![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды жизненных стилей
1. Понятие индивидуального жизненного стиля было введено в психологию А. Адлером — основателем индивидуальной психологии. Жизненный стиль определяется как значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. Жизненный стиль имеет следующие характеристики: • формируется в раннем детстве, но не является врожденным компонентом личности; • часто носит ошибочный характер, то есть не соответствует реальности, не конгруэнтен ей; • устойчив, то есть паттерны поведения и установки, которые демонстрирует клиент, имеют глубоко укоренившиеся в его бессознательном корни, • формируется под влиянием творческих способностей личности, ее креативного Я; • ответственность за формирование и, следовательно, изменение жизненного сценария лежит на самом человеке, а это означает, что клиент в состоянии изменить свой жизненный стиль; • в зависимости от того, как человеком решается та или иная жизненно важная проблема, у него формируется определенный жизненный стиль, который в дальнейшем служит основной для разрешения различных жизненных проблем и ситуаций. Жизненный стиль личности формируется на основе специфики решения человеком следующих жизненно важных проблем: • профессионального самоопределения, предполагающей нахождение такого занятия, которое обеспечило бы выживание индивида в окружающей среде со всеми ее ограничениями и изменяющимися условиями; • сотрудничества и дружбы, вынуждающей индивида к поиску такого места и стиля взаимодействия с окружающими людьми, при котором он сможет сотрудничать с окружающими и одновременно получать пользу от этого сотрудничества; • любви и супружества, предполагающей понимание и принятие факта существования двух полов и зависимость развития человечества от эмоционального и физического взаимодействия людей. 2. Формирование и тип жизненного стиля зависят от следующих, факторов: • соотношения в человеке двух движущих сил развития личности — стремления к превосходству и социального интереса, то есть уровень развития этих сил: высокий (низкий) уровень стремления; • к превосходству и высокий (низкий) уровень социального интереса; • преобладания положительных или отрицательных сторон в каждой из этих движущих сил, например сценарий, сформированный на основе преобладания отрицательных сторон стремления к превосходству и положительных сторон социального интереса. Каждый жизненный стиль имеет свои характеристики и отличительные особенности, обусловленные сочетанием двух движущих сил развития, и демонстрирует специфику разрешения трех основных жизненных проблем. Жизненный стиль " реальная компенсация" предполагает: • нахождение позитивных способов удовлетворения своего стремления к превосходству; • выраженный социальный интерес в его положительной окраске, то есть стремление к контакту с себе подобными и получение пользы и удовлетворения от этого контакта; • успешное решение индивидом всех трех жизненно важных проблем. Жизненный стиль " ненужные, никчемные" предполагает: • неразвитый социальный интерес; • отсутствие стремления к превосходству; • сниженные стремления в отношении окружающих людей, себя, и своей реализации; • нечеткие жизненные цели, ориентация на общие правила и жизненные установки. Жизненный стиль " пустые делатели добрых дел" предполагает: • развитый социальный интерес; • отсутствие стремления к превосходству как в положительном, так и в отрицательном ключе; • не сформировано стремление к изменению себя, развитию своих способностей и компенсации своих слабостей; • решение проблемы коммуникации и взаимодействия с другими часто носит негативный оттенок, так как люди не умеют реализовать себя на благо окружающих и, как следствие, не получают отдачи; • та же негативная тенденция наблюдается и в решении двух других жизненно важных проблем: неиспользование своего потенциала приводит к негативным результатам. Жизненный стиль " псевдокомпенсация" имеет следующие характерные особенности: • выраженное стремление к превосходству; • социальный интерес либо не выражен вовсе, либо имеет негативный оттенок: • при невыраженном, или нулевом, социальном интересе человек ориентирован на поддержание собственного " нарциссического" комплекса; • в случае негативно выраженного социального интереса использует стратегию манипуляции при взаимодействии с окружающими; • в преодолении жизненных трудностей стремится не обучаться смелости и адекватности поведения и своих проявлений, а формирует у себя иллюзию того, кем или чем хочет казаться. Существуют следующие способы псевдокомпенсации, рассматривающиеся как отдельные сценарии жизни: • стиль " уход в болезнь", предполагающий: - нахождение человеком оправданий своим неудачам; - увеличение возможностей контролировать окружающих и управлять ими; - гарантию получения эмоциональной поддержки со стороны окружающих; • стиль " уход в слабость", предполагающий: - стремление к избеганию неудачи, а не к достижению успеха; - использование своей моральной или иной слабости как инструмента управления другими людьми; - охотное признание своей слабости и неспособности к самоконтролю, но отрицание у себя стремления к превосходству во всем; • стиль " леность", характеризующийся: - оправданием собственных неудач; - отсутствием инициативы и активности в решении жизненных проблем; • стиль " лживость", предполагающий: - использование хитрости и обмана для привлечения внимания окружающих к своей персоне; - использование своих достижений для манипуляции другими; наличие сурового родителя, сформировавшего у ребенка установку " ложь безопаснее правды"; • стиль " жестокий тиран", характеризующийся: - столкновением человека с ярко выраженной чертой избалованности с ограничениями жизни и невозможностью удовлетворения любых своих потребностей; - использованием жестокости или слабости как мести за фрустрирующее влияние окружающей среды; - проявлением непримиримости, педантичности, " домашней тирании" и т. п., то есть не ярко выраженными проявлениями жестокости в прямом смысле этого слова; • стиль " комплекс превосходства", предполагающий: - снижение ощущения собственной неполноценности и недостаточности; - оказание позитивного и негативного влияния на окружающих; - использование собственных достижений для управления окружающими и поддержания иллюзии избранности; •стиль " самореклама", характеризующийся: - стремлением завоевать одобрение и привязанность окружающий через признание факта своего существования; - формированием на основе оценочных суждений родителей о качествах и поведении ребенка; - отсутствием собственной системы оценивания себя, зависимостью от оценок окружающих как в детстве, так и во взрослом возрасте; потребностью в постоянном одобрении, поддержке и защите со стороны окружающих, зависимостью от окружающих.
|