Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Это тело, о сын Кунти-ответил Господь -называют полем, а того, кто знает тело, - знающим поле.






КОММЕНТАРИЙ: Арджуна попросил Кришну рассказать ему о пракрити (природе), пуруше (наслаждающемся), о кшетре (поле) и кшетра-гья (знающем поле), о том, что такое знание и объект знания. В ответ Кришна сказал, что материальное тело называют полем, а того, кто знает тело-знающим поле. Для обусловленной души тело является полем деятельности. Запутавшись в сетях материальной жизни, обусловленная душа пытается господствовать над материальной природой, наслаждаясь ею, и в зависимости от своей способности наслаждаться, получает определенное поле деятельности. Таким полем является для нее материальное тело. Но что такое тело? Тело состоит из чувств. Обусловленная душа хочет удовлетворять свои чувства и в зависимости от способности наслаждаться получает соответствующее тело, которое становится для нее полем деятельности. Вот почему тело называют кшетрой, или полем деятельности обусловленной души. Живое существо, которое отождествляет себя с телом, именуют кшетра-гья, знающим поле. Понять разницу между полем (телом) и знающим поле (знающим тело) совсем не трудно. Каждый знает, что с тех пор как он был ребенком с его телом произошло множество изменений, однако сам он как личность остался прежним. Таким образом налицо разница между знающим поле деятельности и самим полем. Учитывая это, обусловленное живое существо может понять, что оно отлично от материального тела. В начале «Бхагавад-гиты» уже говорилось, что живое существо-дехино 'смин-заключено в тело, которое, изменяясь, превращается из тела ребенка в тело юноши, взрослого человека, а затем старика, и владелец тела, являющийся личностью, знает о происходящих с телом изменениях. Поэтому его называют кшетра-гья. Иногда мы говорим: «Я счастлив» или думаем: «Я мужчина», «Я женщина», «Я кошка», «Я собака» /или считаем себя мужчиной…/. Так знающий тело отождествляет себя с самим телом, тогда как в действительности отличен от него. Пользуясь различными вещами-одеждой и т.д., мы тем не менее отделяем себя от них. Немного поразмыслив, мы сможем также увидеть разницу между собой и материальным телом. Я, вы, а также любой другой, кто владеет телом, является кшетра-гья, знающим поле деятельности, а само тело это кшетра, то есть поле деятельности.

В первых шести главах «Бхагавад-гиты» рассказывалось /шла речь/ о знающем тело, то есть о живом существе, и о том, как оно может постичь Верховную Личность Бога. Последующие шесть глав посвящены Верховному Господу и взаимоотношениям индивидуальной души и Сверхдуши в процессе преданного служения. В этих главах окончательно определено главенствующее положение Верховной Личности Бога и подчиненное положение индивидуальной души. Живые существа всегда, при любых обстоятельствах остаются подчиненными, но забывая об этом, обрекают себя на страдания. Накопив достаточный запас благочестивых действий, он обращаются к Верховному Господу, когда попадают в беду, нуждаются в деньгах, стремятся удовлетворить свое любопытство или ищут знания. Обо всем этом уже шла речь в предыдущих главах. Из последующих глав, начиная с тринадцатой, мы узнаем о том, как живое существо попадает в материальных мир и как Верховный Господь помогает ему освободиться от материального плена посредством /в процессе/ кармической деятельности, философских изысканий или преданного служения. Хотя живое существо имеет принципиально иную нежели материальное тело природу, оно так или иначе входит в соприкосновение /становится связанным/ с ним, о чем также будет рассказано в последующих главах «Бхагавад-гиты».

 

ТЕКСТ 3

кшетра-джнам чапи мам виддхисарва-кшетрешу бхарата

кшетра-кшетраджнайор джнанамйат тадж джнанам матам мама

кшетра-джнам-тот, кто знает поле; ча-также; апи-непременно; мам-Меня; виддхи-известны; сарва-во всех; кшетрешу-телах; бхарата-о сын Бхараты; кшетра-поле деятельности (тело); кшетра-джнайох-знающий поле; джнанам-знание о; йат-тот, который; тат-таково; джнанам-знание; матам-мнение; мама-Мое.

Узнай же, о потомок Бхараты, что находясь в каждом из тел, Я также знаю их, и что, постигнув природу материального тела, равно как и природу его владельца, человек обретает истинное знание. Таково Мое мнение.

КОММЕНТАРИЙ: Приступая к изучению тела и знающего тела, души и Сверхдуши, мы обнаружим три объекта исследования: Господь, живое существо и материальная природа. В каждом поле деятельности, иными словами в каждом теле, обитают две души-индивидуальная душа и Сверхдуша. Поскольку Сверхдуша является полной экспансией Верховной Личности Бога, Кришны, Сам Кришна говорит: «Я также обладаю знанием, но Мое знание не ограничено рамками одного тела, но охватывает все тела. В каждом из них Я пребываю как Параматма, или Сверхдуша».

Тот, кто постиг природу поля деятельности и знающего поле так, как они описаны в «Бхагавад-гите», обретает истинное знание.

Господь говорит: «Мне известно поле деятельности в каждом из индивидуальных тел». Индивидуальное живое существо может знать собственное тело, но его знание не распространяется на остальные тела. Между тем Верховная Личность Бога, пребывая в каждом теле как Сверхдуша, знает их все. Господу известны все тела во всем многообразии из видов и форм. Так царский подданный может знать все о своем клочке земли, тогда как царю известно о том, что происходит не только у него во дворце, но и на земле каждого из его подданных. Аналогичным образом живое существо владеет только одним телом, а Верховному Господу принадлежат все тела. Царь-главный собственник земли в государстве, а его подданный-второстепенный. Так и Верховный Господь является главным собственником всех материальных тел.

Материальное тело состоит из чувств, а Верховного Господа называют Хришикешей, повелителем чувств. Он -подлинный хозяин чувств, так же как царь-истинный хозяин в государстве, а власть его подданных всегда вторична. «Я также знаю»-говорит Господь. Это значит, что Ему известны все тела, тогда как знание индивидуальной души ограничено пределами одного тела. В Ведах сказано:

кшетрани хи шарирани

биджам чапи шубхашубхе

тани ветти са йогатма

татах кшетра-джна учйате

Материальное тело называют кшетрой, и внутри тела находятся его владелец и Верховный Господь, который знает как само тело, так и его владельца. Поэтому говорится, что Господь знает все поля деятельности. Разница между полем деятельности, знающим это поле и тем, кто знает все поля деятельности, заключается в следующем. В Ведах полное знание о природе тела, о природе индивидуальной души и природе Сверхдуши определено термином гьяна. Так утверждает Шри Кришна. Тот, кто постиг природу души и Сверхдуши, а также разницу между ними, обладает истинным знанием. Знание же того, кому ничего не известно о поле деятельности и знающем поле, весьма далеко от совершенства. Необходимо понять положение пракрити (природы), пуруши (того, кто наслаждается природой) и ишвары (того, кто, обладая знанием, повеливает или руководит деятельностью природы и индивидуальной души). Мы должны четко разграничивать их /эти три начала/, в зависимости от выполняемых ими функций, как различаем художника, холст и мольберт. Материальный мир, который является полем деятельности, - это природа, которой пытается наслаждаться живое существо, а над ними /обоими/ стоит Верховный повелитель, Личность Бога. В Ведах («Шветашватара Упанишад» 1.12) говорится: бхокта бхогйам преритарам ча матва / сарвам проктам три-видхам брахмам этат. Есть три концепции Брахмана пракрити-это Брахман как поле деятельности, джива (индивидуальная душа) также является Брахманом и пытается господствовать над материальной природой, а тот, кто надзирает за ними-это тоже Брахман, и только Его можно назвать истинным повелителем.

Из этой главы мы узнаем также о том, что из двух знающих поле один несовершенен, а другой непогрешим. Один-глава, а другой подчиненный. Тот кто считает двух знающих поле тождественными друг другу, противоречит Верховному Господу, который в данном стихе говорит ясно: «Я также знаю поле деятельности». Тот, кто называет веревку змеей, не знает о чем говорит. Есть разные виды тел, у которых разные владельцы. Поскольку каждая душа обладает индивидуальной способностью наслаждаться материальной природой, существует огромное многообразие материальных тел, в каждом из которых пребывает Верховный Господь, руководящий действиями живого существа. Заслуживает внимания употребленное здесь слово ча, которое, как считает Шрила Баладев Видйабхушана, указывает на всю совокупность материальных тел. Кришна это Сверхдуша, которая находится в каждом материальном теле вместе с индивидуальной душой. Здесь Он /Господь/ говорит однозначно, что Сверхдуша властвует и над полем деятельности, и над ограниченным в своих возможностях живым существом, которое пытается наслаждаться этим полем.

 

ТЕКСТ 4

тат кшетрам йач ча йадрк чайад-викари йаташ ча йат

са ча йо йат-прабхаваш чатат самасена ме шрну

тат-это; кшетрам-поле деятельности; йат-которое; ча-также; йадрк-как оно есть; ча-также; йат-обладая которым; викари-изменения; йатах-из которого; ча-также; йат-которое; сах-он; ча-также; йах-кто; йат-обладая которым; прабхавах-влияние; ча-также; тат-это; самасена-вкратце; ме-от Меня; шрну-узнай.

Сейчас Я вкратце расскажу тебе о поле деятельности и его природе, о том, каким изменениям оно подвергается поле, откуда возникает, кто является знающим поле и какое влияние он на него оказывает.

КОММЕНТАРИЙ: Господь собирается рассказать Арджуне о природе поля деятельности и знающего поле. Мы должны знать, что представляет собой наше тело: из каких элементов /из чего/ оно состоит, под чьим надзором действует, каким изменениям подвергается, что их вызывает, что порождает поле и каковы причины его возникновения, какова истинная форма индивидуальной души и высшая цель ее существования. Необходимо также понять разницу между индивидуальной душой и Сверхдушой, их влиянием, возможностями и т.д. Все это станет ясно /откроется нам/, если мы примем «Бхагавад-гиту» такой, какой ее представляет Верховная Личность Бога. Однако /ни в коем случае/ не следует считать Верховного Господа, пребывающего в теле каждого живого существа, тождественным индивидуальной душе, дживе. Это все равно что отождествлять энергию и ее источник.

 

ТЕКСТ 5

ршбхир бахудха гитамчхандобхир вивидхаих пртхак

брахма-сутра-падаиш чаивахетумадбхир винишчитаих

ршибхих-мудрецами; бахудха-по-разному; гитам-описаны; чхандобхих-в ведических гимнах; вивидхаих-многими; пртхак-по-разному; брахма-сутра-Веданты; падаих-в афоризмах; ча-также; эва-безусловно; хету-мадбхих-причин и следствий; винишчитаих-точно.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал