![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль консультанта в групповом психологическом консультировании
1. Под групповым психологическим консультированием понимается терапевтическое взаимодействие между консультантом (несколькими консультантами) и группой клиентов, объединенных по определенным признакам и критериям. Критерии отбора участников в одну группу зависят от консультативных и терапевтических целей и задач в конкретной группе. Специфика групповой работы рассматривается через следующие составляющие: • критерии объединения участников в группу; • пространственно-временные и организационные особенности проведения групповой работы; • место и роль консультанта в группе; • формы применения группового консультирования. Критериями объединения участников в группу могут быть: • сходство категорий проблем участников группы, когда группу составляют участники со сходными проблемами или диагнозами; • разнообразие в проблематике членов группы, предполагающее нахождение в одной группе участников с противоположными проблемами и затруднениями; • однородность общих характеристик членов группы: пол, возраст, образование, черты личности, проявления в поведении и т. п.; • разнородность в составе группы, предполагающая продуманное разнообразие типов личности, включающее в себя наличие таких типов, как тревожный, прямолинейный, агрессивный, эмоционально-стильный, зрелый, депрессивный и др.; • постепенное формирование группы, то есть подбор конкретных участников для конкретной группы с учетом целей, задач и групповой динамики в данной группе, предполагающий, что изначально группу составляют 2—3 участника, а затем в соответствии с их потребностями подбираются остальные члены группы; • ролевые вакансии в группе, то есть включение участника в ту или иную группу определяется тем, какие роли в данной группе не присутствуют и соответствует ли типичное поведение предполагаемого участника потребностям группы. Выделяют следующие типичные ролевые позиции (роли) участников группы: - родительские фигуры (строгий родитель, опекающий родитель и т. п.); - сексуальный объект; - эмпатичный человек, " жилетка", все понимающий; - " подросток", " хулиган", аутсайдер и т. п.; - " бабник", " роковая женщина" и т. п.; - третейский судья, блюститель справедливости и т. п.; - " сноб", " VIP-участник"; - " ученый-эрудит", " профессор", " умник". 2. Существуют следующие пространственно-временные и организационные особенности проведения групповой работы: • количество участников: - минимальное количество участников, необходимое для успешной работы, - не менее 3—4 человек; - максимальное количество участников группы — 10—12 человек; - оптимальное количество участников группы — 8 человек, так как это позволяет: = делить участников на мини-группы для осуществления каких-либо специальных групповых техник и упражнений; = обеспечивает достаточное разнообразие ролей внутри группы; = позволяет консультанту осуществлять эффективное руководство в группе и двигать группу в нужном для достижения поставленных целей направлении; = позволяет каждому участнику проявить себя с временной точки зрения, то есть каждому хватит времени для проработки своих проблем, высказываний, откликов и т. п.; • пространственно-временные и организационные характеристики, включающие в себя: - место для участников и обстановку в помещении. Необходимо создание физических условия, для того чтобы каждый участник; = чувствовал себя комфортно и безопасно; = мог слышать и видеть других участников и руководители группы; = сам мог выбрать себе место; = предпочтительной фигурой пространственной организации является круг, а также отсутствие столов между участниками; - продолжительность сеансов и перерывов между ними, включающие следующие аспекты: = зависимость частоты и длительности сеансов от теоретической ориентации консультанта и конкретных целей консультирования; = зависимость продолжительности группового сеанса от частоты встреч в неделю: чем больше встреч (2—3 раза в неделю), тем менее продолжительными они должны быть (не более 1 часа), и, наоборот, при редких (1 раз в неделю) встречах продолжительность группового сеанса возрастает (1, 5-2 часа); = при ориентации групповой работы на глубинные слои личности и проработке глубоких внутриличностных затруднений и бессознательных аспектов сеансы следует проводить 3 раза в неделю по 1 часу, так как это позволяет сохранять эмоциональную вовлеченность и интенсивность межличностных взаимодействий участников группы; - степень проницаемости группы для новых участников, на основе которой выделяются следующие типы групп: = открытая группа, когда границы проникновения в группу прозрачны и участники могут приходить в группу и покидать ее по определенным причинам (достижение личных целей, решение не посещать более группу, невозможность посещения группы из-за внешних причин и т. п.); = закрытая группа, когда состав, образованный в начале группы, остается на протяжении всего ее существования и новые участники не могут попасть в данную группу. Выделяют следующие формы применения группового консультирования: • групповые методы как дополнительный метод воздействия при акценте на индивидуальную работу с каждым клиентом; • групповые методы как основные методы терапевтического воздействия, а индивидуальные консультации выступают как вспомогательные методы работы; • комбинирование методов. 3. Место и роль консультанта в групповом консультировании очень разноплановы и определяются следующими факторами: • теоретической ориентацией консультанта: - в психоаналитических группах консультант занимает четкую структурированную позицию и осуществляет четкое руководство, направляя процесс работы группы, предлагая темы для осуждения и т. п.; - в клиент-центрированных и экзистенциальных группах консультант минимально вмешивается в работу группы, оставляя ей право выбора основных моментов и лишь используя некоторые техники воздействия, упражнения и минимальное руководство; - целями и задачами конкретной группы, а также глубинной прорабатываемых проблем; • составом групп: - группы, ориентированные на формирование определенных навыков (социально-психологические тренинга), часто имеют жесткую структуру и план работы, в связи с этим консультанту отводится роль руководителя группы, осуществляющего жесткое и структурированное руководство; - группы, цель которых — работа по глубинной перестройке личности, чаще имеют более гибкую структуру и ориентированы на выражение и проработку различных чувств, а задача консультант — подведение участников к достижению инсайта и катарсиса, а эти процессы довольно сложно жестко структурировать. Консультант как руководитель группы, независимо от того, насколько структурированно и жестко он осуществляет руководство, выполняет следующие функции: • постановка проблемы, когда руководитель группы прямыми или косвенными способами формулирует тему беседы, сессий, всего процесса работы; • сдерживание, когда руководитель, используя различные методы и техники, выдерживает баланс активности участников, продвигая к работе или высказыванию одних и сдерживая излишнюю активность других участников; • проверка настроений, то есть выяснение баланса мнений в группе относительно того или иного вопроса, действия и т. п.; • разработка идей, когда высказанные участниками группы идеи и мнения дорабатываются, углубляются консультантом, что подводит участников к более глубокому осмыслению выдвинутой идеи, высказывания или темы; • ограничение, то есть напоминание группе об ограничениях в работе (временные, этические и иные ограничения); • активизация, повышение мотивации участников группы на работу и прорабатывайте своих проблем и поставленных задач, а также общая активизация группы; • обслуживание группы, то есть выполнение административных, организационных и хозяйственных обязанностей; • содержательное участие, то есть принятие наряду с руководящей позицией позиции равного участника группы в момент обсуждения различных тем и вопросов; • ускорение прогресса группы и применение для этой цели следующих средств воздействия: - инициатива, когда руководитель предлагает новые идеи для обсуждения на основе " внутренних" смыслов высказываний участников группы; - поправки, то есть внесение корректировок в обсуждение темы; поддержка, осуществляемая с целью принятия той или иной продуктивной идеи, выдвинутой кем-то из участников, всей группой; - сопротивление, оказание влияния на группу с целью отклонения или оспаривания той или иной непродуктивной идеи; обобщение, объяснение или прояснение содержания идеи, демонстрация контрастности или схожести идей, то есть аналитическая деятельность; - вопросы, которые может задавать консультант с целью прояснения ситуации или проблемы, а также направления обсуждения в нужное русло; - отвлечение, когда руководитель закрывает обсуждение той или иной темы различными способами — прямыми или косвенными замечаниями, шуткой и т. п.; -контроль, когда руководитель ограничивает активность одних и повышает и развивает активность других участников группы; - информация, то есть предоставление группе информации различного рода.
|