Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема профконсультации в ситуации потери или поиска работы
1. Под профориентационным психологическим консультированием в службе занятности населения понимается деятельность психолога-профконсультанта, направленная на оказание психологической поддержки безработному, помощь в профессиональном самоопределении, выборе и поиске работы. Выделяются следующие задачи профконсультаиии в службе занятости населения: • информационно-справочная, просветительская, ориентированная на предоставление различного рода информации, связанной с профессиональным выбором и поиском работы; • диагностическая, ориентированная на самопознание клиента; • психологическая, ориентированная на оказание психологической поддержки в стрессовой ситуации, вызванной потерей, поиском работы, необходимостью или желанием профессионального самоопределения; • помощь клиенту в выборе профессионального пути и принятии решения о своем дальнейшем профессиональном развитии. Приоритетность решения той или иной задачи обусловлена причиной, по которой клиент обратился в службу занятости, и ситуацией, в которой проводится консультирование. Выделяются следующие причины обращения в службу занятости населения, при которых необходимо профориентаиионное психологическое консультирование: • отсутствие профессии у безработного; • низкий образовательный уровень; • отсутствие подходящей вакансии для клиента; • желание сменить профессию или проблема выбора новой специальности; • наличие у клиента проблем психоэмоционального характера: стрессовое состояние; тревога; волнение; подавленность и т. п., связанных с профессиональным выбором или поиском работы; • неадекватная заниженная или завышенная самооценка; • желание и потребность быть выслушанным и понятым; • отсутствие четко разработанного плана своего профессионального развития; • неадекватное, неуспешное поведение во время прохождения собеседований; • плохое знание рынка труда и профессий; • определенный социальный статус безработного (демобилизованный из армии, вернувшийся из мест лишения свободы и т. п.); • потеря работы в связи с увольнением по сокращению штата; • направление на переобучение или повышение квалификации. 2. Задачей профконсультанта в службе занятости населения является содействие клиенту в решении проблем, связанных с профессиональным самоопределением, выбором и поиском работы. Выделяются следующие функции профконсультанта в центре занятости: • профинформация, включающая в себя: * создание информационного банка данных для клиентов, содержащего в себя различные сведения: - профессиограммы различных профессий; - рейтинг профессий; - информацию об учебных заведениях; * информационно-стендовую работу внутреннего (на базе центра занятости) и внешнего (использование СМИ, выставок и т. п.) характера; * участие и работу на различного рода конференциях, семинарах, совещаниях, посвященных проблемам профориентации; • профотбор, понимаемый как установление оптимального соотношения между требованиями профессии и качествами клиента и включающий в себя: * психологическую диагностику индивидуальных свойств и способностей личности; * оценку индивидуальных способностей личности в соответствии с требованиями профессии; * принятие решения о степени профессиональной пригодности; • организационно-методическая работа, предполагающая: * знание консультантом всего спектра методик профориентации и профдиагностики;. работу с психодиагностическим инструментарием; * повышение квалификации в области профориентации, самообучение; • профконсультирование, понимаемое как процесс, целью которого является достижение согласования между желаниями, потребностями, способностями, психологическими особенностями клиента, а также его представлениями о спросе на данную профессию и реально существующим положением на рынке труда, • психологическая поддержка. 3. Под психологической поддержкой в профориентационном консультировании понимается деятельность консультанта, предполагающая использование различных мер, техник и приемов психологической помощи лицу, оказавшемуся в ситуации потери работы или профессионального кризиса, объединенных в единую целенаправленную систему. Профконсультант выполняет следующие задачи, ориентированные на оказание психологической • в области профессионального консультирования: * формирование уверенности человека в своей способности справляться с трудностями поиска работы и стрессом, который вызывает этот процесс, а также создание чувства уверенности в собственных силах; * формирование установки на поиск работы и проявление деятельной, активной позиции; * формирование, активизация навыков эмоциональной и волевой саморегуляции, помогающих справляться с трудностями поиска работы и стрессом; работа с мотивационной сферой, предполагающая: - анализ мотивации и потребностей личности; - активизацию профессиональных мотивов и потребностей; - коррекцию профессиональных мотивов и потребностей в соответствии с реальными способностями; • в области профессионального обучения и переквалификации: * формирование готовности к преодолению трудностей, которые могут возникнуть в процессе профессионального обучения и переквалификации; активизация, развитие познавательных мотивов, формирование интереса у обучению; * активизация психических функций, необходимых для успешного обучения и обеспечивающих познавательную деятельность; • в области трудоустройства: * создание атмосферы благожелательности, позитивного отношения к проблеме поиска работы, способствующих активному и результативному поиску работы; активное слушание, демонстрация желания помочь, сочувствия; • в области психологической коррекции: * формирование адекватной самооценки, способствующей принятию адекватного решения; * формирование установки поведения преодоления трудностей; устранение или ослабление скрытого или явного эмоционального неблагополучия, включающего в себя присутствие следующих отрицательных эмоциональных состояний: - повышенная тревожность; - чувство неуверенности в себе, в собственном будущем; - страх из-за неопределенности; - излишняя нервозность, слезливость; - эмоциональная неустойчивость; - пассивность и индифферентность; - агрессивность и конфликтность; • формирование эффективных форм поведения. 4. Успешность профконсультирования во многом зависит от компетентности и подготовленности профконсультанта. Одной из областей, в которых профконсультант должен уметь ориентироваться, является область изучения и исследования личностных качеств и психологических характеристик безработных граждан — клиентов службы занятости населения, а также знание типов безработных На основе уровня активности и самостоятельности в поиске работы, а также степени эмоциональной вовлеченности в данную проблему можно выделить 4 типа безработных граждан: • первый тип безработных имеет следующие характеристики: - обычно не нуждается в помощи службы занятости и чаще всего не регистрируется как безработный; - полностью самостоятелен в профессиональном самоопределении и поиске работы; - ориентирован на быстрый поиск новой подходящей работы; • второй тип безработных имеет следующие характеристики: - регистрируется в службе занятости как безработный с целью полного использования ее ресурсов по поиску работы, - самостоятельность в принятии решении о том, какая работа для них максимально подходит; - адекватность и обоснованность профессионального плана; • третий тип безработных, имеющий следующие характеристики: - болезненное переживание потери работы, на которое уходит достаточно большой промежуток времени; - стадия переоценки ценностей наступает через довольно длительный срок (иногда до года); - принятие решения об изменении своего профессионального положения чаще всего происходит не самостоятельно, а с помощью участия в специальных социально-реабилитационных программах; • четвертый тип безработных характеризуется такими особенностями: - переживание серьезных и глубоких конфликтов, связанных с потерей работы; - потеря работы может стать толчком к неблагоприятным личностным и социальным изменениям, вплоть до алкоголизма, наркомании, суицида, преступной деятельности; - необходимость прохождения специальных реабилитационных программ. Выделяют следующие психологические характеристики безработного: • снижение чувства общей удовлетворенности своей жизнью, обусловленное невозможностью удовлетворения своих ведущих потребностей как низшего уровня, то есть материальных потребностей, так и высшего уровня, то есть потребностей в самоактуализации, проявлении своей активности и реализации себя; • нарушение существовавшей ранее иерархии и потребностей и мотивов, в связи с чем на первый план выступают менее значимые мотивы, например проблема свободного времени и его траты, а более значимые, например забота о своем авторитете, статусе, отходят на второй план; • усиление чувства одиночества и социальной изоляции из-за отсутствия привычных контактов с окружающими; • потеря ощущения времени, отсутствие распорядка дня, неорганизованность в связи с изменением привычного стиля жизни; • нарастание апатии, пассивности, покорности, обусловленное неудачами в поиске работы, отказом потенциальных работодателей, общим состоянием депрессии; • преобладание настроения пессимизма, основанного на неверии в собственные силы, в результативность своих поисков; • потеря стремления к упорядоченности своей жизни, основой которого может быть резкое изменение стиля жизни, общая дезорганизация личности; • повышение возбудимости, агрессии, связанное с невозможностью удовлетворения своих актуальных потребностей. Наиболее сильно эти характеристики проявляются в ситуации потери человеком работы не по собственной инициативе, а в ситуации увольнения по инициативе организации или из-за сокращения штатов. В ситуации потери работы человек проходит в своих эмоциональных переживаниях определенные закономерные стадии. Выделяют следующие стадии эмоциональных переживаний при потере работы: • первая стадия, которая характеризуется переживанием шока, эмоционального потрясения и вместе с тем может переживаться и чувство облегчения при известии об увольнении. Степень эмоционального потрясения зависит от того, насколько сотрудник был готов к известию об увольнении; • вторая стадия определяется как неприятие действительности, то есть отказ верить в произошедшее. Острота этого переживания также зависит от того, насколько неожиданным было увольнение; • третья стадия характеризуется активным проявлением отрицательных эмоций как реакцией на увольнение, например безработный может демонстрировать гнев, возмущение, негодование и т. п.; • четвертая стадия, предполагающая " уход в себя", для которого характерно: - депрессивное настроение, подавленность; - состояние отчаяния; - снижение волевой саморегуляции и поисковой активности; - ощущение собственной ненужности и никчемности; - бесперспективность своей жизни; • пятая стадия, предполагающая переоценку ценностей, то есть пересмотр безработным отношения к себе, к своей жизни, и к проблеме поиска работы. Данная стадия не является обязательной, то есть она может наступить, и это обусловит выход из кризиса, связанного с потерей работы, либо может не наступить, что приведет к нахождению безработного в данном состоянии или к ухудшению состояния. 5. Профконсультация может быть как единовременной, когда для решения проблемы клиента достаточно одного приема, и многоразовой, предполагающей несколько встреч профконсультанта с клиентом, каждая из которых будет иметь свою цель. При единовременной консультации может быть использована следующая схема работы: • изучение профессиональных интересов и склонностей клиента; • диагностика профессиональных способностей и умений, а также необходимых личностных качеств клиента; • определение профпригодности к разным видам деятельности на основе диагностических данных; • изучение мотивации профессиональной деятельности, иерархии потребностей клиента и его уровня притязаний; • выявление степени согласованности между желаниями и профессиональными притязаниями клиента, его реальными возможностями и требованиями рынка труда той конкретной профессии, на которую он ориентирован (если таковая имеется); • изучение профессионального плана клиента, коррекция, если выявлены сильные расхождения между желаниями клиента и реальными возможностями; • формирование индивидуального карьерного плана в случае отсутствия у клиента профессиональных целей или четких представлений о том, каким образом он их достигнет. В том случае, когда выявляется необходимость многократной профориентации, рассчитанной на несколько встреч, может быть использована следующая схема работы: • первичная ознакомительная беседа с целью анализа общего эмоционального состояния, выявления некоторых склонностей клиента, постановки профориентационных целей и планирования дальнейших встреч; • вторичная профконсультационная беседа, носящая более углубленный характер и предполагающая наблюдение, анкетирование и опросы клиента; • полная профконсультационная встреча, предполагающая проведение различных психодиагностических процедур, ориентированных на выявление склонностей, способностей и задатков клиента; • профконсультационно-коррекционная беседа, предполагающая на основе всех полученных диагностических данных: - разработку рекомендаций и карьерного плана; - тренинговые, коррекционные и терапевтические процедуры; • в некоторых случаях осуществляется завершающая встреча, предполагающая подведение итогов процесса профориентационного консультирования.
|