Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 6. Местное самоуправление






Территориальная организация системы государственного управления современной Великобритании в самом общем виде определяется делением страны на несколько составляющих частей: Англию, Шотландию, Уэльс, Северную Ирландию и ряд мелких островов (Норманнские острова, Мэн, Арран и др.), а также «заморские» владения (Гибралтар, Фолклендские острова, остров Святой Елены).

Англия управляют общегосударственные органы. После принятия в 1998 году британским парламентом Акта о Шотландии, в Шотландии появляется собственный парламент и правительство (исполнительный совет). Шотландский парламент состоит из 129 членов, избираемых на четыре года по смешанной избирательной системе (73 – по мажоритарной избирательной системе, 56 – по пропорциональной). Парламент обладает законодательными полномочиями по вопросам экономического развития, налогов, жилищного, сельского и лесного хозяйства, рыболовства, окружающей среды, здравоохранения, образования и социального обеспечения. В 1998 году британский парламент также принял Акт «Об управлении Уэльсом», в соответствии с которым была учреждена Национальная ассамблея Уэльса, состоящая из 60 депутатов (40 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе, 20 – по пропорциональной). Национальная ассамблея Уэльса не наделена законодательными полномочиями и имеет лишь право расширительного толкования и конкретизации законов, принятых британским парламентом, исходя из особенностей регионального развития Уэльса по вопросам здравоохранения, жилищного строительства, образования, культуры и спорта. Исполнительную власть в Уэльсе осуществляет кабинет, члены которого именуются секретарями Ассамблеи. Северная Ирландия также обладает собственным представительным органом (Стормунт), состоящим из 108 депутатов и собственным правительством (исполнительным советом). При этом сохраняются существенные прерогативы центральных органов власти, имеющих право приостанавливать деятельность органов власти Северной Ирландии и устанавливать прямое управление данным регионом.

Вся территория Великобритании разделена на графства, унитарные образования и округа. Англия состоит из 34 графств, 47 унитарных образований и Большого Лондона (создан в 1965 году как отдельное административное образование). Графства подразделяются на округа (238), которые в свою очередь делятся на приходы. Некоторые округа именуются городами (boroughs), что можно рассматривать как дань историческому прошлому. После реформы местного самоуправления в 1996 году вся территория Уэльса делится на 22 унитарных образования, которые называются графствами или городскими графствами и управляются унитарными советами. Шотландия подразделяется на 32 унитарных образования, в рамках которых функционируют унитарные советы. Северная Ирландия поделена на 6 административных районов, разделенных в свою очередь на 26 округов, советы которых обладают весьма ограниченным набором полномочий.

Низовыми ячейками местного самоуправления в сельской местности являются приходы. В Уэльсе и Шотландии они называются общинами, причем в Шотландии общины не рассматриваются как самостоятельный уровень управления. В настоящее время в Англии функционируют 10376 приходов, в Уэльсе и Шотландии – 867 и 1200 общин соответственно.

В Великобритании местная власть представлена органами местного самоуправления, к которым относятся советы, избираемые населением путем прямого голосования сроком на четыре года (в Шотландии – на три года). Закон о местном самоуправлении 2000 года установил, что советы могут: 1) обновляться полностью каждые четыре года; 2) обновляться наполовину каждые два года; 3) обновляться на 1/3 каждый год (за исключением каждого третьего года соответствующего четырехлетнего цикла). Выбор того или иного варианта конкретным советом должен быть утвержден соответствующим министром, отвечающим за вопросы местного самоуправления.

Члены местных советов осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе и в сочетании с основной профессиональной деятельностью. При этом они имеют право на освобождение от работы на определенный срок при выполнении своих депутатских обязанностей. Работодатель обязан не только предоставлять советнику такую возможность, но и оплачивать это время по средней ставке заработной платы. Совет избирает из числа советников председателя и формирует комитеты, в состав которых могут входить наряду с советниками и другие лица. Основная форма работы совета – сессия, на которой рассматриваются наиболее важные вопросы местного самоуправления.

Закон о местном самоуправлении 2000 года устанавливает три основных модели организации местной исполнительной власти. Модель «мэр и исполнительный кабинет» предполагает прямые выборы мэра, который руководит исполнительной властью и назначает двух или более своих помощников, образующих так называемый кабинет. Модель «лидер – кабинет» предусматривает избрание главы исполнительной власти («лидер») из состава совета, тогда как помощников («кабинет») может назначить либо лидер, либо совет. Модель «мэр и управляющий от совета» избранные населением мэр делит полномочия исполнительной власти с управляющим, которого нанимает совет из числа профессиональных менеджеров. При этом по согласованию с министром, отвечающим за вопросы местного самоуправления, возможны и иные варианты организации исполнительной власти на местах, например, сохранить традиционную модель.

Полномочия органов местного уровня управления в Великобритании регулируются как общенормативными актами, так и частными парламентскими актами. Общенормативные акты подразделяются на две основные группы, - к первой группе относятся акты, посвященные исключительно вопросам местного управления, ко второй группе относятся акты об управлении различными отраслями государственной деятельности, имеющие лишь частичное отношение к вопросам местного управления и устанавливающие отдельные полномочия местных властей. Частные парламентские акты адресуются конкретным муниципалитетам и обычно принимаются по инициативе заинтересованного местного органа власти. Кроме того, полномочия местных органов власти в Великобритании могут регулироваться так называемыми адаптивными законами, которые вводятся в действие отношении тех или иных муниципалитетов не автоматически, а лишь по просьбе их советов, путем принятия соответствующей резолюции. Компетенции местного управления могут корректироваться актами правительства, министерств и департаментов, издаваемыми в рамках делегированного законодательства, в форме различных приказов, инструкций и правил.

К наиболее важным полномочиям местных органов власти относятся такие вопросы, как поддержание общественного порядка и безопасности, организация дошкольного и школьного образования (включая содержание школьных зданий, детских садов, специализированных учреждений для детей-инвалидов), территориальное планирование, управление землепользованием, противопожарная охрана, водоснабжение, канализация, сброс сточных вод, утилизация коммунальных отходов, контроль за загрязнением окружающей среды, здравоохранение, эксплуатация санитарных учреждений, обеспечение населения электричеством, газом и теплом, освещение и уборка улиц, регулировка уличного движения, содержание дорог, коммунальных кладбищ, организация ритуальных услуг, развитие торговли и рынков и т.д. Законодательство определяет компетенцию органов местного самоуправления каждого уровня административно-территориального деления. Советы графств занимаются вопросами транспортного развития, дорожного движения, охраны порядка (полиции), образования, социального обслуживания и пожарной безопасности. Советы округов занимаются здравоохранением, местным планированием, жилищным строительством. Советы приходов или общие собрания избирателей (в тех приходах, где население насчитывает менее 150 избирателей, советы создаваться не могут) решают все те вопросы, которые не входят в компетенцию вышестоящих органов. Ответственность за положение дел в области образования, здравоохранения и охраны порядка делится между центральными и местными органами власти.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал