вида товаров;

- план (отчет) движения денежных средст в, показывающий поступление и расходование денег в процессе производственной деятельности;

- балансовый отчет (прогнозный баланс), подводящий итог деятельности фирмы за определенный период времени.

Последовательность составления каждого их этих документов рассмотрим отдельно.

План доходов и расходов (прибылей и убытков)

План прибылей и убытков отражает операционную деятельность предприятия (здесь и далее под операционной деятельностью понимается процесс производства и сбыта продукции или услуг) за определенные периоды времени (месяц, квартал, год), а также служит основанием для расчета некоторых налогов. Из этого отчета инвестор может определить прибыльность предприятия, реализующего проект.

Формирование плана прибылей и убытков осуществляется в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета – GААР (General Accepted Accounting Principles). Для построения таблицы «План прибылей и убытков» потребуются следующие данные.

1. Из плана продажвыручка от реализации продукции и услуг, потери при продажах по годам. При этом в таблице «План прибылей и убытков» отражается суммарная величина объема продаж в стоимостном выражении, представляющая собой сумму продаж на данный период времени.

Из плана издержексумма переменных издержек с учетом плана производства за расчетный период времени (месяц, квартал, год).

Из плана издержексумма постоянныхиздержек за расчетный период. При этом необходимо помнить, что план прибылей и убытков включает в себя амортизационные отчисления и начисленные проценты по кредитам.

Планируя, мы должны решить главную задачу – получить доход, который покроет все наши издержки и принесет прибыль. Приведем пример анализа доходов и расходов по различным проектам (таблица 2).

 

Таблица 2 – Сравнительный анализ доходов и расходов, тыс. руб.

 

№ строки Показатель Проект № 1 Проект № 2 Проект № 3
  Объем продаж      
  Потери - 50 - 50 - 50
  Объем продаж с учетом по­терь (строка №1 -* строка №2)      
  Переменные издержки - 700 - 500 - 300
  Валовая прибыль (строка №1 - строка №2 - строка №4)      
  Общехозяйственные и коммерческие издержки - 150 - 200 - 200
  Сальдо прочих доходов и расходов - 140 - 200 - 300
  Прибыль до налогообложения (строка №5 - строка №6 - строка №7)      
  Налог - 4 - 40 - 80
  Чистая прибыль (строка №8 - строка №9)      

* - минус

 

При множестве вариантов, отражающих вероятные прогнозы доходов и расходов, изменения в любой строке таблицы неизбежно повлекут за собой изменения в последней строке, будь то увеличение объема продаж или сокращение издержек.

Для расчета себестоимости реализованной продукции составляют следующие финансовые документы:

- план производства;

- план производственных запасов;

- план прямых материальных затрат;

- план прямых затрат на оплату труда;

- план общепроизводственных расходов;

- план управленческих расходов;

- план коммерческих расходов.

Рассмотрим на примере состав и структуру перечисленных планов.

План производства представлен в разделе «План производства».

План производственных запасов содержит информацию, необходимую для подготовки двух заключительных финансовых документов:

1. Плана прибылей и убытков – в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции.

2. Прогнозного баланса – в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода.

Объем незавершенного производства определяют исходя из технологических особенностей изготовления продукции.

План прямых материальных затрат.

Все затраты подразделяются на прямые и косвенные. К прямым затратам относятся, например, сырье и материалы, заработная плата основного производственного персонала, большая часть общепроизводственных расходов.

Прямые затраты на сырье и материалы – это затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт.

План прямых материальных затрат составляют на основе производственного плана и плана продаж. Этот план показывает, сколько сырья и материалов требуется для производства и сколько должно быть закуплено.

Объем закупок сырья и материалов зависит от ожидаемого объема их использования, а также от предполагаемого уровня запасов. Формула для вычисления объема закупок выглядит следующим образом:

 

  объем закупок = объем использования + запасы на конец периода - запасы на начало периода
 

 

План прямых затрат на материалы, как правило, составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы.

План прямых затрат на оплату труда.

Прямые затраты на оплату труда – это затраты на заработную плату основного производственного персонала. Его подготавливают исходя из плана производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала.

В плане заработной платы основного производственного персонала необходимо выделить две части:

- фиксированную часть оплаты труда;

- сдельную часть оплаты труда.

Если к моменту составления плана накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения. Его составляют по тому же принципу, что и график погашения задолженности за материалы.

План общепроизводственных накладных расходов отражает объем всех затрат, связанных с производством продукции, за исключением прямых затрат на материалы и прямых затрат на оплату труда.

Общепроизводственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянную часть и переменные части планируют исходя из потребностей производства.

План общепроизводственных накладных расходов обычно включает в себя ряд стандартных статей затрат: текущий ремонт, содержание, амортизацию и аренду производственного оборудования и зданий производственного назначения, страховку, содержание производственных лабораторий, прочие расходы по обслуживанию основного производства.

Управленческие расходы –это все расходы, не связан­ные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия: затраты на содержание отдела кадров, юриди­ческого отдела, отдела АСУ, ОТиЗ, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи, налоги и проценты за кредиты, относящиеся на себестоимость, и т.д. Большая часть управленческих расходов носит постоян­ный характер; переменная часть, если она присутствует, пла­нируется как процент (например, от объема продаж).

План коммерческих расходов.

План коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги) должен соотноситься с объемом продаж.

Не следует ожидать увеличения объема продаж, одновременно планируя уменьшение финансирования мероприятий, направленных на стимулирование сбыта. Большая часть затрат на сбыт планируется в процентном отношении к объему продаж. Исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции.

Коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям, основными из которых являются типы продукции, типы покупателей, география сбыта.

Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок, поэтому исполнитель (обычно директор по маркетингу) должен четко определить, где, когда и как должна быть проведена рекламная кампания и сколько потратить на нее, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах.

При составлении плана коммерческих расходов необходимо выделить также затраты на упаковку, транспортировку, страхование, хранение, складирование товаров.

 

План движения денежных средств

Это финансовый документ, в котором отражается движение потоков денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия на планируемый период. Он показывает динамику поступления и расходования денежных средств на планируемый период, что позволяет судить о платежеспособности предприятия.

Цель – определить объемы финансовых потребностей (кредитов, инвестиций), а также обеспечить сбалансированность поступления и расходования денежных средств в ближайшие 12 месяцев.

Cash flow (кэш фло) переводится дословно как «поток наличности» или «денежный поток». Выражение «кэш фло» также используют для определения текущего остатка денежных средств на расчетном счете предприятия. Этот остаток формируется за счет:

- притока денежных средств (доходов от реализации продукции и услуг, амортизационных отчислений, доходов от реализации активов предприятия, взносов в уставный фонд и займов);

- оттока денежных средств (затрат на производство продукции и услуг, общих издержек предприятия, затрат на инвестиции, затрат на обслуживание и погашение займов, выплат дивидендов, налоговых и других выплат).

Все поступления и платежи отображаются в Плане движения денежных потоков в периоды времени, соответствующие фактическим датам осуществления этих платежей. При этом учитывается:

- время задержки оплаты за реализованные продукцию или услуги;

- время задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий;

- условия реализации продукции (в кредит, с авансовым платежом);

- условия формирования производственных запасов.

Остаток денежных средств на счете (балансе наличности) используется предприятием для выплат на обеспечение производственной деятельности последующих периодов, инвестиций, погашения займов, выплат налогов и на личное потребление. Если остатка денежных средств на начало периода и ожидаемых поступлений будет недостаточно для покрытия текущих затрат и других расходов, то необходимо будет изыскивать дополнительные источники их получения (например, снижать расходы, дебиторскую задолженность, брать кредит в банке и др.).

Таким образом, «План движения денежных средств», основанный на методе «кэш фло», демонстрирует движение денежных средств и отражает деятельность предприятия в динамике от периода к периоду.

Для разработки плана движения денежных средств необходимо спрогнозировать следующие документы:

- график ожидаемых поступлений от продаж;

- график оплаты приобретенных материалов;

- график погашения задолженности по оплате труда.

Отдельные статьи плана денежных потоков непосредственно взаимосвязаны со статьями плана прибылей и убытков. Отличие между статьями этих планов – в выбранном методе их представления. Если в плане прибылей и убытков все статьи затрат представлены по методу их начисления, то есть в момент реализации (отгрузки) продукции и выписки счета-фактуры, то в плане денежных потоков – по их оплате, в соответствии с запланированным графиком поступления (выбытия) денежных средств, покрытия дебиторской или кредиторской задолженности.

При составлении плана денежных потоков нужно все поступления и выплаты денежных средств упорядочить в три группы.

1. Денежный поток от операционной деятельности – это поступления денежных средств от покупателей за продукцию, прочие поступления от текущей деятельности, а также выплаты денежных средств поставщикам, работникам, уплата налогов.

2. Денежный поток от инвестиционной деятельности – это поступления от реализации активов, которые не используются в производстве, а также платежи за приобретенное оборудование и прочие инвестиционные расходы. Они непосредственно не связаны с текущей производственной деятельностью.

3. Денежный поток от финансовой деятельности – это поступления денежных средств от выпуска акций в виде долгосрочных и краткосрочных кредитов, вкладов владельцев предприятия, а также платежи в виде выплаты дивидендов, процентов по кредитам, финансовые вложения свободных денежных средств.

План движения денежных средств разрабатывается в следующей последовательности:

1. Определить источники возможных поступлений денежных средств (внешние – кредиты и инвестиции и внутренние – доходы от операционной деятельности и прочие, не связанные с основной деятельностью).

2. Определить составные части и детализировать статьи источников поступления. Например, выручка от продаж, кредиты, поступления от продажи активов и др.

3. Определить направления использования денежных средств. Денежные средства могут использоваться по трем направлениям:

- на оплату текущих расходов (счетов) от операционной деятельности;

- на оплату капитальных (в том числе и первоначальных) затрат, связанных с инвестиционной деятельностью;

4. прочие расходы (налоговые платежи, расчеты с кредиторами) Детализировать все статьи плана на основе анализа и установления непосредственной связи со статьями плана прибылей и убытков, планом капитальных затрат и кредитным планом.

План денежных потоков может быть представлен в одной из двух форм. Первая форма представлена в таблице 3.

 

Таблица 3 – План движения денежных средств (формат 1)

Остаток денежных средств на начало периода
1. Поступления (приток денежных средств)
А. От операционной деятельности
В. От инвестиционной деятельности
С. От финансовой деятельности
Всего поступлений:
2. Выплаты (отток денежных средств)
А. От операционной деятельности
В. От инвестиционной деятельности
С. От финансовой деятельности
Всего выплат:
Остаток денежных средств на конец периода

 

Сначала представляются все статьи, отражающие поступления денежных средств, а затем – выплаты.

Вторая форма – статьи располагаются по виду деятельности (операционная, инвестиционная, финансовая). Сначала представляют статьи, отражающие поступления, а затем – выплаты (таблица 4).

 

Таблица 4 – План движения денежных средств (формат 2)

1. Операционный денежный поток
Поступления:
Выплаты:
Итого: денежный поток от операционной деятельности
2. Инвестиционный денежный поток
Поступления:
Выплаты:
Итого: денежный поток от инвестиционной деятельности
3.Финансовый денежный поток
Поступления:
Выплаты:
Итого: денежный поток от финансовой деятельности
Чистое изменение денежных средств (совокупный денежный поток)
Остаток денежных средств на начало периода
Остаток денежных средств на конец периода

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал