![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как управлять отрядом
Вопрос об управлении возникает не только в отношениях между взрослыми и детьми, он возникает везде, где есть сложная техническая, биологическая, политическая или любая другая система, где необходима согласованность действий отдельных частей; механизмов, особей, органов, где необходимо сохранить целостность системы и достигнуть результата, во имя которого эта система образовалась.
Ваш отряд - это тоже «сложная система», можно его назвать и «единым организмом». В нем много самостоятельных «частичек»: каждая со своей волей, характером, жизненным опытом, привычками и ценностями.
И все эти «частички» по отношению друг к другу находятся в состоянии симпатии и антипатии, дружбы или ненависти, и более того, постоянно происходят процессы, приводящие к изменению, как частичек, так и отношений между ними. Этой «системой», этим «организмом» нужно управлять, иначе она потеряет согласованность, станет разрушаться и в дальнейшем «не реализует функциональное предназначение». На простом языке это означает: ссоры, драки, нарушение планов и режима дня и в итоге - определенного жизненного опыта, с учетом способностей детей к самоорганизации. Чем меньше дети чувствуют, что вы управляете ими, тем более успешно вы справляетесь с управленческой задачей. Лучший стиль управления - внешне незаметный и внутренне гибкий. Гибкий стиль включает в себя элементы прямого, и элементы опосредованного управления. Прямые единые требования должны касаться только режима дня, порядка в корпусе и поведения ребенка в тех местах, где его жизни может угрожать опасность. При этом единые требования нужно обязательно аргументировать, а в дальнейшем личным примером демонстрировать их выполнение. Эти требования можно представить в виде системы естественных запретов: v «Нельзя находится у воды без вожатого» v «Нельзя входить в палату в грязной обуви» v «Нельзя покидать территорию лагеря без предупреждения»
Максимальное число запретов - пять, большее число, как правило, не выполняется. В отношении всех остальных вопросов прямое управление не эффективно. Нужны другие приемы и механизмы. Среди них — деление отряда на микроколлективы. Они могут называться звеньями, палатами, командами, ватагами, экипажами. Необходимость микроколлективов заключается в том, что через них легче контролировать детей (даже состояние их здоровья). Именно микроколлективы, а не отдельные дети и не отряд в целом, станут главным объектом управления. Но чтобы они действительно таковыми стали, нужно, во-первых, объединить ребят, согласуясь с их симпатиями, и, во-вторых, предложить группам дело, которое их сплотит. Таким делом могут быть и групповые поручения, и задания по подготовке к различным отрядным, общелагерным творческим мероприятиям. А есть еще и такие «рычаги» управления отрядом: v личная просьба к ребенку; v создание общественного мнения по какому-либо поводу; v организация рекламной компании; v разработка системы стимулов и поощрений; v обращение «за советом» к приехавшим родителям. Но самым высокоэффективным приемом управления отрядом является игра, большая ролевая игра.
|