Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы построения рефреминга
1. Под рефремингом в психологическом консультировании понимается такое переформулирование консультантом проблемы клиента, при которой происходит расширение понимания проблемы и изменение отношения к ней. Понятие рефреминга как метода работы с проблематикой клиента было разработано в нейро-лингвистическом программировании (НЛП). Метод рефреминга имеет следующие характеристики: • всегда тесно связан с оцениванием человеком себя или другого, ситуации, проблемы, конфликта и т. п., и под оцениванием понимается способность человека помещать некие факты, события или объекты в определенный контекст, или рамку, • человек субъективно относится к явлениям и событиям окружающего мира, а любое происходящее событие многоаспектно и предполагает множественность описания с разных точек зрения; • терапевтический эффект этого метода работы построен на положении о том, что смысл любого события зависит от того, в какую рамку оно помещено; • изменение рамки события автоматически приводит к изменению его смысла для человека и, как следствие, к изменению в поведении или установках; • любое явление, ситуация, проблема клиента могут иметь как отрицательный аспект, с которым клиент обратился к психологу, так и положительный, который клиент просто не видит, и задачей консультанта становится повернуть видение проблемы от отрицательного к положительному аспекту, когда ранее неблагоприятная ситуация приобретает положительное значение и у клиента формируется ресурсное состояние личности, • рефреминг обеспечивает нахождение позитивного смысла любых событий, • целью рефреминга является поиск такой рамки, в которой поведение, ситуация, установка и т. п. будут для клиента более адаптивными; • многие конфликты во взаимодействии с окружающими людьми могут быть обусловлены различными точками зрения на одну и ту же проблему, и использование рефреминга может существенно помочь в разрешении такой проблемы, подобрав нужную " рамку" и изменив отношение к ситуации. 2. Выделяют два вида рефремингов: • рефреминг контекста, который ориентирован на изменение смысла того или иного явления в зависимости от контекста, в котором это явление рассматривается. Например, изменение полярности в ситуации самообвинений клиента и недовольства им каким-нибудь своим качеством, с отрицательной полярности на положительную в зависимости от той ситуации, в которой клиент будет проявлять это качество. В случае применения рефреминга контекста происходит увеличение гибкости поведения и установок клиента, когда он понимает, что такое, например, качество, как педантичность или пунктуальность, ценно на работе, но может при этом приводить к конфликтам в семейной жизни; • рефреминг содержания, который ориентирован на изменение поведения и реакций клиента в зависимости от контекста через формирование гибкости восприятия. Например, в случае, когда у клиента есть определенный паттерн поведения как реакция на чьи-либо действия и слова, рефреминг строится таким образом, чтобы помочь ему увидеть позитивную сторону действий другого человека и проанализировать, какой еще смысл, кроме привычного для клиента, могут эти действия означать. 3. Существуют следующие способы построения рефремингов: • для рефреминга контекста можно использовать вопросы типа " Когда такое ваше качество могло бы быть вам полезным (вредным)? ", " Какие выгоды вы можете получить от наличия у вас • для рефреминга содержания можно использовать вопрос типа " А какую еще информацию может содержать это высказывание (поведение)? ", " Какова позитивная направленность этого поведения? "; • классический вариант рефреминга, основанный на вопросе " А что ты хочешь вместо этого? ", то есть вместо проблемы происходит постановка цели; • техника " чудодейственного вопроса", предполагающая: - первый этап — выяснение того, что хочет клиент вместо своей проблемы, чего ему не хватает сейчас, причем консультант должен добиться от клиента описания мельчайших деталей ситуации, когда проблема решена; - второй этап — выяснение того, можно ли все им описанное и представленное добавить в его нынешнюю жизнь; • вопросы для клиентов с прозаическим типом общения (не на уровне представления каких-то чудес) должны строиться на тех реальных событиях, которые происходили в прошлом или нынешнем опыте клиента и имели и имеют отношение к его проблеме с точки зрения ресурсности. Например, выяснение того, как клиент может делать и говорить что-то по-другому, не таким способом, который является для него неадаптивным. То есть, необходим поиск ресурсности в опыте клиента и опора на нее при переформулировании; • использование других характеристик для построения рефреминга: - юмора: " Если бы эта ситуация была смешной, над чем бы ты посмеялся? "; - временных аспектов: 'Как бы ты решил эту проблему, если бы был на 10 лет старше (моложе)? "; - принципа противоположности и ухудшения: " Что бы ты сделал, сказал, почувствовал, если бы столкнулся с противоположной проблемой? ", " Если бы было хуже чем сейчас, что бы это было? ".
|