Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 4. Правительство






В политической структуре Великобритании Кабинет состоит из правительственных официальных лиц, выбранных Премьер-министром, большинство из них являются министрами правительства, в основном главами департаментов в должности «государственного секретаря». Формально члены Кабинета выбираются исключительно из одной из палат Парламента.

Технически Кабинет является одним из комитетов Тайного совета, поэтому все его члены автоматически назначаются Тайными советниками. Решения правительства и премьер-министра принимаются от имени монарха на специальных заседаниях Тайного совета в присутствии Лорда Председателя и ограниченного числа советников; данные решения называются «указ-в-совете».

По конституционной теории в британской системе правительства Кабинет был формальным органом принятия ключевых решений исполнительной власти.

Кабинет министров собирается на регулярной основе, как правило, еженедельно во вторник утром, для обсуждения наиболее важных вопросов государственной политики, и принятия решений. Продолжительность совещаний зависит от стиля Премьер-министра и политических условий, что свидетельствует о формальном утверждении решений, принятых в комитете, в кулуарных группах, или в двусторонних встречах между премьер-министром и главами отдельных департаментов Правительства, а обсуждения в Кабинете министров несколько ограничены.

Кабинет министров имеет множество подкомитетов, которые сосредоточены на конкретных областях политики, особенно на тех, которые затрагивают сферу деятельности нескольких министерств, и поэтому нуждаются в координации. Они могут быть постоянными или созданы на короткий срок для рассмотрения конкретных вопросов («специальные комитеты»). Большинство премьер-министров имели так называемый «внутренний кабинет», состоящий из собственных надежных советников, которые могут быть членами кабинета министров, но зачастую являются личными советниками премьера.

Основные направления деятельности Кабинета министров вне зависимости от его политической ориентации и партийного состава были определены в правительственном докладе в 1918 году и с тех пор принципиально не менялись. К функциям Кабинета относится: а) окончательное определение политического курса государства, выносимого на обсуждение и утверждение парламента; б) контроль за тем, чтобы аппарат исполнительной власти действовал в соответствии с политической линией, определенной правительством; в) постоянная координация и разграничение сфер деятельности министерств и ведомств.

В рамках Кабинета министров по традиции создаются комитеты для рассмотрения различных вопросов внутренней и внешней политики. Названия комитетов, их количество законодательно не определяются, их создание, как правило, относится к компетенции премьер-министра. Обычно создаются комитеты по следующим направлениям работы правительства: 1) обороны и внешней политики; 2) законотворчества; 3) внутренней безопасности и социальных вопросов; 4) экономической политики и планирования.

«Теневой кабинет» - кабинет министров оппозиции, аналогичный правящему, формируемый партией проигравшей на парламентских выборах. Лидер оппозиционной партии официально именуется Лидером оппозиции Правительства Ее Величества и в этом качестве получает в соответствии с законодательством заработную плату. Задачей «теневого» кабинета является обеспечение беспрерывного эффективного политического управления страной в сочетании с постоянным контролем оппозиции за деятельностью правительства.

Общее руководство Кабинетом министров осуществляет премьер-министр, который одновременно является лидером партии победившей на парламентских выборах и официально занимает должность Первого лорда Казначейства. Функции и полномочия премьер-министра не определяются законом, а вытекают из политических традиций и конституционных соглашений. В самом общем виде они сводятся к следующему: формирование правительства и руководство его деятельностью; поддержание постоянных отношений между Кабинетом и монархом, путем советов монарху по вопросам политики; представление правительства в парламентских дебатах и ответы на вопросы о правительственной политике в парламенте; осуществление контроля за исполнением решений правительства министерствами и ведомствами; участие в принятии решений о назначениях на высшие государственные должности; информирование лидера оппозиции Правительства Ее Величества по наиболее важным конфиденциальным вопросам обороны и безопасности.

Премьер-министр не только определяет состав правительства, но и решает вопросы его внутренней структуры и организации. В политической истории Великобритании известно немало случаев, когда одно лицо совмещало должности премьер-министра и некоторых ключевых министров. Глава правительства не только руководит заседаниями Кабинета и намечает повестку дня, но и во многих случаях самостоятельно принимает важнейшие правительственные решения. Расхождения в позициях по ключевым вопросам между премьер-министром и другими членами правительства почти всегда разрешались и разрешаются не в пользу последних. Глава правительства вправе потребовать отставки конкретного министра. Под руководством премьер-министра работает государственная служба, и контролирует ее формирование.

Определенный конституционными соглашениями порядок формирования правительства Великобритании предусматривает в качестве первого шага замещение должности премьер-министра. Отставка последнего по каким-либо причинам влечет отставку всего правительства. Персональный состав правительства определяется премьер-министром, а участие парламента и монарха в этом процессе носит в основном характер формальных процедур. Выбор премьер-министра обусловлен не только его личными предпочтениями, но и общими политическими факторами: прежде всего расстановкой сил в палате общин и в партии, которую он представляет. Тот факт, что премьер-министр в своих действиях опирается на правящую партию (или коалицию), вовсе не означает ослабления его позиций в государственном механизме. Наоборот, лидерство в такой партии, позволяет ему доминировать в правительстве и контролировать депутатское большинство в нижней палате. В итоге глава правительства имеет реальную возможность направлять деятельность парламента. Ситуация может несколько усложниться в случае создания коалиционного правительства.

Премьер-министру принадлежит решающее слово в роспуске палаты общин, хотя официально считается, что соответствующее решение принимает монарх. На практике же глава государства распускает нижнюю палату парламента по представлению премьер-министра. Как свидетельствует история, монарх может проявить относительную самостоятельность в этом вопросе только в условиях паритета партийно-политических сил в палате и невозможности существования коалиционного правительства. Роспуск нижней палаты, как правило, связан с намерением премьер-министра, использовать благоприятную политическую ситуацию для проведения досрочных парламентских выборов с целью вновь обеспечить себе парламентское большинство. Характерно, что в прошлом столетии ни один состав палаты общин не просуществовал полный срок своих полномочий.

Основными ведомствами в правительстве являются канцелярия премьер-министра, секретариат Кабинета министров и Казначейство. Каждый из этих ведомств участвует в координации деятельности министерств. Канцелярия премьер-министра осуществляет консультации главе правительства по всем вопросам деятельности исполнительных органов власти, определяет стратегическое направление деятельности министерств, исходя из мнения премьер-министра. Секретариат Кабинета министров призван обеспечивать решение приоритетных задач правительства, путем коллективного рассмотрения основных вопросов государственного управления Кабинетом министров и его комитетами, осуществляя их взаимодействие друг с другом. Казначейство управляет государственными расходами, согласовывает ведомственные цели и задачи в соглашениях о государственных услугах и соглашениях о предоставлении услуг.

В Великобритании допускается как коллективная, так и индивидуальная ответственность правительства. При этом, если палата общин выразит недоверие какому-либо конкретному министру, премьер-министр должен решить, подавать ли в отставку этому члену правительства или правительству в целом. Такой подход к вопросу политической ответственности правительства перед парламентом основан на идее солидарной ответственности его членов. Считается, что все члены Кабинета и те, кто не входит в его состав, несут ответственность за его политику даже в тех случаях, когда кто-нибудь из них не согласен с отдельными правительственными решениями и действиями.

Новое коалиционное правительство Великобритании было сформировано в мае 2010 года из 18 министров-консерваторов и 5 министров от либеральных демократов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал