Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Если ты тем не менее не можешь работать для Меня, то постарайся отдавать Мне плоды своего труда и таким образом познать свою истинную сущность.






КОММЕНТАРИЙ: Нередко случается, что люди не могут даже выразить свое сочувствие и поддержку деятельности преданных в сознании Кришны из-за тех или иных социальных, семейных, религиозных или каких-то других факторов. Тот, кто решится посвятить себя деятельности в сознании Кришны, может встретить сопротивление со стороны членов своей семьи, а также много других трудностей. Такому человеку рекомендуют отдавать средства, накопленные в результате труда, на какое-нибудь доброе дело. Правила, регламентирующие подобную деятельность, изложены в Ведах, где приводятся многочисленные описания жертвоприношений и различных видов пунйи, или особой деятельности, в которой используются результаты наших прошлых действий. Таким образом человек сможет постепенно обрести знание. Говорится также, что когда человек, не проявляющий никакого интереса к деятельности в сознании Кришны, дает пожертвования больницам или различным благотворительным организациям, он таким образом отрекается /отказывается/ от результатов своего труда, доставшихся ему ценой немалых усилий. В данном стихе Кришна также советует людям заниматься подобной деятельностью, ибо, отдавая плоды своего труда, человек с течением времени сможет очистить ум, что впоследствии поможет ему принять сознание Кришны. Безусловно, развитие сознания Кришны, не зависит ни от какой другой деятельности, поскольку метод сознания Кришны сам по себе является могучим средством очищения ума, но если человек по тем или иным причинам не может заниматься деятельностью в сознании Кришны, он должен стараться отдавать результаты своего труда на какое-нибудь благородное дело. Для этого он может заниматься деятельностью на благо государства, общества, своего народа и страны, чтобы в будущем он смог подняться на уровень чистого преданного служения Верховному Господу. В «Бхагавад-гите» (18.46) сказано: йатах праврттир бхутанам. Если человек жертвует чем-то ради высшей цели, то даже не зная, что такой целью является Кришна, он, совершая жертвоприношения, поймет, что Кришна -это причина всех причин.

 

ТЕКСТ 12

шрейо хи джнанам абхйасаджджнанад дхйанам вишишйате

дхйанат карма-пхала-тйагастйагач чхантир анантарам

шрейах-лучше; хи-безусловно; джнанам-знание; абхйасат-чем практика; джнанат-чем знание; дхйанам-медитация; вишишйате-считается лучше; дхйанат-чем медитация; карма-пхала-тйагах-отречение от результатов кармической деятельности; тйагат-в результате такого отречения; шантих-покой; анантарам-затем.

Если же ты не можешь заниматься и этим, то приложи свои усилия к тому, чтобы обрести знание. Того, кто старается обрести знание, превосходит человек, занимающийся медитации, а еще выше стоит тот, кто отрекается от плодов своего труда, ибо подобное отречение помогает привести ум в состояние умиротворения /успокоить, обуздать ум/.

КОММЕНТАРИЙ: Как было сказано в предыдущем стихе, существует два вида преданного служения: преданное служение, регламентированное системой правил и предписаний и преданное служение, основанное на глубокой любви и привязанности к Верховной Личности Бога. Те, кто не способен следовать принципам сознания Кришны, должны стараться обрести знание, которое поможет им осознать свою истинную сущность /свое истинное положение/. Постепенно знание приведет их на уровень медитации, и, занимаясь медитацией, человек с течением времени сможет постичь Верховную Личность Бога. Некоторые методы духовного самоосознания помогают человеку осознать себя Брахманом; подобного рода медитацию рекомендуют тем, кто не может заниматься преданным служением. Тем, кто не способен заниматься медитацией, Веды предписывают выполнять обязанности брахманов, кшатриев, ваишьей или шудр, перечисленные в последней главе «Бхагавад-гиты». Но в любом случае человеку необходимо отречься от плодов своего труда, то есть отдавать результаты кармической деятельности на какое-то доброе дело /на благотворительные цели/.

Таким образом, к высшей цели, какой является Верховная Личность Бога, ведут два пути: путь постепенного развития и прямой путь. Преданное служение в сознании Кришны-это прямой путь, другие же методы духовного самоосознания учат человека отречению от результатов своей деятельности. Это поможет ему обрести знание, затем перейти к медитации и, осознав Сверхдушу, постичь Верховную Личность Бога. Человек может либо пройти через все эти ступени, либо воспользоваться прямым методом духовного самоосознания. Поскольку последний предназначен далеко не для каждого живого существа, многоступенчатый путь познания истины также имеет большое положительное значение. Необходимо учесть, что Кришна не стал рекомендовать этот путь Арджуне, ибо тот уже с любовью и преданностью служил Верховному Господу. Многоступенчатый метод предназначен для тех, кто еще не достиг уровня преданного служения и поэтому должен сначала научиться отречению, затем обрести знание и в процессе медитации осознать Сверхдушу и Брахман. Однако «Бхагавад-гита» уделяет основное внимание прямому пути духовного самоосознания /подчеркивает важность/. Она призывает каждого встать на этот путь и предаться Верховной Личности Бога, Кришне.

 

ТЕКСТ 13-14

адвешта сарва-бхутанаммаитрах каруна эва ча

нирмамо нираханкарахсама-духкха-сукхах кшами

сантуштах сататам йогийататма дридха-нишчайах

майй арпита-мано-буддхирйо мад-бхактах са ме прийах

адвешта-не питающий зависти и вражды; сарва-бхутанам-ко всем живым существам; маитрах-дружелюбно; карунах-желая блага; эва-безусловно; ча-также; нирмамах-лишенный собственнических чувств; нираханкарах-лишенный ложного эго; сама-одинаково невозмутимый; духкха-в горе; сукхах-и счастье; кшами-прощая; сантуштах-удовлетворенный; сататам-всегда; йоги-занимающийся преданным служением; йата-атма-владеющий собой; дридха-нишчайах-с решимостью; майи-Мной; арпита-занятый; манах-ум; буддхих-разум; йах-тот, кто; мат-бхактах-Мой преданный; сах-он; ме-Мне; прийах-дорог.

Тот, кто, никому не завидуя, является другом и доброжелателем всех живых существ, кто перестал считать себя собственником чего бы то ни было и освободился от ложного эго, кто невозмутим в радости и горе, терпелив и всегда удовлетворен, кто, обуздав чувства и сосредоточив на Мне свой ум и разум, с решимостью занимается преданным служением -такой преданный необыкновенно дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Возвращаясь к описанию чистого преданного служения, Господь в этих двух стихах перечисляет качества, которыми обладает Его чистый преданный. Такой преданный всегда, в любых обстоятельствах остается спокойным и невозмутимым. Он никому не завидует и ни к кому не питает враждебных чувств. Вместо того, чтобы отвечать на выпады своих врагов, преданный думает: «Этот человек действует враждебно, наказывая меня за мои прошлые грехи /в наказание/. Поэтому лучше не протестовать, а терпеливо сносить причиняемые им страдания». В «Шримад-Бхагаватам» (10.14.8) сказано: тат те 'нукампам сусамикшамано бхунджана эватма-кртам випакам. Попадая в беду или сталкиваясь с трудностями, преданный считает все это проявлением милости Господа. «В наказание за совершенные в прошлом грехи» -думает Он -»я должен страдать гораздо больше, чем страдаю сейчас. Только по милости Верховного Господа я не получил заслуженного наказания в полной мере. Милостью Верховной Личности Бога мне досталась лишь малая доля страданий». Поэтому преданный всегда остается спокойным и невозмутимым и терпеливо сносит все страдания. Преданный всегда добр ко всем живым существам, даже к своим врагам. Нирмама: он не обращает внимания на страдания материального тела, ибо прекрасно знает, что не является телом. Поскольку преданный не отождествляет себя с материальным телом, у него нет ложного эго и он одинаково относится к радостям и бедам. Он терпелив и всегда довольствуется тем, что приходит к нему по милости Верховного Господа. Не прилагая излишних усилий для достижения той или иной цели, он всегда пребывает в радостном расположении духа. Неукоснительно следуя указаниям духовного учителя, преданный становится совершенным йогом, и поскольку он обуздал свои чувства, он решительно движется к цели. Его не собьют с пути надуманные аргументы, ибо ничто не может поколебать его решимости заниматься преданным служением. Он полностью осознал, что Кришна это /его/ вечный Господь, и уже ничто не может поколебать его веру. Все это помогает ему сосредоточить свой ум и разум целиком на Верховной Личности Бога. Редко кому удается достичь столь высокого уровня преданного служения, но преданный может подняться на эту ступень, выполняя правила и предписания /следуя регулирующим принципам/ преданного служения. Более того, Господь говорит, что такой преданный очень дорог Ему, ибо Господь неизменно доволен всем, что он делает в полном сознании Кришны.

 

ТЕКСТ 15

йасман нодвиджате локолокан нодвиджате ча йах

харшамарша-бхайодвегаирмукто йах са ча ме прийах

йасмат-от кого; на-никогда; удвиджате-не приходят в беспокойство; локах-люди; локат-от людей; на-никогда; удвиджате-не испытывает беспокойства; ча-также; йах-любой, кто; харша-в счастье; амарша-горе; бхайа-страха; удвегаих-и тревог; муктах-свободный; йах-кто; сах-любой; ча-также; ме-Мне; прийах-очень дорог.

Тот, кто никому не причиняет беспокойств и остается невозмутимым, когда его беспокоят другие, кто одинаково спокоен и в радости, и в горе, кто не ведает страха и тревог-такой преданный очень дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь названы еще несколько качеств, которыми обладают преданные. Такой преданный никогда не поставит других в трудное положение, никогда не станет для них источником тревог, страха или неудовлетворенности. Желая добра каждому живому существу, преданный никогда не станет причинять другим беспокойств. Вместе с тем, если его тревожат другие, он продолжает оставаться спокойным и невозмутимым. Спокойствию в трудных ситуациях он научился по милости Господа. Поскольку преданный всегда погружен в сознание Кришны и занят преданным служением, внешние /материальные/ обстоятельства не вызывают у него беспокойства /он не реагирует/. В материальном мире люди обычно радуются тому, что доставляет удовольствие их чувствам, но лишенные удовольствий, которые испытывают другие, они огорчаются и мучаются завистью. Ожидая мести своих врагов, они пребывают в постоянном страхе, а терпя неудачи, впадают в уныние. Преданный, который всегда трансцендентен к подобного рода беспокойствам, очень дорог Господу Кришне.

 

ТЕКСТ 16

анапекшах шучир дакшаудасино гата-вйатхах

сарварамбха-паритйагийо мад-бхактах са ме прийах

анапекшах-отстраненный; шучих-чистый; дакшах-сведущий /опытный; удасинах-свободный от забот; гата-вйатхах-не знающий тревог; сарва-арамбха-всех действий; паритйаги-отрекающийся; йах-любой, кто; мат-бхактах-Мой преданный; сах-он; ме-Мне; прийах-очень дорог.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал