Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды жизненных сценариев
1. Понятие жизненного сценария было введено в психологию Э. Берном — основателем трансактного анализа — одного из направлений в теории личности и психотерапии. Жизненный сценарий понимается как определенный жизненный план, похожий на спектакль, который личность вынуждена играть. Жизненный сценарий имеет следующие особенности: • формируется на основе позиций, принятых ребенком в детстве через родительское программирование. Родительское программирование понимается как посыл сообщений с определенными знаками плюса или минуса как вербального, так и невербального характера, охватывающих большинство сфер жизни человека. Формированию определенного жизненного сиенария в личностной, коммуникативной, профессиональной и других сферах могут способствовать послания родителей, например: - " Ты прямо артист"; - " Тебе ни за что не добиться высоких результатов в этом спорте"; - " С твоими данными не рассчитывай выйти замуж"; - " У тебя прямо талант к рисованию"; - " Ты очень красива и без труда выйдешь замуж" и др.; • современная концепция жизненных сценариев утверждает, что выбор и решение следовать тому или иному сценарию возникает у человека как реакция, ответ на реальные или воображаемые родительские послания, и, таким образом, человек сам создает свой сценарий, а следовательно, может изменить его. 2. Сценарии жизни, так же как и жизненные стили, могут иметь различные проявления и по-разному осуществляться в поведении человека. Характер жизненного сценария зависит от характера сценарных сообщений, которые использовались в родительском программировании. Родительские сценарные сообщения могут быть: • конструктивными, которые способствуют формированию позитивного жизненного сценария личности, включающего адекватную самооценку и уровень притязаний, адекватные установки и паттерны поведения, а также схемы взаимодействия с окружающими людьми. Примером таких родительских сообщений могут быть невербалъные " поглаживания", не носящие оценочного характера: - " Я уверена, что тебе удастся это сделать"; - " Как хорошо, что ты именно такой"; - " Какой ты у нас молодец" и т. п.; • деструктивными, которые формируют негативный жизненный сценарий, включающий в себя негативные поведенческие и эмоциональные установки в отношении себя и других, мешающие индивиду адаптироваться в окружающей среде. В самых крайних формах деструктивные высказывания ведут к трагическим сценариям самоубийства, асоциального поведения и т. п. Примером таких родительских сообщений могут быть высказывания: - " Уж лучше бы тебя не было, от тебя одни проблемы"; - " Ты ведешь себя, как типичный преступник"; - " Тебя ожидает будущее уголовника, если ты не изменишь свое поведение" и т. п.; • непродуктивными, которые не способствуют формированию у индивида позитивного жизненного сценария, а ориентируют его на непродуктивные способы взаимодействия с реальностью и с самим собой, формируют неадекватную самооценку, установки и паттерны поведения, заставляя индивида использовать ненадежные пути адаптации к среде и способы удовлетворения возникающих потребностей. Примером такого родительского программирования могут служить высказывания: - " С таким характером не жди ничего хорошего в своей жизни"; - " Ты совершенно никчемный человек"; - " С такими внешними данными не рассчитывай на удачное замужество"; - " С твоими мозгами ты не достигнешь ничего в этой жизни" и т. п. Формирование того или иного сценария зависит также и от среды, в которой существует и развивается индивид. На основании типа среды можно выделить следующие виды сценариев: • культурные сценарии, предполагающие наличие в жизненном сценарии индивида общих установок и паттернов поведения, предписанных той или иной культурой, например существующее в какой-либо культуре определенное отношение к браку и разводам может способствовать такому жизненному сценарию индивида, при котором он будет строить свою семейную жизнь в соответствии с принятыми общекультурными стереотипами; • субкультурные сценарии, которые предполагают влияние на формирование того или иного жизненного сценария норм и традиций определенного субкультурного сообщества, например ценности так называемого " среднего класса", к которому принадлежит семья ребенка, могут способствовать у него формированию определенного отношения к карьере, к браку и т. п.; • семейные сценарии, то есть повторение определенного сценария в семье из поколения в поколение, могут оказывать существенное влияние на индивидуальный жизненный сценарий личности, например " тяжелая женская доля" всех женщин семейного клана, или определенные традиции в выборе профессионального жизненного пути, когда все мужчины семьи выбирают одну и ту же профессию; • индивидуальные сценарии, то есть те сценарии, которые являются уникальными для каждого конкретного человека и формируются как под воздействием культурных, субкультурных и семейных стереотипов, так и под влиянием родительского программирования или вопреки таковому, например жизненный сценарий " неудачник" или сценарий " единственного ребенка в семье" и т. п. Индивидуальные жизненные сценарии могут быть двух основных видов: • жизнь по сценарию, когда индивид строит свою жизнь в полном соответствии с родительским программированием и на основе того индивидуального сценария, который был у него сформирован под воздействием культуры, субкультуры, семейных мифов и сценариев; • жизнь по антисценарию, предполагающему отрицание индивидом родительских сценарных сообщений и построение такого индивидуального жизненного сценария, который полностью отличается от культурных, субкультурных, семейных установок и т. п., например стремление дочери к карьере, притом что мать является домохозяйкой и именно эти ценности и установки прививались дочери с раннего детства.
|