![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Использование метода анализа ранних детских воспоминаний
1. Метод " анализа ранних детских воспоминаний" был разработан в рамках адлерианской концепции психотерапии. В психотерапии и психологическом консультировании данный метод может использоваться в следующих целях: • исследовательской, позволяющей изучить специфику жизненного стиля личности; • диагностической, помогающей консультанту понять влияние индивидуального стиля жизни на проблематику и затруднения клиента и изучить и понять актуальное состояние клиента; • психотерапевтической, коррекционной, делающей возможным изменение и формирование более адаптивного стиля жизни. Метод анализа ранних детских воспоминаний имеет следующие преимущества: • позволяет клиенту нейтральным или содержащим минимум тревожности и иных негативных эмоций способом осветить и сообщить консультанту свои жизненные цели, специфику своего отношения к окружающим и свой взгляд на мир, свою картину мира; • ориентирован не только на реальные воспоминания детства, но и на такие воспоминая, которые клиент считает таковыми, но которые не являются реальными на самом деле, то есть позволяет работать с фантазиями клиента, • может использоваться как для групповых, так и для индивидуальных консультаций. Метод анализа ранних детских воспоминаний имеет следующие недостатки и ограничения: • часто отражает актуальное состояние клиента, то есть при определенном актуальном состоянии человек выбирает и озвучивает соответствующие воспоминания. Например, если актуальное состояние клиента предполагает тревогу и грусть, то воспоминания, которые он выберет и озвучит, будут носить тот же самый характер, но это не означает, что весь жизненный стиль клиента основан на этих чувствах, и консультант должен помнить и учитывать это при анализе индивидуального стиля жизни клиента; • у клиента может возникнуть нежелание или отказ воспроизводить свои ранние воспоминания, обусловленные различными внешними факторами: - травмирующими событиями детства (инцест, насилие, депривация и т. п.); - изменением жизненного стиля в процессе развития и роста и отсутствием реального детского воспоминания, которое подходило бы под новый жизненный стиль; - различными мозговыми и неврологическими нарушениями; - отсутствием доверия к консультанту и консультированию вообще или недостаточным ощущением безопасности; - субъективность интерпретаций, как и в любом другом проективном методе, отсутствие четкой и подробной системы получения, оценивания и интерпретации ранних детских воспоминаний. 2. Процедуры получения материала ранних детских воспоминаний может осуществляться: - через письменное изложение клиентом нескольких (например, шести) воспоминаний с расстановкой определенных акцентов; - ответ на ряд специальных вопросов, ориентированных на ситуации из детства. о использовании метода анализа ранних детских воспоминаний. В использовании метода анализа ранних детских воспоминаний существует следующая специфика: • предпочтительно (в классическим адлерианском методе) записывание клиентом своих воспоминаний с фиксированием мельчайших деталей; • основное внимание консультанту необходимо обратить на первое воспоминание клиента, а затем, если по разным причинам на его основе не удалось получить и проанализировать необходимый материал, работать со следующими воспоминаниями; • необходимо обратить внимание на определенные содержательные категории воспоминания клиента, то есть анализ того, что присутствует в воспоминании по определенному порядку и в соответствии с определенной принадлежностью, а также понять, каким образом и что именно в жизненном стиле личности отражают эти категории; • консультант должен уметь понять знаки и символы, а также общее содержание предлагаемого клиентом воспоминания и проинтерпретировать их для себя и выдвинуть по каждой категории рабочие гипотезы, с тем чтобы впоследствии проверить эти гипотезы в сравнительном анализе стиля жизни клиента, его мнения о себе и мнения консультанта; • после сбора материала о ранних детских воспоминаниях консультанту в беседе в клиентом следует обсудить, проанализировать полученную информацию, и это может стать темой консультативного процесса. Выделяются следующие категории анализа ранних детских воспоминаний: • люди. присутствующие или отсутствующие в воспоминаниях: - мать и отец; - родные и двоюродные братья и сестры; - бабушки, дедушки и другие родственники; - посторонние люди (гости, друзья, соседи и т. п.); • тип событий, которые присутствует в воспоминании: - опасности, несчастные случаи, телесные и другие наказания; - болезни и смерть; - проступки, кражи, сексуальные эксперименты и т. п.; «новые жизненные ситуации; • способ восприятия ситуации клиентом, когда он находится в той детской ситуации, которую воспроизводит: - преобладающий вид чувствительности, то есть какая модальность или система восприятия преобладала у клиента в той ситуации; - ощущение принадлежности, то есть какое местоимение — " Я" или " МЫ" употребляет клиент в описании ситуации из воспоминания; - чувства и эмоции, которые испытывал клиент в предлагаемом воспоминании.
|